В последние годы появляется все больше знаний в области нейробиологии, которые интересны не только ученым, но и практикам в различных областях. Новые исследования о мозге расширяют возможности человека в сфере саморазвития. Но при этом не так просто разобраться, в каких случаях приставка «нейро» действительно говорит о технологиях и методиках, основанных на новых научных знаниях, а в каких – просто грамотный маркетинговый ход. IQ Media запускает серию материалов на эту тему.
И начнем с танца, а вернее, с того, как эта практика влияет на работу мозга, что такое нейротанец (Neuro Dance) и каким образом можно использовать последние научные данные в области нейробиологии танца для улучшения физического и психического здоровья.
Люди практикуют танец с древности. И, конечно, не нужно быть ученым, чтобы понимать, что танец каким-то особым образом воздействуют на человеческую психику, помогает поддерживать здоровье и физическую форму и, само собой разумеется, в силу своей социальности влияет на отношения между людьми. Исследователи всерьез заинтересовались этой темой относительно недавно – в социальных науках она появилась во второй половине XX века, а такая дисциплина, как нейробиология танца, начала развиваться около 30 лет назад. Тем не менее за это время появились тысячи научных работ, отражающих различные аспекты связи танца с работой головного мозга, нервной системой, психикой. В 2023 году был опубликован их систематический обзор. Собрав и проанализировав различные исследования, ученые выделили следующие исследуемые нейробиологами аспекты и феномены, связанные с танцами:
Ученые, проводящие исследования во всех этих областях, пытаются объяснить, что происходит на нейробиологическом уровне, когда человек погружается в процесс танца на профессиональном или любительском уровне, или тем или иным образом соприкасается с ним.
Так, например, есть исследование, в котором сравнивалось, как функционирует мозг танцоров, музыкантов и людей других профессий, при прослушивании одного и того же произведения – музыки из балета «Кармен-сюита» (Родиона Щедрина – Жоржа Бизе). Было продемонстрировано, что мозг танцоров быстрее реагирует на изменения тембра музыки, чем мозг музыкантов и представителей контрольной группы. Ученые пришли к выводу, что мозг профессиональных исполнителей танцев, вероятно, настроен на более тонкую предварительную обработку изменений тембра музыки. Молниеносные реакции, которые срабатывают на бессознательном уровне, позволяют танцорам в совершенстве выражать музыку через движения тела.
Изучение особенностей работы мозга людей, занимающихся хореографией – отдельная тема исследований. Однако танец способен «дотянуться» до мозга человека, даже если тот просто зритель. И тут можно в какой-то степени переосмыслить ценность походов на балет или вечера фламенко. Даже если человек не совершает никаких движений телом, но при этом является наблюдателем, свой особый танец «исполняют» нейроны.
Этот процесс также в фокусе внимания нейроэстетики — молодой научной дисциплины, которая в числе прочего исследует влияние танца на работу мозга и, соответственно, тела. В целом, как отмечает директор Института психологии здоровья НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Владимир Косоногов, танец занимает важное место в нейроэстетике, благодаря особой связи между мозгом и телом.
В конце XX века итальянских нейрофизиолог Джакомо Риццолатти и его коллеги обнаружили так называемые зеркальные нейроны, которые активируются как при выполнении определенного действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим. Через зеркальный принцип работы мозга ученые пытаются объяснить не только то, почему младенец с рождения способен подражать взрослым – повторять движения, звуки и т.д., но и способность человека к эмпатии — пониманию чувств другого, сопереживанию, а также восприятию искусства. Благодаря зеркальным нейронам существуют позитивные эмоции от спорта, балета и цирка, и все это ученые могут видеть с помощью датчиков, рассказывает в своих лекциях о зеркальном принципе работы мозга ученый из МГУ, специалист в области физиологии и нейробиологии Вячеслав Дубынин.
Не тему теории зеркальных нейронов, несмотря на множество исследований, пока еще существуют дискуссии среди представителей науки. Тем не менее, вопросу того, что происходит в мозге человека, наблюдающего за танцами, нейробиологи уделяют особое внимание. Тем более, что пока исследовать активность мозга во время танца технически очень сложно.
В последние годы растет объем знаний, связанных с практическим влиянием танцев на здоровье человека. «Результаты исследований в области нейроэстетики подтверждают то, что танцоры и поклонники танца давно подозревали: переживание танца — как во время исполнения, так и при его наблюдении — оказывает значительное влияние на наше физическое, психологическое и эмоциональное состояние», — отмечает Владимир Косоногов. Это влияние достаточно многоплановое. «Установлено, что танцы способствуют облегчению головной боли, развитию пространственного мышления, улучшают настроение и способствуют выделению таких приятных химических веществ, как серотонин, дофамин и окситоцин, и многому другому», – рассказывает ученый.
У занимающихся танцами, вероятно, больше шансов оставаться здоровыми и сохранять ясность рассудка в преклонном возрасте. «Существует распространенное, хотя и не повсеместное мнение, что танцы повышают нейропластичность мозга, то есть его способность изменяться и адаптироваться, что особенно важно в поздние годы для предотвращения дегенеративных процессов», — рассказывает Владимир Косоногов.
Есть исследования, которые свидетельствуют, что танцы могут благотоворно действовать на активность мозга и психику людей, страдающих депрессией и шизофренией, болезнью Паркинсона, а также церебральным параличом.
В практическом ключе — в целях физического и психического оздоровления — танец использует танцевальная или танцевально-двигательная терапии (ТДТ). Это одно из направлений в психотерапии, имеющее свою школу, историю и методики работы с различными проблемами и заболеваниями. Нередко танцевально-двигательная терапия используется внутри других психотерапевтических подходов.
По мере того, как появляется все больше знаний в области нейроэстетики и нейробиологии танца, все чаще можно встретить такое понятие, как «нейротанец» (Neuro Dance). Пока рано говорить о нем, как об отдельном оформившемся направлении в области психотерапии или танцевальной терапии. Речь может идти о сочетании тренировок для мозга с танцевальными практиками или/и об использовании в процессе танцевальных практик нейротехнологий, например, обручей, шапочек, регистрирующих активность мозга. Иногда в подобные занятия могут включаться элементы из эзотерических практик. Что основано здесь на научных знаниях, а что является авторским экспериментом или маркетинговым ходом – разобраться не всегда просто.
Например, в сети можно встретить описание практики Нейро Арт танца, на которой человеку предлагают «создать намерение», сконцентрироваться на нем, а в это время будет вестись запись волн мозга с помощью специального оборудования – «шапочки» с датчиками. Далее работа мозга визуализируется в «нейромандалу», которую «танцует» группа. Предполагается, что человек, чьи мозговые волны были визуализированы таким образом, сможет «по-новому увидеть свой внутренний мир».
Теоретически участники такого тренинга могут в процессе или после чувствовать положительный эффект. Но что дает этот эффект – вопрос открытый, отмечает Владимир Косоногов. Он обращает внимание, что танцы с другими людьми сами по себе могут быть полезны, а также способы многократно усиливать положительные эффекты, поскольку помогают установить более прочные социальные связи, создать чувство принадлежности и доверия. Но самое главное, современные нейротехнологии пока еще не настолько продвинуты, чтобы позволить «увидеть внутренний мир».
«Хотя электроэнцефалография дает возможность отслеживать активность мозга в реальном времени с точностью до миллисекунды, она не обеспечивает высокого пространственного разрешения и может мониторить активность ограниченного количества точек, где расположены электроды», — комментирует Владимир Косоногов.
Вероятно терапевтические танцевальные практики с использованием современных знаний из области нейроэстетики, нейробиологии танца и с применением нейротехнологий будут развиваться. Однако с учетом того, что сами научные дисциплины, исследующие связь между танцем и мозгом, еще находятся в стадии развития, как и нейротехнологии, регистрирующие активность мозга, — это скорее вопрос будущего.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!