В современных обществах идеи и практики психотерапии выходят далеко за рамки медицины и распространяются практически на все сферы человеческих отношений. Социологи называют этот процесс «терапевтическим поворотом» и говорят о становлении особой терапевтической культуры.
Что такое терапевтическая культура, как она возникла и какие риски таит в себе, объясняет доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Ольга Симонова.
Расшифровка видео
Здравствуйте, меня зовут Ольга Симонова. Я кандидат социологических наук, доцент кафедры общественной социологии, высшей школы экономики.
Социология стремится познать именно современную эмоциональную культуру. Так вот, драйвером современной эмоциональной культуры является так называемая терапевтическая культура. Процессы, которые протекали в современных обществах, вели к тому, что общества стали массовыми и одновременно индивидуализированными. Одновременно с этим ослаблялась роль важнейших, социальных институтов, в частности, такого института, как религия. А поскольку институт религии отвечал за мировоззренческие функции и выполнял важнейшую функцию человеческого утешения и примирения с жизнью, на его место должно было что-то прийти.
Одних политических идеологий оказалось недостаточно, потому что человеку нужно было обрести смысла и нужно было обрести язык, на котором он мог бы поговорить о себе. Вот тогда начался так называемый терапевтический поворот, когда практики, идеи, приемы психологии, психотерапии вышли за рамки своей профессиональной области и стали распространяться на всем протяжении общества. Зародилась, конечно, терапевтическая культура, можно сказать, в Америке, когда многие психоаналитики фрейдовского толка переехали из Европы в Америку, эмигрировали и там образовали свои институции и распространили психоаналитическую практику очень широко. практики и необходимость психологической поддержки людей стали институционализироваться. То есть и работодатели, и крупнейшие организации понимали, что им нужен специалист, который бы осуществлял такую поддержку. Постепенно профессиональная терапия, профессиональная психология стала оседать или седиментироваться и в более широкие слои.
То есть возникает такой жанр, как популярная психология, когда, собственно, не нужно специального образования, ни медицинского, ни психологического, нужен просто жизненный опыт и возможность дать советы по преодолению трудностей, срывов, усталости или, как сейчас модно говорить, эмоционального выгорания.
Сейчас эмоциональное выгорание принимается нами как само собой разумеющееся, и во многих организациях предусмотрены какие-то защиты эмоционального выгорания. выгорания и поддержки, и даже иногда можно получить диагноз. Вот это вот распространение этих идей произошло, потому что и люди восприняли эти идеи, чтобы работать со своими чувствами, и чтобы их как-то понимать и осмысливать, и, скажем так, достигать своих целей. Вот, например, ценность успеха, в том числе и денежного, она очень важна, и как, собственно говоря, его достигнуть, если ты понимаешь, что условия социальные очень трудные, и, возможно, ресурс преодоления этих трудностей лежит в тебе. То есть если ты начнёшь каким-то образом перестраивать свою жизнь психологически, то, возможно, тебе эта цель будет доступна. И совершенно очевидным стал фокус на человеческих чувствах.
Если ты сумеешь быть, например, уверенным в себе, то тогда тебе любая цель по плечу. Как обрести уверенность? Разгадка этого всего лежит в том, что мы ставим себе обычные социальные и культурные цели, но вот сам способ их достижения оказался психологизированным, то есть довольно рациональным. Когда нам нужен специалист или коуч, тот, кто выступает в роли такого психолога, психотерапевта, который бы нам рационально выстроил пошагово эту стратегию достижения цели. Появилось вот это коллективное представление о том, что если мы проработаем себя лично, настроим себя, свои чувства, научимся ими управлять, тогда как раз мы всё сможем, нет ничего невозможного.
Следующий шаг – это когда появляется цифровая среда. Такого рода советы теперь перемещаются в цифровую среду, и мы понимаем сейчас, что для людей это стало одним из самых ценнейших знаний. И тогда у нас появляется разнообразие таких специалистов, профессиональных и совсем не профессиональных, которые раздают такого рода советы. Действительно, когда человек приобретает голос с помощью психотерапии и психологии, и может говорить о себе, о своих чувствах, может о них заботиться, преодолевать свои срывы, усталость и так далее, это условия его, скажем, субъективного благополучия.
Но, с другой стороны, можно сказать, что когда этот язык превращается в инструмент, которым оперируют разные организации, разные руководители и принуждают, например, пройти какой-то тренинг и так далее, тогда этот язык и эти практики становятся неким видом прессинга. И можно сказать, что и в науке вот эта двойственность терапевтической культуры нашла свое отражение.
Есть множество специалистов в социальных науках, которые приветствуют эту терапевтическую культуру и говорят, что это потенциал освобождения отдельного человека, его самореализации. Эта культура дает ему возможность противостоять любым видам насилия, прежде всего психологического и так далее. Имеет освобождающий эффект, имеет потенциал проработки своих старых травм.
А другие специалисты немного тревожатся о том, что этот язык стал абсолютно вездесущим, и он делает что-то такое, что не освобождает человека, а наоборот, его порабощает. Что здесь я имею в виду? Вот, предположим, вас преследует ряд каких-то неудач. Вы свято верите в то, что какая-то книга советов или какая-то книга по самопомощи поможет вам как стать успешным и счастливым, богатым и здоровым. И вы начинаете следовать этим советам, но вдруг обнаруживаете, что у вас нет совершенно ни денег, ни ресурсов, чтобы все эти советы воплотить. И вы чувствуете, что вы не так талантливы, не так сильны. И этот язык силы превращается в язык как раз слабости. То есть вы начинаете чувствовать себя ущербным, неспособным и неталантливым.
Психотерапевтическая культура – это такая новая идеология, которая позволяет людям мотивировать себя на достижения, на работу, и в то же время примеряет их культуру. со своим положением. И она существует, эта терапевтическая культура, в разных вариациях. Она не обязательно настаивает на такой агрессивной самореализации себя. Она может настаивать на так называемой осознанности, балансе, примирении с тем, что у тебя есть. Но самое главное, что если следовать вот этой критической линии отношений к терапевтической культуре, то мы понимаем, что часто выгоден психотерапевтический дискурс, потому что человек сосредотачивается на себе настолько, в собственном самосовершенствовании, самореализации, и как бы совершенно теряет внимание к объективным условиям, к социальным условиям, например своего профессионального контекста. Он не протестует против них, не хочет их изменить, а просто занимается своими чувствами.
Терапевтическая культура – это не плохо и не хорошо, она просто существует, это новый культурный и идеологический язык. Но в ней есть некие парадоксы, которые тоже хорошо бы осознавать. Например, что многие советы и книги о самопомощи рассказывают только об одной стратегии, которая подходит не всем. И что иногда те негативные чувства, против которых психотерапевтическая культура как бы помогает бороться, иногда тоже нужны человеку. Они тоже есть драйверы самосовершенствования и развития. Не зная печали, вы не познаете, например, настоящей радости. Разочарование может возникнуть, вас мобилизовать и настроить на новые достижения. И мне кажется, в этом случае, нисколько не умаляя потенциала психотерапевтической культуры, нужно тем не менее относиться к ней более рефлексивно.
Сегодня, как я уже говорила, мы наблюдаем глобализацию психотерапевтической культуры. То есть эти идеи, эти практики проникают и в Россию. И если мы задумаемся о том, кто является носителем психотерапевтической культуры, то это не только профессиональные психологи. Я даже хочу сказать, что на самом деле не они. Люди, которые так или иначе связаны именно с популярной психологией. Они основные носители, агенты этой культуры, которые раздают советы, проводят тренинги.
В российском контексте идеи вполне себе начинают восприниматься. Мы это видим не только, скажем, по тематике научных докладов, которые очень часто посвящены, например, эмоциональному интеллекту, профессиональному выгоранию. Мы видим это и на примере звезд блога с фильмами. которые также используют терапевтический дискурс, показывают историю преодоления трудностей. Они не стесняются признаться в своих зависимостях и способах их преодоления. Они не стесняются признаться в депрессии и так далее.
Другое дело, что на практике, конечно, всё оказывается гораздо сложнее. Как мне кажется, вот этот освободительный потенциал терапевтической культуры ещё в России до конца не реализован. Мы это видим на примерах разных, движений, когда разные люди рассказывают о своих трудностях, об опыте социального неравенства очень тяжелого и его переживания, о каких-то своих проблемах, травматических событиях. И поэтому я думаю, что в России относиться к терапевтической культуре критически, как мне кажется, еще рановато, потому что она еще пока нам дает голос в разных жизненных обстоятельствах.
Сама вот эта возможность и понимание того, что можно и нужно обращаться к психологам и терапевтам, для российских людей, мне кажется, довольно полезно. Но, конечно, надо всегда помнить, что любая сфера, которая приносит деньги, какую-то прибыль, которая распространяется массово, коммерчески оправданно даёт людям работу, она всегда сопровождается ещё теневой стороной, потому что появляются мошенники, которые устраивают что-то вроде тренингов, проводят разные мероприятия, в которых не дают никаких советов и не используют потенциал этой культуры, а просто буквально зарабатывают деньги, потому что людям это важно. Дорогие слушатели, вряд ли мне удалось рассказать многое о терапевтической культуре.
Проект LessON – это меньше, чем лекция (поэтому less), но с большей включенностью в суть (поэтому ON). Эксперты в разных областях (образование, маркетинг, психология, наука etc.) дают практические советы и полезные рекомендации в краткой форме. Если у вас есть вопросы к эксперту, оставляйте их в комментариях.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!