Почему миллениалы все чаще покупают одежду в секонд-хендах? Можно ли считать ответственное потребление новым трендом? Как на это реагируют производители?
О рынке fast-fashion, феномене greenwashing и философии Zero Waste нам рассказал Александр Лебедев, академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса ВШЭ.
Привет. Вы слушаете подкаст, где мы вместе с учеными ВШЭ мы говорим о современных явлениях. Пытаемся разобраться в том, что такое осознанное потребление, чем вызван сериальный бум и почему мы живем в эпоху постправды. А еще почему подкаст – это идеальный способ получить простые ответы на волнующие нас вопросы.
И сегодня у нас подкаст, можно сказать, с таким тяжелым грузом ответственности. Мы поговорим о том, с чем связан рост осознанности потребителя в последнее время и прочее. Как на это реагируют производители, почему рынок ресейла пользуется все большей популярностью и может ли ответственное потребление быть доступным каждому. Меня зовут Анастасия, я редактор социальных медиа Вышки и сегодня у меня в гостях Александр Валерьевич Лебедев, академический руководитель магистратуры менеджмент в ритейле Высшей школы бизнеса ВШЭ. Здравствуйте, Александр Валерьевич.
– Здравствуйте, Анастасия.
– Начать нам придется с цифр и немного вспомнить математику. Привожу данные Гринпис. Согласно их исследованиям на производство одной футболки уходит 2700 литров воды. Столько человек в среднем потребляет за 900 дней. При этом в одном только Гонконге каждую минуту выбрасывают 1400 футболок. Почему масс маркеты все еще производят столько ненужной одежды и все еще обновляют коллекции по нескольку раз за сезон.
– Тут есть сразу несколько вопросов. Начнем с цифр. Кажется, что это такие огромные цифры 2700 литров за одну футболку!
– Безумие какое-то.
– А откуда все это берётся? Наверное, это потому, что футболки обычно делаются из хлопка, а хлопок – это очень большой водопоотребитель. Соответственно, для того, чтобы его вырастить, требуется большое количество воды. Причем, пресной. В условиях, когда она является недостаточной, в условиях Средней Азии. Окей. Следующая цифра – 1400 футболок в Гонконге выбрасывается, зачем это делать?
– Да, это очень интересно, и нашим слушателям в том числе.
– Наверное, новость заключается в том, что выбрасывают не только в Гонконге.
– Это очевидно.
– И тут два момента возникают. В одних случаях, они приходят в негодность. В других случаях, гораздо чаще она становится менее модной, менее интересной, и ее выбрасывают. Однако, куда ее можно выбросить? Ее можно сдать в переработку, а можно выбросить в стандартный мусор, как отходы. И какие дальнейшие действия будут с ней происходить – возникает тоже большой вопрос. Например, сейчас я нахожусь в футболке из переработанного пластика.
– Да, я озвучу для наших слушателей, на ней написано – мейд фром эйт батлз, , то есть, сделано из восьми бутылок.
– И это правда. Одежда может быть из вторичных ресурсов, из вторичных отходов или из ресурсов. Тогда возникает вопрос – а что это такое и является ли это каким-то новым или старым? Современная химическая промышленность позволяет создавать продукты из бывших в употреблении, которые уже были.
– Это такая новая жизнь.
– Жизнь после жизни.
– Реинкарнация, уйдем в буддизм
– Отлично. Некоторые люди думают о душе, а некоторые люди думают о душе футболки. И такие люди тоже существуют.
– Это был хороший рекламный слоган – душа футболки.
– Любопытно, надеюсь, нас слушают новые предприниматели, который возьмут эту идею за основу и создадут новый ответственный бизнес. Давайте вернемся к истории с товарами, почему они так быстро изменяются. Есть такой момент как фаст фешен, когда требуется быстро ново сделать что-то очень красиво и сейчас. И в этих условиях оказывается, что тот, кто обновляет гардероб гораздо быстрее, становится более модным. А что такое мода? Мода – это человек, которого замечают. И если мы видим некоторые бренды, находящиеся на российском рынке в 2021, они покинули российский рынок в 2022 году, например, такие гиганты, как эйч энд эм и зара и юникло, которые знамениты своим фаст фешн, которые могли за сезон менять несколько полностью полных итераций, и с момента, когда создавался дизайн продукта до момента, когда он продавался в магазине, проходило два месяца. Однако, даже эти не являются апологетами фаст фешн. Сейчас существуют ультра фаст фешн, например, лидером является китайский электронный супермаркет Шайн или Шейн.
– Интересно, слышали ли слушатели о таком.
– Который может в 2000 раз за год обновить продукты. Зачастую они берут тренды Тиктока, и с момента. Когда что-то завирусилось в Тиктоке до момента, когда это появилось онлайн в Шейн, может пройти дня три. Вот это скорость. Однако, обратной стороной этой скорости является то, что товар становится очень быстро выходящим из моды. С одной стороны, их потребительские свойства все еще остаются, с другой стороны из визуальные свойства – это уже не в тренде, с этим Тикток не построишь. И тут возникает тема про осознанность. Кем мы являемся – теми, кто готов стремиться за трендами, к сожалению, не всегда за ними успевать, либо те. Кто создает тренды, в том числе, и на ответственное потребление.
– Да, и это уже вопрос к производителям, к которым мы сегодня, конечно, вернемся. Смотрите, здесь тогда возникает вопрос, осознанное потребление – это тренд, модненько на своем шоппере написать, что я зиро вейс философи, и у тебя здесь бутылочка, с которой ты ходишь, наполняя водой. Ы заходишь в кофейню, где наливаешь кофе в свой стакан, сортируешь отходы, ходишь с авоськой, все атрибуты такого архетипа человека, который занимается осознанным потреблением, которые я сейчас назвала. Это какая-то мода своя же, тот же фаст фешн своего рода, или это действительно осознанная необходимость, и это вызвано выросшей потребностью потребителя, который понимает, что в какой-то момент надо остановиться?
– Очень любопытный вопрос. Если вспомнить ваш разговор, вы сначала сказали шоппер, а в конце сказали авоська. И если подумать, то все новое – это хорошо забытое старое.
– Это просто была шутка про импортозамещение, мне кажется.
– А мне кажется это несколько по-другому. Потому что история про осознанность растет во всем мире и это больше связано с поколенческим направлением. Если мы посмотрим молодое поколение 18-15 или даже еще раньше, поколение Альфа, до 18, то мы видим, что ценности экологии, ценности социальной справедливости, ценности гендерного равенства, ценности вообще справедливости с большой буквы С, становятся важными ценностями. Давайте посмотрим правде в глаза, мы, как человечество глобально продвинулись очень далеко в отношении победы голода, мы продвинулись очень далеко в отношении доступа к образованию, если 50 лет назад миллиарды людей не умели читать, то сейчас это все еще проблема, но не такая большая, как была раньше. Сейчас мы идем к мысли. Что базовые потребности человечества на современно уровне развития экономики удовлетворяются. Тогда мы модем пойти дальше и создавать что-то большее, не просто добывать кусок хлеба, а делать это так, чтобы было справедливо и в отношении и производителя, и ресейлера, и потребителя. Говорить о том, что вот, какие-то злобные производители придумывают вещи, чтобы заработать лишний рубль, юань или доллар. Но ведь потребитель, тот, который голосует своей денежной единицей, и то, как он это делает, или она, зачастую осознанный потребитель с женским лицом.
– Интересно. об этом говорят исследования?
– Безусловно. А стандартное медианное значение осознанного потребителя, это женщина, 18-35, жительницы городов. Более того, в случае, если она забеременела или недавно стала мамой, то осознанность растет еще выше. Помощь новорожденному, меняются привычки, меняются идеи, меняются мысли о том, что мы можем не только жизнь приносить в этот мир, но и большее количество смысла.
– Мы сказали про девушек, про медианный показатель, очень интересно, с чем это вообще может быть связано. Если говорить про распределение по странам и континентом, конкретно про Россию, как обстоят дела с осознанным потреблением у нас, на чем россияне предпочитают экономить сегодня?
– Я бы сказал – от большого к малому. В глобальном смысле, в глобальном мире, некоторые считают, что осознанное потребление – это что-то для богатых, это что-то где-то на пресыщенном условном западе. На самом деле, нет. Если посмотреть на распределение по доходам, , мы увидим два пика. Первый пик в высокой доходной группе, которые себе могут это позволить, а второй пик, как это ни странно, это наоборот, в низкой доходной группе, потому что они потребляют продукты, которые произвели локально, зачастую на собственных огородах или на собственных дачах, их углеводный след гораздо меньше за счет ненужного показного потребления, и с точки зрения устойчивости, это либо высокодоходная группа, либо низкодоходная группа. Так же и со странами. Например, в некоторых странах Африки, в частности в Кении, Уганде, Бурунди, отказались от пластиковых пакетов от слова совсем.
– Это потрясающее достижение, а у нас это может когда-нибудь случиться, как вы думаете?
– Мы идем к этому, но когда мы говорим про любое производство, то возникают разные интересанты. Устойчивое потребление. Устойчивая ответственность, устойчивое развитие – это история про баланс разных интересов, экологических, социальных, экономических. Зачастую некоторые заводы могут производить большой вред для экологии, и их закрытие с точки зрения экологии будет выгодным. Но с точки зрения социалки, с точки зрения людей, которые получают там зарплату и кормят своих детей, наверное, это будет минусом. С точки зрения экономики и развития региона, это тоже является минусом. И история сдержек и противовесов тоже является важным фактором. К примеру, некоторые говорят, давайте откажемся от пластиковых пакетов и перейдем на бумажные. И громче всего об этом говорят кто? Конечно же, производители бумажных пакетов. Однако, если посмотреть на исследования, и в частности, в этом преимущество академического подхода, в том, что мы являемся независимыми и сравниваем разные момент. И оказывается, что по бумаге гораздо ниже углеродный след, но гораздо выше водный след. И в случае, если мы находимся в Москве, то использование пластиковых пакетов может быть выгодно, а если мы находимся на Алтае, то бумажные пакеты могут быть выгоднее. С другой стороны, самым выгодным процессом является многоразовое использование, и если уж на то пошло, то и с водного, и углеродного следа наилучшими вариантами является многоразовый нетканый материал, условная авоська.
– Которую ты можешь использовать ми постоянно носить с собой. Она очень удобна, она немножко нас отсылает к советскому прошлому, но выясняется, что авоська была очень даже продуктивной.
– Не только отсылает к советскому прошлому, но еще и позволяет экономить. Современная экология – это еще и является экономной частью. Говорить о том, что экологично – это значит дорого, это так не работает. Потому что по факту можно очень хорошо вкладываться в случае, если ты богат. А если нет, тогда все равно своя рубашка ближе к телу, и это правильно.
– Вы сказали. Что запасы воды тратятся намного больше, если мы производим бумажные пакеты. Но все эти биоразлагаемые упаковки, одежда из переработанного сырья, современные производители стараются это внедрять, и часто, мне кается, внедряют не столько из заботы об осознанном потреблении, сколько для попадания в тренд. Посмотрите, мы продвинутые, мы понимаем то, что хочет современный потребитель. Но в любом случае, как мне кажется, это все равно приводит к повышению стоимости.
– Окей. Мы говорим про условные оксо-биоразлагаемые пакеты. И тут вспоминаем мысль, что экологичность может быть маркетинговой тактикой, может являться свойством или качеством товара, который позволяет выделить его на полке и выглядеть более привлекательным в глазах потребителя, и зачастую некоторые производители пользуются этим некорректно и для этого есть специальный термин, dream washing, то есть отмывание или мимикрия под «зеленость» того, что не является зеленым. Например, на некоторых пакетах мы видим надпись «биоразлагаемый пакет». Однако на самом деле из большого полимера он разваливается за полтора-два года в естественных условиях на микропластик, который продолжает жить в том числе и в организме человека, 150-200 лет.
Но он становится микро-, с водой, через животных, рыбу, питье может попадать в организм человека. С одной стороны, мы не видим пакета, но, если мы возьмем микроскоп, мы увидим, что микропластик остается, то есть это один из вариантов dream washing.
– Большой спрос сейчас на секонд-хенды. Хотя смотря, как их назвать. Очень часто секонд-хенды – это такое что-то унизительное, а можно сказать рисейл, и сазу качество повышается, это тоже такая маркетинговая стратегия. Рисейл – это перепродажа вещей. И вернусь к статистике, в России за последний год существенно вырос рынок рисейла. Привожу аналитику дата инсайт, которая показывает, что рынок си ту си продаж, потребителя потребителю, в интернете достиг в 2021 году 1 трлн. 320 млрд. рублей, рост рынка составил 25% за год, а количество онлайн покупок увеличилось за это время на 31% и достигло 514 млн. как вы думаете, с чем связан такой рост?
– Для начала вспомним, что такое c2c, возникает история, при которой потребитель и владелец может продать свой продукт кому-то другому. Оказывается, мы живем в уникальную эпоху, эпоху цифровых инноваций, когда возникает мысль, что посредник в виде ритейлера или производителя не особо-то и требуется, каждый может стать таким ритейлером. И развитие платформ, таких как Авито, «Из рук в руки», позволяет делать это быстро и просто, и с условной долей безопасности. Тут возвращаюсь к предыдущему вопросу насчет того, как назвать – секонд-хенд, рисейл, может, назвать это sharing economy.
– Да, это все очень красиво.
– Может, назвать это своп-вечеринки?
– Да, кстати, тоже есть такое.
– Когда люди приходят и обмениваются товарами. Мне кажется. Что это вопрос эффективности, повышения эффективности общей экономики. Сейчас мы переходим от парадигмы владеть к парадигме доступа. То есть, если раньше, в условиях, когда был дефицит, требовалось получить какой-то ресурс и обладать им обязательно, быть привязанным к вещи.. но ведь мы живем не ради вещей, мы живем. Чтобы чувствовать, для того, чтобы ощущать. И зачастую нам лучше, когда они приносят радость кому-то другому. То есть, можно рассматривать мысль, окей, у меня не хватает денег на модную новую вещь, но нужно ли мне это, ради чего я это делаю? Моет быть, я делаю это ради того, чтобы выглядеть стильно, модно, молодежно в глазах кого-то, кто мне очень нравится?
– Моей референтной группе.
– Боже, какое у вас интересное слово.
– Я стараюсь вписываться в научную повестку.
– И у вас это прекрасно получается.
– Спасибо. Но смотрите, к разговору об осознанности, о том, как задумывается современное поколение о своем будущем. Вы уже начали говорить про поколение Альфа, но я, например, причисляю себя к миллениалам. Но в целом и миллениалы, и поколение зет стараются больше погружаться, как говорит статистика, в осознанность. Вернусь к конкретным данным. Эксперты отмечают, что опыт покупки одежды в секонд-хендах имеют почти 25% граждан России, и чаще всего это миллениалы и зуммеры, те, кто родился в 1984-2000 гг. Я подготовилась неосознанно, я наполовину стою в одежде, которую купила в рисейлах, секонд-хендах, как угодно можно называть. И тут вопрос, как вы думаете, молодое поколение, оно все-таки действительно переживает за экологию, за то, что происходит вокруг, или это все-таки экономия денег?
– Экология не обязательно должна быть в противофазе с экономикой, не надо думать, что либо – либо. Мне кажется, что современный потребитель говорит и-и. и это история, когда мы создаем новые продукты, новые идеи, которые позволяют создавать их хорошо и для меня, и для окружающих, быть в гармонии. Это история про гармонию, когда вы говорите, что наполовину сегодня ваш образ состоит из рисейла, из продуктов, которые когда-то кому—то принадлежали раньше, возникает ощущение – как вы себя чувствуете? Нормально?
– Да, получилось так, что у меня был эффект заражения от моей подруги, она в свое время загорелась идеей покупки одежды в рисейлах. Я ей говорила, послушай, у меня была брезгливость, было ощущение. Что какие-то непонятные люди дол меня носили, как я буду в этом себя чувствовать, но это уже стало своего рода зависимостью, потому что попробовав один раз, понятно, что это та же самая вещь, она не имеет никакого отличия, но она стоит намного дешевле, я поняла – а почему нет? И в какой-то момент стала как вай-фай роутер рассеивать эту информацию для друзей и по цепочке заразила следующих. У нас уже образовалось целое сообщество любителей секонд-хендов, и я сейчас прекрасно себя чувствую.
– Обратите внимание, что это не только на сторону покупки, но и на сторону продажи. Тем более сейчас, с помощью платформ, продавать и покупать просто, зачастую не видя друг друга, а пользуясь услугами медиаторов. И на этом фоне попользоваться вещью и потом ее передать другому не с точки зрения – о, я сейчас на ком-нибудь наварюсь, а с точки зрения того, что я подарю кому-то удовольствие, радость от обладания вещью, которая сейчас мне уже не нравится, оказывается, и экономически, и экологически выгодной стратегией.
– Хорошо, мы подробно осветили рынок одежды, масс маркетов, а теперь перейдем к более базовым потребностям человека, вопросам питания. И надо сказать, что проблема переизбытка касается не только одежды, но вообще-то и еды. Опять я, чтобы не быть голословной, перевожу ваше внимание на статистику. Каждый год около трети всего производимого продовольствия, что составляет примерно 1 млрд. 300 млн. тонн стоимостью около 1 трлн. долларов, в конечном счете оказываются в мусорных контейнерах потребителей или магазинов или портятся из-за плохо организованного сбора урожая и транспортировки. Вопрос – зачем нам так много еды?
– Еды много не бывает. Если вспомнить четырех всадников Апокалипсиса, Чума, Голод, Война, смерть, голод – это то, что преследовало наше человечество на протяжение всей истории. А сейчас мы живем в счастливое время.
– Это правда.
– В счастливое время. Кажется, сейчас очень много турбулентности, очень много психологической неустойчивости, много страхов, но? если посмотреть на большую перспективу, на глобальный зум, оказывается, что мы живtм в неплохое время, в котором, в частности, есть излишки еды, однако, они дистрибутированы очень неравномерно. Если посмотреть на богатые и бедные страны и потери еды в этом моменте, то оказывается, что в бедных странах большое количество урожая гниет прямо на полях, потому что не успевает быть собранным, или во время переработки, или во время доставки, то есть, на складах, на транспорте. Если же мы говорим про богатые страны, оказывается. Что на этом этапе многие процессы автоматизированы и потерь не так много. Однако на последнем этапе, на этапе потребителя, супермаркета, происходит как раз потери еды, потому что потребители в богатых странах покупают зачастую больше, чем требуется, либо забывает об этом.
– Кто из нас не находил просроченную сметану в своем холодильнике!
– И вот тут мы приходим к мысли, что такое просроченность. Российский покупатель имеет привилегированное положение, продукты, которые мы видим в супермаркетах, они безопасны, никто же не задумывается о том, что мы можем купить просроченную сметану.
– Я обычно доверяю тому, что покупаю.
– Не во всех странах такое возможно. Думать о том, что везде такие привилегированные условия – нет, российский ритейл является высокотехнологичной инфраструктурой, которая дает фору многим и многим отраслям. Более того, если подумать, то российская торговля прошла огромный путь между советским дефицитом, когда был один вид товара и он выкладывался по всем полкам, до момента, когда мы сейчас приходим в магазин и видим изобилие различных вариантов. Но это изобилие является отчасти и минусом, потому что некоторые люди покупают, и потом забывают. Однако, быть осознанным равно быть, в том числе, и экономичным. Зачастую многие магазины могут давать скидки на товары, которые имеют подходящий срок годности. Значит ли это, что в момент, когда срок годности закончился, товар автоматически стал
– Смертоносным.
– Я бы так не сказал. Если подумать, то срок годности – это минимальный срок, который производитель гарантирует свежесть продукта. Зачастую они перестраховываются настолько, что зачастую и по истечению срока годности в течение некоторого времени, да, на свой страх и риск, но можно потреблять эти продукты. С другой стороны, покупать чаще, но товары с истекающим сроком годности, это экономить экономически, финансово, но это еще и спасать продукты от выброса.
– Да, кстати говоря.
И кажется, здесь история, выгодная с обоих сторон. Другой момент, если посмотреть овощи, люди любят красивую форму моркови.
– Такие лакированные помидорки, блестящие.
– Замечательно. Но если подумать, то эти лакированные помидорки, которые отбирают потребители, оставляя не очень красивый огурец кривой, или морковь, которой не повезло в этой жизни. Но давайте подумаем, овощи страшные, уродливые, но витамины настоящие. И более того, зачастую уродливые овощи говорят о том, что на них было меньше пестицидов, меньше гербицидов, меньше того. что сделало их такими привлекательными. С другой стороны, производители и ритейлеры. Зная о том, что таких страшненьких не хотят брать, они зачастую дают на них большую скидку, например, на тех же самых рынках. И покупая настоящие овощи, но за меньшие деньги, м опять возвращаемся к мысли, что можно быть осознанным и экономичным.
– Даже стало обидно за уродливые овощи. Нас сейчас какое-нибудь сообщество агрономов обвинит в неэтичности, что мы нетолерантны к особенным овощам.
– Мы, кажется, спасаем особенные овощи, и подумайте, вы видите в винегрете, какой формы были эти овощи?
– Нет, все.
– А пользу видите?
– Польза прекрасна.
– А когда она еще и для экономики, и для финансов, и для личного кошелька, мне кажется, это то, что нужно.
– Да, мне кажется, что мы сейчас наших слушателей заставили обратить внимание на особенные, не такие, как все огурчики, помидорчики и прочее.
– Согласен. Интересный факт – как вы думаете, кто является самым большим заготовителем макулатуры в России?
– Вы имеете в виду по компаниям?
– По компаниям или по области, кто больше всего заготавливает макулатуры в России?
– Сразу представляются какие-то издательства.
– А на самом деле розничные сети.
– Да вы что!
– На самом деле. Если раньше оказывалось, что товар, приходящий в магазин в коробках, товар продали, коробки остались, и требовалось заплатить переработчику за то, чтобы вывезти этот мусор. Пришла хорошая идея – а давайте ти коробки складировать, паковать, и продавать эти вторичные ресурсы как дополнительный продукт. И оказалось, например, сеть Магнит заработала 2 млрд. рублей на том, что продавала эти вторичные ресурсы, когда мы отходы превращаем в доходы. Вот это и есть настоящая sharing economy.
– Это гениальное изобретение, я в первый раз об этом слышу, я думаю, наши слушатели немножечко будут удивлены этому факту. Хорошо. А как обстоят дела в бедных странах, какие механизмы там могут использоваться, чтобы избавляться от мусора?
– Зачастую, когда мы говорим про бедные страны, мы говорим про разные страны с разной экономикой. В некоторых моментах законодательно закрепляется полный отказ от загрязнителей, в частности, Бангладеш. Это страна с невысокими доходами, но она смогла отказаться от пакетов. Почему? Возникло движение за отказ от пакетов. Каким образом? Если мы вспомним, где находится Бангладеш, это область, где существуют муссоны, муссоны – это крайне сильные ливни. И когда возникают эти ливни, пакеты, находящиеся на улице, попадают в ливневую канализацию и засоряют ее. В результате мы получаем наводнение, и когда, к сожалению, от этого наводнения погибают люди, это становится большим массовым движением, что нам необходимо с этим что-то делать. Можем ли мы за каждым собирать пакеты? Нет, не можем. Возможно, мы должны от этого отказаться. И через такие сильные показательные кейсы история про то. Что создавать мир, в котором живет и человек, и природа в гармонии – это движение в будущее, и я рад, что я участвую в этом движении.
– И мне кажется, это прекрасная завершающая нота, движение в будущее и попытки применять практики осознанности в жизни, и вообще, задумываться о механизмах. Как вы обозначили, что пакет – это причина засорения, попадает в ливневый дождь и дальше по цепочке приводит к наводнению, а это приводит к смертям. И кажется, что один пакет может натворить много дел. И кажется, стоит об этом задумываться, что это вопрос не просто экологи и заботы о природе, это вообще вопрос глобальный.
У нас, как всегда, есть рубрика «Рекомендации», где приглашенные гости рассказывают о полезных материалах, книгах, о чем угодно слушателям, которые хотят больше узнать про то, что мы обсуждали сегодня. Что бы вы могли посоветовать?
– Здесь я возьму в свои союзники ООН, которая в 2015 году объявила цели устойчивого развития до 2030 года. В частности, были обозначены 17 целей устойчивого развития и более 150 задач. И тут интересно, знаете ли вы будущее? Я нет.
– Я тоже не умею предсказывать.
– Но при этом есть цели, к которым человечество идет. И когда я причитал эти цели, я понял, что мне некоторые из них особо откликаются, и мне интересно и важно знать, что не только я этим занимаюсь, но еще и десятки миллионов. Сотни миллионов, а может, и миллиарды людей в едином порыве создадут что-то большее, чем я сам. И вот тут история про осознанное потребление – это не про то, что быть хорошим ради моды, это про то. Что чувствовать себя отлично, потому что знаешь, чем ты занимаешься и куда идешь. И для того, чтобы это знать, я рекомендую обращаться к целям устойчивого развития ООН.
– Красиво, очень вдохновляюще. Спасибо вам большое. У нас в гостях сегодня был Александр Валерьевич Лебедев, академический руководитель магистратуры менеджмент в ритейле Высшей школы бизнеса ВШЭ.
– Спасибо вам большое.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!