Программа MBA (Master of Business Administration) давно считается престижной ступенью для карьерного роста в мире бизнеса. Однако стоимость программ высока — может варьироваться от одной до нескольких сотен тысяч рублей. Поэтому вопрос о том, как быстро окупаются затраты на MBA и в каких случаях это образование может не оправдать вложенных средств, достаточно закономерный. Редакция IQ Media разобралась в этом вопросе вместе с профессором Высшей школы бизнеса ВШЭ Сергеем Филоновичем.
Есть несколько факторов, влияющих на скорость окупаемости программ MBA. Среди них:
Стартовая позиция и опыт работы
Окупаемость MBA во многом зависит от исходных условий. Если у человека до поступления на MBA уже был успешный опыт управления или работа в крупных компаниях, и программа позволяет ему перейти на следующую ступень карьерного роста, то отдача будет практически мгновенной. В среднем выпускники MBA зарабатывают на 50-100% больше по сравнению с докурсными показателями.
«В США большая часть программ MBA реализуется в очном режиме, то есть для того, чтобы отучиться на этой программе, нужно уйти с того места работы, где вы сейчас работаете. После окончания программы люди, как правило, ищут новое место работы. И вот по тому, какая получается разница в зарплате, которую вы получали до обучения и которую вам предлагают после обучения, можно измерить успех прохождения обучения на программе MBA. Соответственно, если прирост этой зарплаты велик, то вы достаточно быстро окупите эти затраты. Если разница не слишком большая — например, потому что вы выбрали не очень престижную школу, и новый работодатель не готов вам предложить компенсацию, существенно превышающую ту, которую вы имели до программы, то тогда они окупаются недостаточно быстро», — отмечает Сергей Филонович.
2. Выбор школы
Престижность бизнес-школы сильно влияет на скорость возврата инвестиций. Выпускники ведущих мировых школ, таких как Harvard, Stanford, INSEAD или Wharton, получают более высокие предложения по заработной плате и доступ к сетям контактов, что ускоряет процесс окупаемости. В то же время как выпускники менее известных школ могут не получить такого карьерного подъема.
3. Отрасль и должность
MBA быстрее окупается в сферах, где есть большая потребность в управленцах: консалтинг, инвестиционные банки, IT. В этих отраслях выпускники MBA получают высокие стартовые зарплаты и бонусы. В секторах с менее выраженной потребностью в менеджерах, например, в государственных структурах или некоммерческих организациях, окупаемость может быть медленнее.
4. Форма обучения
Полная программа MBA, как правило, требует 1-2 лет, что означает потерю дохода за этот период. Варианты обучения по вечерам или онлайн-программы позволяют совмещать работу и учебу, что минимизирует финансовые потери и ускоряет окупаемость за счёт сохранения текущего дохода.
По данным исследований, средний срок окупаемости MBA для выпускников престижных школ составляет 2-5 лет. За это время зарплата и бонусы позволяют покрыть затраты на обучение, даже если они были значительными. Например, для выпускников Harvard Business School или Wharton School этот срок обычно не превышает 3 лет. Для школ второго эшелона срок может увеличиваться до 7-10 лет в зависимости от рынка труда и уровня заработной платы.
В некоторых случаях затраты на MBA могут вообще не окупиться.
1. Низкий карьерный рост
Если после окончания программы MBA выпускник не получает значительного повышения по службе или улучшения условий работы, окупаемость затягивается или может не наступить вовсе. Это может быть связано с выбором менее востребованной специальности или недостаточной активностью самого выпускника.
«Человек может оказаться, попросту говоря, бездарем. Такое тоже случается, поскольку успех людей в профессии определяется не только тем образованием, которое они получили, но еще и, прежде всего, талантом, способностями, готовность прикладывать для успеха определенные усилия», — отмечает Сергей Филонович.
2. Неправильный выбор программы или школы
Если человек выбирает школу с низким рейтингом или слабую программу, это может серьёзно повлиять на карьерные перспективы. В таком случае инвестиции в MBA могут просто не оправдаться, так как ценность диплома не даст существенного преимущества на рынке труда.
3. Высокие затраты и отсутствие стипендий
Если студент берет большой кредит на обучение и при этом не получает стипендий или других финансовых льгот, процентная ставка по кредиту может значительно снизить потенциальную выгоду. Особенно это касается случаев, когда человек работает в странах с низкими зарплатами для управленцев.
«Насколько быстро окупится обучение и окупится ли оно вообще, зависит от того, брали ли вы образовательный кредит или у вас были какие-то собственные накопления и так далее. Обучение может вообще не окупиться, если после окончания программы человек поймёт, например, что он не хочет быть менеджером, а хочет стать художником или хочет уйти в науку. И поэтому знания и навыки, которые он приобрел на программе, просто окажутся невостребованными», — рассуждает эксперт.
Правильно выбирайте школу и программу
Необходимо тщательно оценивать репутацию школы и программу, учитывать ее фокус и связи с индустрией. Программы с хорошими отзывами выпускников и сильными карьерными центрами помогают значительно ускорить окупаемость.
Планируйте карьеру
Важно заранее продумать, в какой отрасли и на какой позиции выпускник планирует работать после завершения MBA. Это позволит сфокусироваться на конкретных навыках и связях, которые будут наиболее востребованы.
Используйте все возможности во время обучения
Нетворкинг, участие в стажировках, привлечение внимания работодателей через проекты — все это помогает увеличить шансы на быструю окупаемость вложений в образование.
Окупаемость MBA зависит от множества факторов: исходной карьерной позиции, выбранной школы, индустрии, в которой работает выпускник, и даже экономической ситуации. В среднем, затраты на престижную программу MBA могут окупиться за 2-5 лет. Однако случается, что инвестиции в это образование могут не оправдать себя, особенно если программа выбрана без должного анализа или человек работает в области с низкими зарплатами и ограниченными карьерными перспективами.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!