Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Фото: Никита Адамов
Фото: Никита Адамов

Из IT-офиса в тур по Китаю: как менеджер строит карьеру в музыкальной индустрии

Феня Колесник, 22-летний менеджер инди-группы «Дела поважнее» и студентка четвертого курса профиля «Управление в аудиовизуальных индустриях» программы «Управление в креативных индустриях» Института развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, прошла путь от мечты о сцене к работе в IT и, наконец, к карьере в музыке. Изначально она планировала стать актрисой и дважды пыталась поступить на актерский факультет. Не видя себя в узкой специальности «театральное продюсирование», Феня выбрала «Управление в креативных индустриях», а параллельно с учебой построила карьеру в IT-сфере. Осознав, что работа не приносит удовлетворения, она уволилась из IT и всего за год стала не просто студенткой, а успешным менеджером. В интервью она рассказала о том, как организовала для группы первый тур, помогла выпустить несколько успешных релизов и готовится к международным гастролям в Китай.

Старт и первые шаги в роли менеджера

— Расскажите историю вашего знакомства с «Делами Поважнее». Как давно вы работаете вместе? Как вы стали менеджером инди-группы?

— Когда я была на втором курсе, в Вышке проходило мероприятие «Экстра». Я там помогала, вела точку от студенческой организации «Ингруп СтС». «Экстру» закрывало выступление группы «Дела поважнее». Мой друг играл там на ударных, потому что барабанщик группы живет в Люксембурге и не всегда может играть на концертах в Москве. Честно говоря, я о группе ничего не знала, никогда не слышала их музыку, и только на том концерте узнала, что такие ребята существуют. Но я в то время еще работала в IT-компании и не планировала развиваться в музыкальной индустрии, точнее, пока не знала, как.

Фото: «Экстра», 2023г.

Год назад, перед третьим курсом, я решила, что буду увольняться и искать работу в музыке. План был писать всем группам, участникам молодежных фестивалей, что я хотела бы поработать их менеджером. Тогда я вспомнила про группу «Дела поважнее» и решила написать своему другу Герману: «Узнай, пожалуйста, а не нужен ли ребятам менеджер?»

Оказалось, что они как раз его искали. Все получилось достаточно просто: я написала Никите Багрову, солисту группы «Дела поважнее» и мы решили начать и посмотреть, насколько комфортно нам будет работать вместе. Создали общий чат, где я предложила идеи помощи, создала карту с визуальным стилем, который группа хотела, мы поставили цели на ближайший год и решили попробовать.

— В чем заключается ваша работа?

— Можно сказать, что все, что вышло, после октября 2024, сделано с моим участием. Хотя я занимаюсь только менеджерской частью, все равно так или иначе косвенно влияю на всё происходящее в группе. Моя работа заключается в выполнении всех нетворческих задач. Это может быть поиск сотрудников, заполнение форм для релиза, общение с людьми, поиск типографии или просто управление процессами, чтобы люди отправили нужную информацию вовремя.

Все очень динамично и сезонно. Сначала это были общие задачи: например, нужно сделать мерч — я занимаюсь мерчем; нужно найти человека для рилсов — я ищу этого человека. Задачи постоянно меняются. Мне кажется, это как в стартапе: ты занимаешься тем, что нужно в моменте, работаешь на разных позициях — будь то ассистент или менеджер. Когда мы ездили в тур, я занималась всем: общалась с площадками, со звукорежиссерами, разбиралась в технических райдерах, искала сервисы аренды, покупала билеты. Какая задача возникает, то я и делаю. Все, что не касается творчества, и чем не должны заниматься музыканты, чаще всего делаю я.

Фото: Никита Адамов

— В чем для вас заключалась главная сложность в начале пути? Было ли страшно брать на себя ответственность за музыкальный коллектив?

— Я вообще ничего не знала. Я ушла из системы с цифрами, графиками и понятными распорядками в работу с очень творческим потоком. При этом у меня невероятно крутая группа, у которой, как я узнала потом, очень хорошо выстроена система: есть отдельная доска в Notion со всеми задачами, есть инструкции, которые мне помогали в начале пути. Я смотрела, как они выкладывают релизы, и понимала, что и как устроено. Возможно, это не лучший вариант обучения, но зато очень эффективный. Плюс на меня свалилось огромное количество чатов и новых людей, с которыми нужно было общаться. Я не могу сказать, что на мне лежит ответственность за весь музыкальный коллектив — скорее, ответственность за конкретные задачи, и это здорово.

Я безумно хотела сделать тур. Перед тем как начать его организовывать, мы обсуждали, кто этим займется, потому что до этого группу возили другие организаторы. Меня предупредили, что если я буду делать его самостоятельно, это займет огромное количество времени, и все мое свободное время будет уходить на это. Я решила, что хочу сделать его сама, и ни разу не пожалела. Конечно, я переживала в процессе, но кайфовала от каждого дня, проведенного в туре. Главная сложность, незнание, решалась с помощью прекрасных наставников и лекции.

Например, у нас вел пары Даня Петровский, менеджер групп «F.P.G.», «Чайф» и «Пилот». Он рассказывал про организацию концертов и отвечал на все мои вопросы. Когда я уже делала свой тур, спрашивала его советы. Во многом благодаря его помощи тур состоялся и прошел так успешно. Кроме того, у нас прекрасные преподаватели, например, Игорь Паньков, который тоже отвечал на миллион моих вопросов об устройстве музыкального мира и деталях работы с группой. Поэтому, знаете, я боялась, но делала. Конечно, было страшно, но при этом очень интересно, весело и круто. Я ни о чём не жалею!

— Как вы совмещаете роль менеджера с учебой? Ваша работа — это дипломный проект. Как академические знания из НИУ ВШЭ помогают вам в реальных, «полевых» условиях?

— За все время учебы на программе  «Управление в креативных индустриях» в Вышке, я не работала всего два месяца. Я уволилась перед первым курсом, думая, что меня ждет большая нагрузка. А уже в октябре проходила собеседование на новую работу, потому что поняла, что мне скучно просто учиться.

На 1-2 курсах я совмещала учебу с удаленной работой в IT, так что понимала, что все решаемо. Я знала, что у меня есть на это время и силы, к тому же на старших курсах нагрузка меньше, пар не так много. Важно грамотно рассчитывать время. Я стараюсь не работать на парах, и формат менеджерства группы предполагает работу на себя, поэтому ты не привязан к графикам других людей. Можно работать днем, вечером, ночью — проблем нет, главное понимать, когда что нужно сделать.

Помогают не столько академические знания из Вышки, сколько знакомства и люди. Ну и конечно, очень важны практические знания, например, дизайна. Перед туром мы делали мерч в виде настольной игры. В группе есть дизайнер, но у него была большая загрузка по работе, и он не мог сделать нужные карточки. Поэтому я самостоятельно сделала их в Adobe Illustrator по шаблону. Здесь я правда оценила пользу своего образования, потому что я умею пользоваться большим количеством программ, в которых не работаю напрямую, но иногда нужно. И мои знания с учебы помогают сэкономить время, силы и ресурсы. Нам не пришлось ждать, пока дизайнер освободится, или кому-то платить — я просто сделала это сама.

Благодаря вариативам умею работать в Ableton, понимаю, как сводятся треки. Пока в этом не было необходимости, но, я уверена, что такой день настанет. Какие-то базовые знания по подключению инструментов тоже могут быть полезны. Никогда не знаешь, что тебе пригодится.

Профессиональные вызовы и рост

— Расскажите о проделанной работе и ваших совместных успехах с группой. Где вы уже давали концерты и туры?

— За время моей работы мы съездили в тур в пять городов России: Нижний Новгород, Казань, Самара, Москва и Санкт-Петербург. Организация всех процессов легла на меня: от общения с площадками и выяснения всех деталей до логистики, построения маршрутов и решения возникающих проблем. Мы везде собирали полные залы и завершили тур в Москве, в клубе «16 Тонн», это было очень круто.

В каждом городе до нас выступала какая-то местная группа, то есть мы привлекали новую аудиторию к нашим песням и к песням этих групп. Это, конечно, добавляло сложностей — дополнительный саунд-чек, больше времени на аренду площадку, — но благодаря этому мы открыли для наших слушателей новые имена, а для нас — новую аудиторию. Например, в Питере с нами выступала группа «Дедовский свитер» со своей фан-базой, и часть их слушателей осталась на наши песни.

Фото: Никита Адамов

Также мы выступили на двух фестивалях: «День физика» в МГУ, что знаково для всех участников группы, так как они являются выпускниками МГУ, и на фестивале «Летник» на базе клуба «Ровесник».

— Какой был ваш первый крупный успех в роли менеджера?

— Для меня таких успехов было несколько. С одной стороны, это релиз песни «Февраль», который получил хорошую поддержку. Я не писала эту музыку, но чувствую большую сопричастность, потому что помогала с менеджерскими вопросами. Мы попали на обложку «VK Музыки», получили медийную поддержку и новую аудиторию.

Большим успехом было, когда нас взяли на IT-пикник. Потому что это мероприятие, на которое я раньше ходила гостем, а в этом году группа «Дела поважнее» выступала там на сцене.

Для меня невероятно важно, что ребята ценят мою работу. Расскажу милую историю: на концерте в Санкт-Петербурге я стояла на сцене и снимала видео, пока играл наш хит «Пятница». В перебивке солист группы, Никита Багров, сказал, что концерт в Питере был завершающим выездную часть, что этот тур для них особенный, все прошло без косяков, и поблагодарил меня. В общем, весь зал скандировал мое имя, это было невероятно. После каждого концерта у нас была автограф-сессия, и у меня тоже брали автографы в этот раз. Я расписывалась, снимала видео, говорила пожелания — это было очень приятно, и, наверное, это можно считать успехом.

Я считаю, что если работа менеджера незаметна и к ней нет претензий, значит, все прошло хорошо. Опыт организации тура дал мне очень много в плане навыков и понимания себя в профессии. Я очень собой горжусь.

— С какими самыми неожиданными трудностями вы столкнулись при организации концертов или тура?

— Было сложно с логистикой, это не совсем классический тур музыкантов. Все участники группы работают, и им важно удобно добраться до городов, при этом не за огромные деньги. Было сложно выстраивать маршруты.

Например, у нашего гитариста Кирилла во время тура была работа, он ходил в офис в разных городах России. А я, кстати, сдавала экзамен по анализу данных, поэтому в свободное время не гуляла, а сидела и готовилась. Это было тяжело, но мне повезло: все участники группы работают айтишниками. Они помогали мне решать задачи для подготовки к экзамену. Я успешно сдала анализ данных на 7, сдавая экзамен перед концертом в Самаре.

Бывает очень сложно совместить музыкальный график с рабочими графиками участников группы, а иногда и с моим. Обычно музыканты — вольные птицы, а здесь они ходят на обычную работу и, например, могут приехать на саунд-чек только в шесть вечера, что не всегда возможно.

Кроме того, было сложно с техническими райдерами. У меня есть музыкальное образование, но я никогда не сталкивалась с техническими вопросами на практике, для меня это была темная ночь. Я сидела с переводчиком, потому что у некоторых клубов технический райдер был на английском, и пыталась вникнуть в детали работы с оборудованием. Например, обычно барабанщики возят свой малый барабан и тарелки, но поскольку Костя (Прим.: Барабанщик группы «Дела Поважнее») живет в Люксембурге, ему везти свой комплект было невыгодно. Поэтому в каждом городе мне нужно было организовать дополнительную доставку и проконтролировать это.

Еще было сложно, когда нас позвали участвовать в фестивале, а мы уже запланировали тур на эти даты. Пришлось все перепланировать.

Есть забавная история: перед концертом в Питере одну гитару мы забыли в Москве, а вторая, которую нам дали друзья, сломалась. Наш басист Никита играл на третьей гитаре, которую любезно одолжила нам группа «Дедовский свитер», игравшая перед нами. Так что без непредвиденных ситуаций не обходится.

— Что для вас самое сложное в работе с артистами? И наоборот, что в этом самое приятное?

— Артисты — очень творческие и непостоянные люди, которые могут сегодня хотеть одного, а завтра — другого. Наверное, с артистами, но не с группой «Дела поважнее», бывает тяжело работать из-за неорганизованности и какой-то прострации, когда не получается ничего планировать.

Группе «Дела Поважнее» важно, чтобы каждая концепция поста была в общем стиле, все должно сочетаться. Мне с этим трудно, особенно когда я не понимаю почему это может выглядеть только так и никак иначе. Я думаю по-другому, могу не замечать важные детали, приходится все перепроверять несколько раз.

Хочется рассказать, что я восхищаюсь системой организации у группы, которая была выстроена до меня. Уже были инструкции как делать концерты, есть свой бот, которому пишешь задачу, и она появляется в списке задач в Notion. Для меня, как для человека, далекого от программирования, это практически магия. Есть много технических решений, реализованных благодаря основной профессии участников группы.

Самое приятное в работе с артистами — это концерты и музыка. Я обожаю чувство единства, когда 50, 100, 200 человек на концерте поют одну песню и получают от нее удовольствие. Приятно знать, что есть люди, которые начали слушать группу «Дела поважнее» благодаря тому, что я хорошо работаю. То есть люди, которые никогда не слышали эту музыку, услышали ее, например, на фестивале, который я помогала организовать, и теперь они наши фанаты. Это невероятное ощущение. Мне нравится делиться с людьми тем, что мне искренне доставляет удовольствие.

Фото: Никита Адамов

— Как вы строите стратегию продвижения группы? На чем делаете акцент: соцсети, живые выступления, коллаборации?

— У нас есть общее видение, к которому мы пришли всей группой. Стратегия строится на сочетании всего: важны и соцсети, и живые выступления. Надеюсь, в ближайшем будущем выйдет много новой музыки, которая поможет продвижению.

Очень хочется принять участие в необычных коллаборациях, например, с производителями настольных игр или с каким-нибудь магазином. Надеюсь, что будут люди, которые сначала увидят нашу настольную игру, а потом услышат музыку. Еще хотелось бы попасть в какой-нибудь фильм или сериал с саундтреком — мне кажется, это сильно поможет в продвижении. Безусловно, будет круто, если наша песня «завирусится» в социальных сетях.

На самом деле, важно просто делать свою работу хорошо. Писать музыку, общаться с подписчиками, выкладывать новый контент и выступать на фестивалях. Очень хочется много выступать в следующем летнем сезоне!

Взгляд в будущее и международный опыт

— Тур по Китаю — это огромный шаг. С чего началась подготовка к первому зарубежному туру? Какие бюрократические или культурные барьеры пришлось преодолевать?

— Все началось с желания самих музыкантов. Много российских инди-групп, особенно играющих постпанк, приезжают с концертами в Китай. Я начала выяснять, как можно туда попасть, и что для этого нужно. Так я познакомилась с менеджером группы «Где Фантом?» Петей, который рассказал, как они поехали в тур.

Было муторно с получением визы. Нас пригласили выступать, соответственно, для нас подготовили разрешение на работу. В Китае очень много бюрократии, в каждый город нужны свои документы. Важно было не пропустить ничего, чтобы не возникло проблем при получении визы.

О культурных барьерах я пока не могу сказать, это станет известно, когда мы уже окажемся в Китае. Уверена, что будут какие-то проблемы, но с чем именно сказать не могу, посмотрим.

— Почему именно Китай? Как родилась эта идея и как вы вышли на азиатский рынок?

— Китай — очень популярное направление, туда ездят многие музыканты. После обсуждения, что мы хотим туда поехать выступить, все начало складываться само собой: мы пообщались с группой «Где фантом?», потом с другими группами, которые ездили туда выступать. Примерно в это же время нам написал китайский промоутер и предложил поехать в тур. Мы начали переговоры в апреле, и уже через пару недель, в конце октября, отправимся в Китай.

Мы ведем китайские соцсети, поскольку в Китае заблокировано почти все, что есть у нас. Так что, это скорее азиатский рынок вышел на нас, но мы активно развиваемся в этом направлении. Например, недавно мы записали лайв-концерт наших песен и выкладываем его в китайские соцсети с субтитрами.

Важно сказать, что песня «Пятница», которая стала первым хитом группы, залетела в TikTok среди анимешников, и, думаю, это тоже повлияло на нашу популярность в азиатских странах.

Фото: Никита Адамов

— Что, на ваш взгляд, может удивить китайскую публику в музыке «Дел Поважнее»? И как вы готовитесь к этому культурному обмену?

— Я надеюсь, что китайскую публику удивит «ламповость», теплая эстетика и атмосфера современных русских ребят. Это то, что я очень люблю в нашем визуальном стиле, и я надеюсь, что именно эта камерность зацепит китайскую публику.

Мы все готовимся к культурному обмену по-разному. Например, Саша, наш гитарист и бэк-вокалист, учит китайский. Я морально готовлюсь. Мне кажется, будет очень интересный опыт и много непредвиденных проблем. Мы работаем над увеличением нашей популярности в Китае, чтобы как можно больше людей пришло на концерты.

— Уверены, что тур в Китай пройдет блестяще. Что дальше? Какие следующие цели вы как менеджер ставите перед собой и группой? Может быть, Европа или США?

— Дальше очень хочется выступать на больших фестивалях в России. Было бы здорово попасть на «Дикую Мяту», на другие большие фестивали: VK Fest или «Стереолето». Чем больше, тем лучше. В этом году мы выступили на IT-пикнике, «Летнике» и «Дне Физика». Планируем увеличивать количество таких выступлений.

Европа или США — это было бы круто, не скрою. У нас уже были такие мысли. Мы скидываем друг другу афиши и говорим: «Давайте поедем в Европу». Очень бы хотелось. Мне кажется, это вполне возможно, и это не так далеко как кажется, поэтому надо пробовать.

Личные инсайты и итоги

— За этот год вы прошли путь от студентки до менеджера группы с международными гастролями. Что этот год изменил в вас лично?

— Для меня это был сложный год. Я решилась отказаться от комфортной жизни, когда ты знаешь, что тебя дальше ждет, но не испытываешь счастья от своей работы. Я убедилась, что работа в сфере музыки — это мое. Помимо работы с группой и на музыкальном фестивале «Наши в городе», я поработала на нескольких ивентах в другой сфере и в очередной раз убедилась, что хочу развиваться именно в музыке. Это доставляет мне удовольствие, думаю, я на правильном пути.

Фото: Никита Адамов

— Какой совет вы бы дали себе год назад, в самом начале этого пути?

— Наверное, тот же совет, что и сейчас: не стесняться и не бояться спрашивать. Это актуально каждый день: нужно общаться с людьми, которые интересны, нарабатывать связи и просто получать новый опыт.

— Ваша работа с группой — это диплом. Как вы думаете, какой главный вывод или тезис ляжет в основу вашей дипломной работы?

— Наверное, главный вывод по жизни — если работать, то все получится. Если писать песни, выступать, делать хорошую музыку и совершенствоваться, это принесет свои результаты. Индустрия это увидит и оценит. Просто надо что-то делать, чтобы что-то получилось.