Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Как найти социально ответственную компанию

Что такое ESG и социальная ответственность бизнеса? Почему компаниям важно следовать принципам устойчивого развития? Как распознать действительно устойчивую компанию? На эти и другие вопросы в рамках проекта LessON ответила Вероника Виноградова, старший преподаватель Школы финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ

name

Вероника Виноградова

Старший преподаватель Школы финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ

Здравствуйте, меня зовут Вероника Виноградова, я – старший преподаватель Школы финансов Факультета экономических наук Высшей школы экономики и занимаюсь исследованиями в области устойчивого развития и ESG. 

Несомненно, тема остается уже несколько лет в тренде и постоянно появляется на первых полосах прессы, в публичных отчетах компаний и даже на полях ПМЭФ, на котором в этом году 25 сессий были посвящены вопросам устойчивого развития. Социально и экологично-ответственными стремятся быть не только компании, но и государственные организации, а также города и их жители.

Давайте вместе разберемся, что означают эти понятия, откуда появился этот интерес, почему компаниям необходимо следовать принципам устойчивого развития, как распознать истинно устойчивую компанию и как отличить ее от той, которая лишь создает видимость таковой.

Определение и короткий экскурс в возникновение

Аббревиатура ESG означает «Environmental, Social & Governance», или в русском варианте: экология, социальная политика и корпоративное управление. В широком смысле – это стремление компании к развитию, основанному на трех основных принципах:

  1. заботе об окружающей среде (= environmental)
  2. высокой социальной ответственности (= social)
  3. прозрачности и высоком качестве корпоративного управления (=governance)

Другими словами, это желание не только зарабатывать экономическую прибыль, но и ответственно относиться и заботиться об окружающем ее социуме, или на экономическом языке, «действовать в интересах всех стейкхолдеров».

Такое развитие считается «устойчивым», поскольку не только сохраняет экологию и природные ресурсы для будущих поколений, но и позволяет компаниям уменьшить их потенциальные риски, которые могут возникнуть, например, из-за истощения и разрушения месторождений, или потери репутации. А это означает, что компания будет существовать еще многие годы и приносить прибыль.

Термин ESG вырос из термина CSR = Corporate Social Responsibility или «корпоративная социальная ответственность», который более узок в своем фокусе на «социальном аспекте». Корпоративная социальная ответственность появилась еще в Древнем Риме, где богатые граждане строили госпитали и дома для бедных. В наше время, концепт стал популярным после Второй Мировой войны, когда компании впервые стали восприниматься, как социально-ответственные организации. Основоположником CSR является Howard Bowen, который в своей статье в 1953 году опубликовал первый кодекс принципов для бизнесменов, включающий социальные инициативы. В 1980-ых появились первые международные организации (EU Environmental Agency), которые занимались вопросами бизнес этики и разработкой соответствующих законов. Принципы ESG в существующем виде, были провозглашены в 2004 году Организацией Объединенных Наций, которая в своем отчете с названием «Выигрывает тот, кто заботиться» призвала компании следовать социальным принципам в долгосрочной перспективе и развиваться «устойчиво». Таким образом, принципы устойчивого развития стали частью долгосрочной стратегии компании, а с появлением рейтингов и нефинансовой отчетности в 2010х и неотъемлемой частью ее успеха.

Примеры устойчивых и неустойчивых компаний

Давайте посмотрим на примеры устойчивых и неустойчивых компаний.  Прежде чем мы с Вами рассмотрим конкретные кейсы, должна отметить, что «устойчивость» определяется не количеством социальных проектов, или объемом средств, инвестированных в них. Несомненно, большие прибыльные компании имеют больше возможностей для каких-либо социальных или экологических инициатив. Намного важнее здесь, однако,  интеграция повестки  ESG в бизнес модель компании, ее  способность видеть свое предназначение в стремлении внести свой вклад в улучшение жизни планеты, общества и т.д. и выстроить свою экономическую деятельность в соответствии с этим стремлением. 

Хорошим примером устойчивой компании долгое время служила компания Unilever, производителя таких известных брендов гигиены как Dove, Rexona, Persil, Domestos, а также продуктов питания Lipton, Magnum и Knorr. Видя свою миссию в улучшении условий жизни людей, компания сформулировала в 2010 году Sustainability Living Plan, направленный на реализацию целей устойчивого развития ООН и полностью интегрировав его в свою бизнес-модель. Именно благодаря этим инициативам, компании удалось создать устойчивые, доверительные связи с поставщиками, сотрудниками, сообществами, партнерами и правительствами и значительно улучшить свой рост и общую прибыль. Более того, именно эти связи позволили компании ускорить свой рост и сохранить конкурентное преимущество во время КОВИД и мирового локдауна. Компании удалось быстро перестроить цепочки своих поставок, запустить поставки медицинского оборудования, увеличить долю производства санитайзеров в 14.000 раз и соответственно перераспределить свой персонал географически и внутри компании.  

Примеры неустойчивого бизнеса чаще всего можно найти в Private Equity индустрии. Например, компания 3G, которая в 2017 году развернула настоящую борьбу, желая поглотить Unilever, но первый раз в своей истории была вынуждена отступить. Компания представляла то, чем бизнес быть не должен – чистый финансовый инжиниринг и была известна своей стратегией тотального сокращения расходов с целью повышения краткосрочной прибыли. Известный магазин Fortune называл ее генерального директора не иначе, как «человек, съедающий любые издержки». Понятно, что данная компании служила интересам только одной группы – акционеров, не включая в свою бизнес модель интересы каких-либо иных стейкхолдеров. 

В особую группу следует выделить компании, которые являются «псевдо»-устойчивыми. Как правило, это те, которые громко заявляют об устойчивых инициативах, но не интегрируют их в сою бизнес-модель. Одним из самых ярких примеров является так называемый “green washing” – часто ситуация, когда вы приобретаете что-то, что имеет отсылку на слово “натуральный» или «подлежащий переработке», но на самом деле таковым не является. Например, зеленая Coca-Cola Life, с содержанием 6,6% сахара не является полезным и натуральным продуктом, несмотря на ее зеленую этикетку и ссылку на то, что сахар происходит из натуральных источников. 

Ну и конечно, такими же непонятными и вызывающими недоумение являются заявления о корпоративной социальной ответственности компаний отдельных отраслей, например табачной. Согласно международным принципам, данные компании обязаны прекратить всю маркетинговую деятельность, а также выплатить компенсацию за вред здоровью, который причиняют их продукты. 

Как определить, является ли компания истинно устойчивой и где искать информацию?

Как же распознать устойчивую компанию и где мы можем найти интересующую нас информацию?

Прежде всего мы можем заглянуть в нефинансовую отчетность компании – официально «отчетность в  области устойчивого развития», которую вместе с основной финансовой отчетностью публикуют не только большие публичные компании, но и все большее количество представителей среднего и малого бизнеса. Обычно данная отчетность составляется согласно официально принятым международным стандартам (например, GRI) и отражает основные цели компании в области устойчивого развития, все инициативы, проводящиеся для реализации данных целей, а также описывает, каким образом они интегрированы в бизнес модель и каков результат их достижения. Доступны данные отчеты, как правило, на официальных страницах компаний, в разделе «информация для инвесторов». Важно также понимать, что если в Европе и США публикация нефинансовой отчетности является обязательной, в России она все еще публикуется по инициативе компаний. 

Вторым источником информации могут служить различные рейтинги. Причем здесь мы можем говорить как об официальных рейтингах крупных и средних рейтинговых агентств (например, Moody’s, Standard&Poor на международном уровне, либо НРА и АКРА в России), так и рэнкингах, составленных в медиа и бизнес прессе (например, топ 10 устойчивых компаний рейтинга Forbes). Главной сложностью в настоящий момент является, однако то, что каждое рейтинговое агентство имеет собственную шкалу оценки, и порой результаты нескольких агентств настолько различны, что одна и та же компания может оказаться как в вверху, так и внизу рейтинговой таблицы одновременно. Это конечно затрудняет какие-либо выводы о деятельности компании и ее результатах в области устойчивого развития. Более того, рейтинги составляются для различных заинтересованных групп (например, для инвесторов, или кредиторов), поэтому и выбранные критерии их оценки часто различны.

***

Итак, подведем итог. Несмотря на большое количество компаний, которые считают себя социально ответственными, выпускают «зеленые» продукты, публикуют отчетность о благотворительных мероприятиях, устойчивыми компаниями мы считаем те, которые 

  • сделали ESG повестку частью своей бизнес модели, 
  • имеют четкую цель, каким образом они взаимодействуют с окружающим их миром и как они делают его лучше 
  • разрабатывают и реализовывают инициативы, соответствующие цели, создающее конкурентное преимущество и положительно влияющие на успех компании
  • Узнать о данных целях и инициативах можно из официальной отчетности по устойчивому развитию, рейтингов и прессы.