Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Интеллектуальная собственность в интернете

В интернете мы постоянно создаем интеллектуальную собственность: например, когда постим картинки, видео или тексты в соцсетях. Все эти объекты охраняются авторским правом, и это очень удобно, потому что иногда картинка или пост могут стать источником прибыли для их создателя.

Но все ли, что мы создаем, автоматически принадлежит нам? Как работает авторское право в интернете и социальных сетях? Что мы можем сделать, чтобы защитить свою интеллектуальную собственность в цифровом пространстве?

Об этом рассказывает Алина Акиншина — преподаватель ДПО кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, генеральный директор компании «Онлайн Патент».

***

Проект LessON – это меньше, чем лекция (поэтому less), но с большей включенностью в суть (поэтому ON). Эксперты в разных областях (образование, маркетинг, психология, наука etc.) дают практические советы и полезные рекомендации в краткой форме. Если у вас есть вопросы к эксперту, оставляйте их в комментариях.

Расшифровка видео

Всем привет. Меня зовут Акиншина Алина, я являюсь генеральным директором компании Онлайн-Патент и преподавателем курсов дополнительного профессионального образования в Вышке. Как нетрудно догадаться по названию компании, занимаемся мы интеллектуальной собственностью, и именно о ней мы поговорим сегодня.

Основы авторского права

При слове патент в голове обычно всплывает картинка безумного ученого, разрабатывающего проекты вечного двигателя прямо сейчас, прямо здесь. Поэтому может казаться, что интеллектуальная собственность, патенты – все это бесконечно далеко от нашей обычной жизни, от того, что мы делаем каждый день. Спойлер – это совсем не так. На самом деле, в нашей ежедневной активности, в самых обычных делах, которые мы совершаем, не замечая того, кроется огромный потенциал создания объектов интеллектуальной собственности. И наверное, самое простое, что можно вспомнить, – это картинки, фоточки, видюшки и просто тексты, которые мы размещаем в соцсетях. Как ни удивительно, каждый из этих объектов с самого начала, с момента его создания, охраняется авторским правом.

Авторское право не требует от вас никаких дополнительных усилий по регистрации, не надо бежать в патентное ведомство, не надо придумывать сложных схем, достаточно того, что  ваше имя подписано под экземпляром вашего произведения. На самом деле, это очень классно, потому что вы никогда не знаете, какое произведение выстрелит и  какая картинка, какое изображение внезапно, абсолютно неожиданно, может стать источников реального заработка для вас, для ваших друзей.

Именно такая история случилась с Дарьей Бородулиной, автором суперуспешного мема «Наташ, вставай, мы все уронили». После того, как мем приобрел потрясающую вирусную популярность и распространился в рунете повсеместно, Дарья Бородулина не замедлила подать заявку на  регистрацию товарного знака.

Зачем товарный знак, спросите вы. Мы же только что разобрались, что авторское право подействует без всяких дополнительных усилий? Штука в том, что товарный знак помогает зарабатывать на тиражировании успешной картинки, успешного изображения или слогана на объектах сувенирной продукции. Теперь, когда кто-нибудь захочет использовать слоган «Наташ, вставай, мы все уронили» или популярное изображение на подушках, тарелках, футболках, кружках или чем-нибудь еще,  ему необходимо будет заключить лицензионное соглашение с Дарьей Бородулиной и выплачивать ей платежи.

Этот механизм намного более продвинутый по отношению к лицензированию объектов авторского права именно в отношении реальных товаров, именно в отношении реальной продукции.

Зачем нужен товарный знак

Следует отметить, что далеко не всегда авторы популярных текстов или материалов в социальных сетях заинтересованы именно в таком формате популяризации своего творчества. Например, если вы успешный блоггер и зарабатываете на продвижении каких-либо товаров в своем аккаунте, вы едва ли будете заинтересованы в том, чтобы ваши тексты появились в аккаунтах других людей. Для того чтобы бороться с подобными копипастерами, во всех социальных сетях практически на всех популярных площадках предусмотрены специальные механизмы защиты авторов  оригинального контента. Они достаточно простые, и позволяют буквально в режиме онлайн блокировать публикации, которые копируют оригинальные тексты. Пользуйтесь, это очень удобно, это реально инструмент борьбы с копированием оригинальных произведений на популярных площадках.

Во многих случаях недобросовестные лица идут чуть дальше. Такое движение в том числе может приводить к созданию полноценных фейковых аккаунтов, когда пытаются копировать не только тексты, но и базовую айдентику. Самое популярное – это название аккаунта, потому что именно по нему потенциальный читатель, потенциальный потребитель каких-либо услуг, если вы их продвигаете с использованием вашего личного бренда в соцсети, будет находить вас на этой площадке. С этим тоже можно бороться, и здесь мы возвращаемся чуть-чуть на шаг назад, снова к механизму регистрации товарного знака. Если у вас есть классное фантазийное название аккаунта или ваши имя и фамилия стали настолько известны, что уже стоит вопрос о возможном их копировании, не забывайте вовремя подать заявку и получить от Роспатента официальную бумагу о том, что это теперь принадлежит вам.

Как избежать неприятностей

Своевременная регистрация собственного товарного знака позволит избежать неприятных ситуаций. Например, в такую неприятную ситуацию попала семья Родимских и популярный видеоблог «Лайк Настя». Заявку на регистрацию соответствующего товарного знака до семьи Родимских подала и успешно получила регистрацию некая фирма «Ай брокер», не имевшая к семье видеоблоггера никакого отношения. Конечно, семье удалось добиться правды, они успешно ликвидировали товарный знак «Ай брокера» и зарегистрировали собственное обозначение, но путь этот был намного более долгим, чем если бы они своевременно озаботились этой проблемой и просто подали заявки. Это позволило бы избежать судебных разбирательств и длительной процедуры восстановления собственных прав.

Заодно, регистрируя товарный знак, важно помнить, что он защищается не просто так, абстрактно в целом, мы взяли какое-то словарное слово, понесли заявку в Роспатент или в региональное патентное ведомство, получили регистрацию – и все, теперь никто больше не может использовать это слово. Система работает чуть хитрее.

Потому что иначе все бы слова давно зарегистрировали, и ни у кого ничего бы не осталось свободного. Поэтому регистрация товарного знака осуществляется в отношении определенных классов товаров и услуг. Их всего 45, это специальная международная классификация для юридических лиц, только товары и услуги для товарных знаков. Именно поэтому, когда мы говорили про «Лайк Настя», понятно, что ребята регистрировали свое обозначение для 41 класса, для развлекательных передач, тренингов и так далее, так же вероятно, для различной сувенирной продукции, как в случае с Дарьей Бородулиной – кружки, подушки, футболки и все такое, но при этом, получив охрану в отношении определенных товаров, вы никогда не можете знать, в отношении чего внезапно кто-то другой может зарегистрировать ваше собственное обозначение, но вроде как не особенно нарушая ваши интересы. Чтобы избежать таких интересных казусов, на территории России, например, есть институт общеизвестных товарных знаков или стоит просто подумать о том, чтобы подать заявочку в отношении чуть-чуть расширенного перечня товаров, амбициозно, но разумно. Потому что, если вы подадите заявку в отношении просто всех существующих товаров и услуг, то все равно через три года, если говорить про РФ, этот товарный знак можно будет аннулировать по неиспользованию, чтобы не появлялись такие  собаки на сене, которые регистрируют все на себя, а потом пытаются перепродавать успешно занятые красивые слова.

Как себя обезопасить от претензий

Кстати, есть еще одно распространенное заблуждение, которое относится к регистрации доменных имен. Довольно часто, осуществляя регистрацию домена будущий администратор суетливо предполагает, что вот теперь-то мы получим права на это обозначение. На какой-нибудь май бренд точка ком или май проджект точка ру. Следует помнить, что регистрация доменного имени – это всего лишь способ аренды красивого адреса в сети интернет. Никакого отношения к юридическим правам это не имеет вообще, и вы даже можете, осуществив регистрацию совершенно нового, только что придуманного доменного имени, совершенно случайно, и без какого-либо недобросовестного намерения, нарушить чужой товарный знак. Никакой сверки реестра доменных имен с реестрами товарных знаков не производится, обо всем этом вам, как будущему администратору, нужно заботиться самостоятельно.

Причем обязательно позаботиться, чтобы не попасть в историю, похожую на историю очень известного маркетплейса «Беру». Возможно, вы помните, некоторое время тому назад Яндекс и Сбербанк, крупные игроки осуществили запуск очень масштабного маркетплейса «Беру». И буквально в день запуска этого проекта выяснилось, что московская предпринимательница и фирма ООО «Беру» довольно давно, еще в 2018 году, осуществили регистрацию и успешно используют товарный знак для услуг 35-го класса – торговля, магазины и так далее. Неприятность. Что нужно делать? Как-то договариваться.

И из реестров Роспатента мы с вами видим, что в итоге Яндекс.Маркет заключает договор об отчуждении исключительного права на товарный знак «Беру» с той самой фирмой. Потому что в принципе вариантов обычно не очень много. Либо менять название, но, наверное, это не самый лучший вариант в данной ситуации, либо искать способы приобретения исключительного права, в том числе, и путем покупки соответствующего знака. 

Естественно, в ситуации активированной потребности у потенциального покупателя стоимость может возрасти. Нетрудно догадаться, что правила, очень похожие на  механику работы с доменными именами должны работать и на территории магазинов приложений, и даже еще строже, потому что мы опять возвращаемся на строго администрируемую, модерируемую территорию, которая в достаточной степени образует собой закрытую экосистему. Именно поэтому, если вдруг вы размещаете в магазине приложений что-то классное, у чего название ничем не охраняется, вы не проверяли, то ждите рисков, ждите того, что теоретически или даже вполне практически приложение может быть заблокировано и удалено в связи с претензией правообладателя, который в отличие от вас своевременно осуществил регистрацию товарного знака в отношении, например, товарных продуктов или игр., если мы говорим про самый популярный формат приложений, которые делаются в качестве тестов, первых проектов.

Это быстрый, простой, эффективный способ борьбы с нарушителями, которые легко появляются в силу того, что приложения в магазине ищут по названию. Поэтому правообладатели успешных товарных знаков достаточно жестко мониторят использование их зарегистрированных обозначений внутри магазинов приложений. Будьте внимательны, регистрируйтесь, тогда таких неприятностей не произойдет. Но есть и хорошая новость, программный код в отличие от названия, опять защищается без каких бы то ни было формальностей. То есть, если вдруг кто-то скопирует ваш программный код, для того, чтобы предъявить ему претензии, вам в общем случае не нужно иметь никаких дополнительных бумаг, кроме первичных правоустанавливающих документов, например, актов, договоров, служебных заданий и всего остального, что в небольших командах разработки обычно никто не ведет и не делает.

Да, и еще небольшая неприятность – обращаться, конечно, придется в суд, потому что программы – это штука сложная и понять, каким образом то было скопировано, а было ли что-то модифицировано, а точно ли это тот программный продукт или что-то в приложении поменяли или даже это вовсе параллельное творчество и никто вас не копировал, а просто сделал новую оригинальную программу, довольно сложно без специальных познаний. То ли дело фильмы, ведь их блокируют в общем случае пачками, и когда в следующий раз наберете в Гугле фразу – смотреть онлайн бесплатно что-нибудь, не будем конкретизировать точно, обратите внимание на длинный список удаленных ссылок внизу страницы,  – это та самая работа авторского права в действии. Так что имейте в виду, что интеллектуальная собственность – в сети, вокруг нас, каждый день, в самых разных формах.