Дискуссии на тему того, какой должна быть женщина — ведутся бесконечно. Большую роль в конструировании стратегии женственности играет массовая культура — кино, СМИ, модные журналы, реклама. При этом параллельно она ещё и отражает социальные процессы, трансформацию ценностных ориентиров, определяющих — как выглядит, строит отношения, карьеру, баланс между работой и личной жизнью современная женщина. Профессор факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, доктор (PhD) в области семиотики культуры Людмила Запорожцева исследовала репрезентацию стратегий женственности в российской массовой культуре в четырёх аспектах: внешность, карьера, отношения и дети. IQ.HSE рассказывает о полученных её результатах, которые были опубликованы в сборнике 12-й Международной конференции по семиотике «Знаки Европы: дискурсы, мифологии и политика репрезентации».
Изучать женственность непросто, поскольку в современном мире она многообразна и постоянно меняется. Людмила Запорожцева проанализировала более 300 образцов (текстов) современной российской и мировой массовой культуры — фильмов, телепередач, рекламных кампаний, брендов, изображений, статей в журналах и т.п., которые репрезентируют стратегии феминности.
Методология исследования позволила отследить, как трансформировались эти стратегии за последние 30 лет. Например, как женщины переходили от обязательных каблуков к вездесущим кроссовкам. Или от всепоглощающей ролевой модели карьеристки или домохозяйки к часто желаемому сегодня балансу между работой и личной жизнью. От предписываемых социальных норм в отношении семьи и брака к свободе выбора.
Согласно концепции британского социального критика Раймонда Уильямса, можно выделить три типа культурных моделей, которые включают в себя уходящие (остаточные), доминирующие и развивающиеся коды культуры. Людмила Запорожцева развивает эту идею применительно к теории семиосферы Юрия Лотмана.
Доминирующий код составляет ядро культуры, оно включает в себя наиболее влиятельные идеи, подходы и образы. К уходящему (остаточному) коду относятся шаблоны, которые перемещаются из центра на периферию семиосферы. А развивающийся код отражает свежие веяния, возникающие также на периферии культуры и определяющие векторы культурной динамики.
В кино, например, уходящий (остаточный) код могут воплощать забавные или негативные персонажи второго плана или главные герои старых фильмов. А носителями развивающихся кодов могут быть положительные второстепенные персонажи или противоречивые главные герои-женщины.
В ходе анализа автор исследования использовала визуальный, лингвистический и нарративный анализ, в качестве единицы которого мог выступать образ, описание или роль женщины. При этом все анализируемые тексты были разделены на три подгруппы:
масс-маркет (FMCG) бренды, использующие стереотипные образы;
наиболее популярные и влиятельные бренды, составляющие целостный образ женщины;
бренды класса люкс, молодёжные, инновационные, несущие провокационные, противоречивые и свежие идеи.
Выявленные коды женственности описаны в исследовании в четырёх смысловых аспектах:
тело (внешность);
карьера;
отношения;
дети.
Существует стереотип, что русские женщины стараются выглядеть идеально: каблуки, обтягивающие платья, макияж на все случаи жизни. В какой-то степени этот идеал, как отмечает исследовательница, сегодня транслируют блогеры, снимающиеся в выгодном ракурсе, демонстрирующие ламинированные ресницы, накачанные губы и сделанный бюст.
Идея о женщине с идеальной внешностью, по мнению Людмилы Запорожцевой, соотносится с мыслью о том, что женщина не принадлежит себе, что она должна быть привлекательной не ради самой себя, а прежде всего — для мужчины. При этом психологические и физические границы женщины могут быть нарушены. Исследовательница приводит в пример скандальный инцидент вокруг Чемпионата мира по футболу 2018 в России, когда в Государственной Думе российских женщин призвали не вступать в интимные связи с иностранными футбольными фанатами.
Представления об идеальной красоте, как и о том, что женщина не принадлежит себе — уходящий культурный код, отмечает профессор. С недавних пор позиции доминирующего кода заняли идеи о естественной красоте. Отсутствие укладки, нюдовый макияж, кроссовки вместо каблуков и оверсайз одежда — сегодня нечто само собой разумеющееся. Современная женщина прекрасно может чувствовать себя в подобном образе, символизирующем непринужденность и естественность.
В апреле 2019 года российское издание журнала Glamour впервые представило обложку с фотографией актрисы Юлии Пересильд без какой-либо ретуши и фотошопа, что задало новую норму гламурного снимка.
Следующая тенденция — развивающийся код — гротескная красота. Она подразумевает эстетизацию разнообразия и красоту как трансформацию. «Женская красота может подчёркиваться с помощью асимметрии одежды, макияжа, аксессуаров, искажающих классические пропорции тела и лица», — пишет исследовательница. То, что раньше считалось дефектом — веснушки, шрамы, ожоги — сегодня, наоборот, может быть новым кодом красоты, как и бодипозитив в целом.
Ещё один новый код, пересматривающий предыдущие стратегии, связан с вызовом идее эйджизма — дискриминации женщин старшего возраста. Сегодня немало женщин за 60 лет ведут активный образ жизни за пределами домашнего хозяйства. Например, модельное агентство Oldushka позволяет дамам старшего возраста участвовать в модельном бизнесе — сфере, которая раньше была исключительно прерогативой молодых женщин.
Важным во всём этом остаётся то, что женщины сохраняют свой аутентичный вид — не делают пластические операции и не красят седеющие волосы, что само по себе революционно для российской медиакультуры. В 2018 году тот же журнал Glamour отдал статус модели года 64-летней модели Валентине Ясень.
В конце 1990-х — начале 2000-х на российском телевидении появилось несколько ярких образов героинь популярных сериалов. Самые известные и полюбившиеся зрителям — следователь Анастасия Каменская (телесериал «Каменская») и прокурор и следователь Мария Швецова («Тайны следствия»). Обе женщины боролись с преступностью, злом и несправедливостью. Объединяющей их чертой было то, что они принесли в жертву работе и высоким идеалам свою личную жизнь. Самореализация стала их главной целью. При этом в своей рабочей униформе они выглядели очень привлекательно (уходящий код — «идеальная красота»).
Другой женский код, повсеместно транслируемый в девяностых и нулевых — идеальная хозяйка — женщина, чья самореализация сфокусирована исключительно на заботе о доме и семье. Она не имеет никаких хобби, не строит карьеру, но у неё есть муж и очаровательный ребёнок или дети. Её среда обитания — кухня и гостиная, однако она всегда красиво одета и в хорошем настроении.
Оба образа — женщины-трудоголика и идеальной хозяйки — уходящие для российской массовой культуры, считает Людмила Запорожцева. Также остаточным является и код Золушки — девушки, приезжающей из деревни в город и повышающей свой социальный статус посредством очарования и добродетели. Этот код всегда предполагает фигуру «принца», за которого «золушка» в конце концов выходит замуж.
Один из доминирующих сегодня кодов женской самореализации в массовой культуре, как показывает анализ, — хозяйка-супергероиня. Это своего рода современный образ некрасовской женщины («Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт»). Для неё семья — также главное в жизни. Но в отличие от идеальной хозяйки, она не прячется за спиной мужа. Наоборот, муж чувствует себя с ней в безопасности.
Этот образ, как считает профессор, представлен в российском сериале с ироничным названием «Обычная женщина» (2018), получившем не только премию ТЭФИ в России, но и международное признание. Главная героиня фильма — Марина, ожидающая третьего ребёнка, её муж — успешный хирург, сама она — владелица цветочного бизнеса. Но это лишь фасад, за ним Марина ведёт опасное и нелегальное дело, которое начала, чтобы защитить мужа от мафии и заработать денег для всей семьи.
Другой доминирующий код самореализации современной женщины — мать-фрилансер. Это молодая мама, пытающаяся балансировать между работой и семьей. У неё может быть собственный стартап, блог или влог, либо просто обычная удалённая работа. Главная цель для такой девушки — постоянный поиск баланса между тем, чтобы быть хорошей матерью и хорошим работником.
Ещё одна новая тенденция женской самореализации — присутствие в самых непредсказуемых профессиях, которые не запрещены законом, но ранее были культурно табуированы для женского пола, отмечает исследовательница. Например, спортивная сфера — бокс, ММА, футбол и хоккей.
В последнее время многие бренды запустили кампании по поддержке женщин в разных сферах деятельности. Например, Always продвигает кампанию «Как девчонка» (#LikeAgirl), вдохновляя девушек по всему миру заниматься спортом, не бояться неудач и бороться со стереотипом, что девочки делают всё иначе, нежели мальчики.
А самое развитое в России яхтенное сообщество «Сила ветра» использует на обложках своих пособий и в рекламе курсов изображения женщин у штурвала, уверенно ведущих яхту по волнам. Так задается новая норма в массовой культуре, что женщина может быть даже шкипером.
Отношения, в которых женщина играет роль «трофея» для мужчины старше и богаче её, имеющего высокий социальный статус — уходящий (остаточный) код в российской массовой культуре. Доминирующим становится образ женщины, бросающей вызов патриархальным установкам в личных отношениях.
Профессор Запорожцева выделяет два типа распространённых моделей отношений для женщин, преобладающих в массовой российской культуре. Первый основан на равном партнёрстве в отношениях и общности интересов. Второй связан с трансформацией шаблонных установок. Например, легитимизация возможности для женщины оставаться одинокой и не желать иметь семью. Доминирующий код представляет женщину, действующую прежде всего в соответствии с собственными желаниями.
Новые коды массовой культуры также предполагают выбор для женщины подходящего типа отношений — вне зависимости от общественного мнения. Новой нормой становится союз, где женщина старше мужчины и не боится потерять его только из-за разницы в возрасте.
Происходит и трансформация свадебного ритуала. Традиционная свадьба по всем канонам уходит в прошлое, на смену ей приходит свадьба как уникальное событие, которое интересно прежде всего для пары.
Однако при всё этом дети остаются самым консервативным семантическим полем. «Ребёнок до сих пор представляется в культуре как самое большое достижение для россиянки», — пишет автор исследования. Но меняется отношение к материнству. Женщина становится более открытой к признанию, что она не может быть идеальной матерью. И ребёнок тоже не обязательно должен соответствовать ожиданиям социума.
Развивающийся код — гордость женщин, имеющих детей с особыми потребностями, которые до последнего времени оставались невидимыми в массовой культуре. Менять ситуацию помогают в том числе звёзды. Например, актриса и телеведущая Эвелина Блёданс, имеющая сына с синдромом Дауна.
Людмила Запорожцева отмечает и новый код отцовства в культуре. Мужчина сегодня может быть домохозяином, заниматься воспитанием детей или поровну делить с женщиной родительские обязанности. Так, один из брендов детского питания выпустил рекламный ролик «Папа рядом», в нём известные и успешные актеры — молодые отцы — проводят целый день с малышами, поют им колыбельные.
Исследовательница приходит к выводу, что в российской массовой культуре в последние 20 лет произошёл заметный сдвиг в стратегиях женственности. «Появляется всё больше образов и изображений, демонстрирующих осознанность женщин и защиту собственных границ, в том числе психологических», — отмечает профессор Запорожцева. Женщины могут свободно говорить об изменах, сексе, уходе от своего партнёра, проблемах в отношениях, а также не цепляться за партнёра только потому, что одной быть «стыдно».
Важно, что всё более частыми становятся репрезентации женщин после 55 лет, чья жизнь также наполнена, как и во времена молодого возраста. Такой женщине не обязательно реализовываться только в роли бабушки, она может даже начать новую карьеру — модели, актрисы, блогера, певицы. Массовая культура демонстрирует сохраняющуюся ценность детей в жизни российской женщины, но в то же время поощряется идея саморазвития молодой матери.
Автор исследования обращает внимание, что манифестация множества новых стратегий репрезентации феминности отражает ситуацию социального переосмысления идеи семьи, гендерных ролей, обязанностей в обществе, личных границ и свобод. И на этом фоне возникает вопрос об образах мужчин, представленных в культуре. Это, по мнению Людмилы Запорожцевой, может быть интересной темой для будущих исследований.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!