Существует психологический феномен, который мешает процессу овладения иностранным языком — это языковая тревожность (ЯТ). Она характеризуется страхом и беспокойством, возникающими в контексте изучения языка, и связана с различными факторами, в том числе — чертами личности человека. На основе статьи доцента департамента психологии НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина (в соавторстве с аспиранткой департамента политики и управления НИУ ВШЭ Валерией Конча и магистром Асией Ержановой) IQ.HSE разобрался, что такое языковая тревожность и как знание психологии помогает с ней справиться.
Языковая тревожность (foreign language anxiety) — это страх и нервозность, которые возникают в ходе изучения иностранного языка. Данное явление связано с чувством безопасности, уверенностью в себе и достигнутыми результатами. Согласно научной литературе, языковая тревожность имеет сложную структуру и включает в себя самовосприятие, установки, чувства и поведение в ситуации изучения языка в группе, которые возникают на фоне уникальности процесса обучения иностранному языку.
По некоторым данным, с языковой тревожностью в той или иной степени сталкивается большинство изучающих иностранные языки. Зачастую языковая тревожность способствует снижению эффективности процесса обучения, потере мотивации и избеганию практики иностранного языка.
Языковая тревожность имеет следующие компоненты:
страх отрицательной оценки;
тревога перед экзаменами;
страх общения.
Страх отрицательной оценки включает в себя опасения, связанные с высмеиванием произношения, боязнь допустить грамматические ошибки и показаться недостаточно компетентным. Часто он связан с высоким уровнем владения языком преподавателем и/или одногруппниками, а также предыдущим опытом, когда изучающий иностранный язык получил негативную обратную связь относительно своих знаний.
Что касается тревоги перед экзаменом , то она влияет на успеваемость учащихся, несмотря на то, что их знаний может быть вполне достаточно для хороших оценок. Особенно сильно этот компонент проявляется среди взрослых, результаты тестов которых влияют на карьерные возможности.
Ну а страх общения — это боязнь человека вступить в разговор из-за плохих коммуникативных навыков. В этом случае изучающие иностранный язык избегают участия в различных мероприятиях (например, зарубежных конференциях) именно из-за боязни сделать ошибки.
В одном из исследований показано, что основным источником языковой тревожности является именно страх перед неправильным произношением. Кроме того, студенты, изучающие иностранный язык, больше всего боятся выступать перед сверстниками.
Существуют данные, подтверждающие, что люди с тревожными расстройствами чаще страдают и от языковой тревожности. При этом ЯТ может сопровождаться такими физическими симптомами, как головная боль, боль в животе, учащенное сердцебиение и т.д.
Выделяют следующие факторы, влияющие на развитие языковой тревожности:
поведенческие;
когнитивные;
социолингвистические;
психолингвистические;
физиологические.
На языковую тревожность также могут влиять мотивация, сложность задач, ожидания родителей, воспринимаемый уровень интеллекта, самооценка и, конечно, особенности личности учащегося. Некоторые личностные черты способствуют, а другие, напротив, тормозят процесс обучения.
Существующие исследования на эту тему говорят в пользу взаимосвязи между чертами личности «Большой пятерки» и языковой тревожности. Модель личности «Большая пятерка» включает следующие черты: экстраверсия, доброжелательность (дружелюбие, способность приходить к согласию), добросовестность (организованность, дисциплинированность), нейротизм (эмоциональная нестабильность), открытость опыту (к проживанию нового).
Согласно одной недавней работе, открытость опыту оказалось отрицательно связанной с ЯТ — то есть, чем более выражена данная черта у человека, тем меньше будет языковая тревожность. Данные о связи добросовестности и ЯТ достаточно противоречивы. В одних исследованиях демонстрируется положительная связь, другие какой-либо связи между добросовестностью и языковой тревожностью не обнаруживают.
Аналогичная ситуация и относительно влияния экстраверсии на языковую тревожность. Есть работы, которые говорят, что экстраверсия положительно связана с тревожностью перед экзаменом и страхом негативной оценки. Другие исследования не обнаруживают существенной связи между данными переменными, или, наоборот, демонстрируют их отрицательную связь.
Доброжелательность может негативно влиять на языковую тревожность. Это объясняют тем, что люди с более высокими показателями доброжелательности склонны поддерживать хорошие отношения и не стесняться разговаривать с другими. Что касается нейротизма, то люди с низкой эмоциональной стабильностью обычно концентрируются на своих негативных эмоциях, что приводит к более высокому уровню тревожности.
Данное исследование направлено на более систематическое изучение личностных черт, входящих в модель «Большой пятерки». Каждая из черт рассмотрена отдельно в связи с теми или иными компонентами языковой тревожности.
В исследовании приняло участие 452 человека в возрасте от 16 до 70 лет, изучающих различные иностранные языки. Основная доля респондентов была из России (362 человека) и Казахстана (39 человек), остальные из Беларуси, Израиля, Италии, Турции, Украины и США. Все участники свободно владели русским и говорили в среднем на трёх языках.
Данные собирались онлайн, испытуемые заполняли краткую версию опросника личностных черт «Большая пятерка» для оценки уровня экстраверсии, доброжелательности, добросовестности, нейротизма и открытости новому опыту, а также Шкалу измерения языковой тревожности при изучении иностранных языков в группе.
Выяснилось, что три из пяти личностных черт предсказывают все три компонента языковой тревожности. Нейротизм положительно связан с боязнью негативной оценки, страхом общения и тревогой перед экзаменами.
Экстраверсия и открытость опыту, наоборот, негативно влияют на все три компонента ЯТ. Иными словами, чем выше выраженность данных черт, тем ниже уровень языковой тревожности. Доброжелательность и добросовестность не показали значимой связи с компонентами ЯТ.
Если говорить об открытости новому опыту, то люди с высоким уровнем выраженности данной черты интеллектуально любопытны. Она связана с открытостью ощущениям и эмоциям, вовлеченностью в информацию.
Вместо страха подвергнуться негативной оценке со стороны окружающих, люди с высоким уровнем открытости принимают вызов, связанный с самовыражением на иностранном языке. Они способны тщательно готовиться к экзаменам и получать удовольствие от процесса, не зацикливаясь на возможности неудачи. Если человек достаточно открыт новому опыту, то изучение иностранного языка для него представляется хорошей возможностью расширить кругозор, узнать много нового в процессе путешествий, общаться в социальных сетях и обмениваться идеями с людьми, говорящими на другом языке.
Что касается экстраверсии, то её отрицательное влияние на компоненты ЯТ можно объяснить тем, что экстраверты более разговорчивы, общение имеет важное значение в их жизни. Людям с более высоким уровнем экстраверсии легче общаться со сверстниками и учителями, они комфортнее чувствуют себя в практике иностранного языка и, соответственно, испытывают меньше страха и тревоги. Также экстраверсия связана с высоким уровнем оптимизма и позитивным представлением о себе, что, в свою очередь, помогает преодолеть страх негативной оценки.
Нейротизм положительно связан со всеми тремя компонентами языковой тревожности. Возможное объяснение этого заключается в том, что люди с высоким уровнем нейротизма, как правило, раздражительны и им сложно контролировать свои импульсы, что ведёт к проблемам в социальном взаимодействии.
Страх перед негативной оценкой может быть связан с неадекватными реакциями на возможные замечания об ошибках. Тревожность, раздражительность и отсутствие контроля над импульсами может отвлекать учащегося во время экзамена, не позволяя ему сосредоточиться на конкретных задачах.
В числе личностных характеристик, связанных с нейротизмом, исследователи выделяют такие, как застенчивость, уязвимость и даже враждебность, что может быть препятствием для социального взаимодействия.
Хотя доброжелательность полезна в социальном контексте, она не обязательно должна быть связана с уровнем языковой тревожности из-за сложности и специфических условий изучения иностранного языка. Что касается добросовестности, то, с одной стороны, люди с высоким уровнем добросовестности могут ставить цели и достигать их, но это не обязательно должно помогать им в снижении языковой тревожности, поскольку они могут быть озабочены своими успехами и тем, какое впечатление они производят на окружающих.
Рекомендация простая, но очень важная — в процессе изучения иностранного языка важно учитывать личностные черты обучающихся. Зная то как, например, эмоциональная устойчивость студентов может влиять на языковую тревожность, необходимо создавать среду обучения, которая будет способствовать снижению их тревоги и беспокойства. Также можно помогать студентам с высоким уровнем нейротизма приобретать больше уверенности в себе, подбирая подходящий уровень сложности задач и методы тестирования и оценки.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!