Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Выгоревшие и неудовлетворенные

Выгоревшие и неудовлетворенные

Научно доказано, что врачи-онкологи подвержены эмоциональному выгоранию чаще специалистов других медицинских профилей. Но этой проблеме уделяется мало внимания как на исследовательском, так и на институциональном уровне. Между тем результаты нового исследования показывают, что эмоциональное выгорание онкологов имеет существенную взаимосвязь с различными аспектами (не)удовлетворённости работой. Его провели учёные из НИУ ВШЭ Сергей Русских и Елена Тарасенко совместно с коллегами из НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко и МНИОИ им. П.А. Герцена. Результаты работы опубликованы в журнале НИУ ВШЭ «Организационная психология».

В группе повышенного риска

Эмоциональное выгорание специалистов из разных профессиональных сфер становится всё более серьёзной проблемой. Один из провоцирующих его факторов — высокий уровень стресса и большой уровень требований при нехватке ресурсов. Данный феномен в науке исследуют со второй половины XX века, но именно сейчас понимание того, как с ним справляться, приобретает всё большую актуальность.

Авторы статьи обращают внимание, что с 2022 года в новой версии Международной классификации болезней (МКБ-11) эмоциональное выгорание определяется как профессиональное явление, а не как заболевание, и классифицируется как «синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удалось справиться».

Одной из причин стресса, согласно исследованиям, может быть несоответствие между рабочей нагрузкой и ресурсами, необходимыми для осмысленного выполнения работы. «Риск развития эмоционального выгорания сильнее выражен у работников тех организаций, где преобладают требования, а не ресурсы», — пишут авторы.

Выгорание имеет опасные последствия как для самого работника, так и для компании, в которой он трудится. Среди них — нарастание психического дистанцирования от профессиональных обязанностей, безразличие к работе, и, как следствие, снижение эффективности труда.

Чаще всего эмоциональному выгоранию подвержены специалисты, чья профессия связана с взаимодействием с людьми. К ним относятся и врачи, а среди них в группе самого высокого риска находятся онкологи — в силу дополнительной специфики, ведь они часто работают с безнадежно больными людьми при отсутствии реальных возможностей спасти им жизнь. Между тем, как отмечают Сергей Русских и Елена Тарасенко, проблеме эмоционального выгорания врачей-онкологов уделяется не так много внимания в академических исследованиях. «Работы такого рода крайне редки как в России, так и в мире», — говорит Сергей Русских.

Осознание масштабов проблемы

Если посмотреть на данные зарубежных и отечественных исследований по эмоциональному выгоранию среди врачей разных профилей, то становится ясно, что рано или поздно любой медик с высокой долей вероятности столкнётся с этой проблемой. Авторы отмечают, что, например, в 2014 году, по данным зарубежных учёных, синдром эмоционального выгорания (СЭВ) на разных стадиях был выявлен у 63,6% врачей-урологов, 63,3% — реабилитологов, 63,0% — семейных врачей, 61,4% — рентгенологов, 59,6% — ортопедов, 56,5% — дерматологов, 52,7% — общих хирургов, 52,5% — патологов, 46,3% — педиатров.

Проводились подобные исследования и в России. Так, в 2017 году высокий уровень эмоционального выгорания по опроснику «Профессиональное выгорание» был выявлен у 72,5% врачей-терапевтов.

Что касается онкологов, то есть данные о том, что распространенность синдрома эмоционального выгорания среди них может достигать более 95%.

Согласно одному из российских исследований, 21% опрошенных специалистов в данной области предпочли бы сменить медицинскую деятельность, 17% — заняться деятельностью, которая не связана с прямым общением с людьми, 20% — не работать совсем. Риск развития эмоционального выгорания у врачей-онкологов, по сравнению с докторами других специальностей — максимален. Он почти такой же, как у сотрудников, работающих в хосписах.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) известен психологам давно, поэтому существует масса подходов к его исследованию, например, изучение связанных с ним организационных факторов. Например, существует трёхфакторная модель Кристины Маслач и Сьюзан Джексон. Эти исследовательницы рассматривали СЭВ как комплекс симптомов: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции персональных достижений.

Эмоциональное истощение — главная составляющая выгорания — проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии и т.п. Под деперсонализацией в рамках модели понимается безразличие и бесчувственность по отношению к получателям услуг, пациентам и т.п. А редукция личных достижений предполагает тенденцию занижать свои профессиональные успехи, негативизм по отношению к служебным достоинствам и возможностям.

Последствия эмоционального выгорания среди онкологов (и в принципе любых врачей) опасны не только для самих специалистов, но и для пациентов. Деперсонализация врача, как отмечается в одном из исследований, включает в себя отношение к пациентам как к объектам, а не как к людям. Иными словами, врач становится более черствым, циничным по отношению к больным.

Выгоревшая подчистую половина

Авторы поставили задачу выяснить, есть ли разница в эмоциональном выгорании онкологов, работающих амбулаторно и в стационарах, а также — как выгорание связано с удовлетворённостью работой. В исследовании приняли участие 100 врачей-онкологов из Москвы. Половина из них — сотрудники Центра амбулаторной онкологической помощи, а ещё 50 работают в подразделениях одного из Национальных медицинских исследовательских центров, оказывающих помощь онкобольным стационарно. Среди респондентов было 66% мужчин, 64% являлись сотрудниками хирургических отделений, 8% — должностными лицами. Средний возраст участников составил 38,6 лет, средний стаж работы по специальности — 14,6 лет.

Респонденты заполняли опросники «Профессиональное выгорание» Кристины Маслач и Сьюзан Джексон и «Оценка удовлетворённости работой». В ходе анализа авторы попытались выяснить характер связи между степенью выраженности синдрома эмоционального выгорания и уровнем удовлетворенности предприятием, физическими условиями труда, размером заработной платы в сравнении с оплатой труда за такую же работу в других организациях, справедливостью заработной платы, а также возможностями карьерного роста и стилем руководства начальника.

Анализ данных показал, что 56% врачей из группы А (работающих амбулаторно) имеют в целом крайне высокую и высокую степень развития СЭВ. У 50% из этой группы зафиксированы крайне высокие и высокие уровни эмоционального истощения, у 68% — деперсонализации, у 22% — редукции профессиональных достижений. Зафиксировано, что среди испытуемых-врачей, работающих амбулаторно, выгоранию чаще подвержены мужчины, специалисты терапевтического профиля, молодые сотрудники — в возрасте до 30 лет, и со стажем до 10 лет, а также специалисты со стажем свыше 20 лет.

В группе B (работающие в стационарах) высокую и крайне высокую степень выгорания имеют 62% респондентов. При этом серьёзные степени эмоционального истощения зафиксированы у 46%, редукции профессиональных достижений — у 22%, и деперсонализации (также, как и в группе А) — у 68%. Среди стационарных онкологов, принявших участие в исследовании, с высокими степенями выгорания чаще сталкиваются женщины, молодые сотрудники и сотрудники со стажем работы до 10 и более 20 лет.

Дополнительный анализ, тем не менее, не показал статистически значимого (достоверного влияния) — пола, возраста, стажа, а также профиля работы врачей-онкологов на степень эмоционального выгорания. То есть данные факторы не обязательно должны влиять на риск развития СЭВ.

Эмоциональное выгорание и удовлетворенность работой

Что касается общей удовлетворенности работой, то 38% респондентов в группе А отметили свою удовлетворённость, такое же количество врачей оказалось не вполне удовлетворенными, 22% — неудовлетворенными и ещё 2% — крайне неудовлетворенными. В группе B (стационар) удовлетворенными работой было большее количество врачей — 60%. Всего 6% при этом отметили неудовлетворенность, среди них один респондент — крайнюю неудовлетворенность.

Если смотреть на отдельные компоненты удовлетворённости работой, то больше всего респондентов среди обеих групп оказалось неудовлетворенными или крайне неудовлетворенными организацией, в которой сейчас работают — 44 и 30% соответственно; 32 и 28% не удовлетворены физическими условиями труда; 64 и 52% — уровнем заработной платы в сравнении с аналогичной работой в других организациях; 58 и 64% — справедливостью заработной платы; 42 и 34% возможностями карьерного роста; 40 и 36% — стилем руководства начальника.

Дальнейший множественный регрессионный анализ показал статистически значимое влияние отдельных компонентов удовлетворённости работой на субфакторы эмоционального выгорания. Так, неудовлетворённость справедливостью заработной платы в группе А может вносить вклад в развитие эмоционального истощения и деперсонализацию; неудовлетворённость стилем руководства начальника также может способствовать деперсонализации, а неудовлетворенность предприятием — редукции профессиональных достижений.

В группе B стиль руководства начальника влияет на уровень эмоционального истощения, удовлетворённость организацией — на уровень деперсонализации, а возможность карьерного роста — на уровень редукции профессиональных достижений. Авторы выяснили также, что общий уровень СЭВ в большей степени зависит от таких факторов удовлетворенности, как стиль руководства начальника и физические условия труда.

Какие меры можно предпринять

Исследователи пришли к выводу, что среди врачей-онкологов, работающих как в условиях стационаров, так и амбулаторно, необходимо проводить профилактику и терапию синдрома эмоционального выгорания. При этом особое внимание стоит уделять молодым сотрудникам и тем, чей стаж работы уже преодолел отметку в 20 лет.

Борьба с эмоциональным выгоранием среди онкологов, по мнению экспертов, также требуют серьёзных изменений в организационной культуре медицинских организаций. Эти изменения должны касаться системы оплаты труда, создания возможностей для профессионального и карьерного роста сотрудников (особенно в возрасте до 30 лет), возможностей для проявления лидерского потенциала врачей-онкологов, а также обучение руководителей функциональных подразделений основам организационного управления.

Результаты исследования, по мнению авторов, помогут точному определению факторов синдрома эмоционального выгорания у врачей-онкологов и будут полезны для руководства медицинских организаций. Всё это может повысить качество медицинских услуг и снизить текучесть персонала.
IQ
 

Авторы исследования:

Сергей Русских, научный сотрудник отдела изучения образа жизни и охраны здоровья человека ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»; приглашенный преподаватель департамента политики и управления факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Людмила Москвичева, Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена — филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Минздрава России

Елена Тарасенко, доцент кафедры управления и экономики здравоохранения факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Алина Тимурзиева, ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»

Екатерина Макарова, ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»

Сергей Тырановец, ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»

Михаил Васильев, ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 2 февраля