Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Связка панчей

Связка панчей

В издательстве Альпина нон-фикшн вышел перевод книги комедийного коуча Стива Норта «Стендап: 20 лучших формул». IQ.HSE публикует из неё фрагмент, с помощью которого вы сможете научиться собирать свои собственные стендап-сеты, а также узнаете, как сделать их по-настоящему смешными.

Когда вы отработали свои лучшие шутки, надо научиться соединять их в единое выступление, или сет, и создавать иллюзию, даря целому залу незнакомых людей ощущение того, что они непринужденно и откровенно пообщались с сумасшедшим (вашим комедийным персонажем).

Связки

Все шутки начинаются с сетапа — слов, которые постепенно приводят к панчлайну. Но в каждой шутке стендапа есть и третий, не менее важный элемент. Я называю его связкой. Это эмоциональная подводка, которая соединяет одну шутку с другой и делает материал реалистичным, непринужденным и подчеркивает его важность для персонажа.

Во многих хороших связках даже нет намека на тему шутки или всего материала. Если вы зачитываете только сетапы и панчлайны, то, вероятно, вы используете не весь потенциал своего комедийного персонажа.

Допустим, вы рассказываете о том, как облажались на свидании с человеком, к которому испытываете чувства. Для такой истории подошла бы связка вроде…

«Вы когда-нибудь портили что-то, что для вас о-о-о-очень важно?»

Обратите внимание, что в связке нет ни слова о свиданиях. Оставим это для сетапа.

«…ну, например, когда вы наконец идете на свидание с парнем или девушкой, которая вам очень нравится…»

А теперь — панчлайн.

Если вы рассказываете, как отомстили коллеге, который вас бесит, можно начать со связки…

«Знаете, иногда жизнь все-таки приятная штука, да?»

Затем идет сетап…

«Как, например, когда у вас в офисе есть парень, который доводит вас до белого каления…»

Ладно, а зачем это нужно? Если перейти сразу к следующему сетапу, вы транслируете: «Сейчас будет шутка». Когда вы общаетесь с кем-нибудь в жизни, вы не говорите ни с того ни с сего: «Так вот, у меня в офисе…» Скорее всего, вы начнете с какой-нибудь связки, пусть и короткой, вроде: «Слушай…»

Связки дают возможность вовлечь зрителей в тот самый «непринужденный и откровенный разговор», к которому вы и стремитесь, выступая в стендапе. Кроме того, они помогают вовлекать зрителей в процесс. Хитрость в том, чтобы задать вопрос на более широкую тему, чем тема шутки, которую вы собираетесь рассказать.

Например, перед шуткой о том, как я испортил свидание, в связке я бы затронул следующую тему…

«Позвольте мне спросить вас, ребят, вот о чем… вы когда-нибудь косячили или позорились?» [Дополнительно:] «Похлопайте, если да». [Или:] «Поднимите руку, если да». (Аплодисменты — лучший вариант.)

Теперь к любому зрителю, который похлопал или поднял руку, можно обратиться с вопросом:

«А вы в чем облажались?»

Поскольку я затронул довольно обширную тему, то, независимо от того, о чем расскажет зритель, мне будет легко ответить:

«Да это еще ничего, а вот угадайте, что я натворил?»

Затем я перехожу к шутке, словно поддерживая разговор о том, кто как облажался. Благодаря ощущению непринужденного общения зрители будут смеяться над моими шутками в десять раз громче — потому что их увлекает разговор и они не осознают, что я рассказываю подготовленный материал.

Если задаете зрителям вопрос, убедитесь, что на него легко ответить и что он соответствует более обширной теме, чем сама шутка. Помните, что зрители стесняются гораздо сильнее вас. На ваши вопросы должно быть легко ответить любому человеку, и они должны касаться темы, близкой каждому.

Избегайте неприятных вопросов вроде: «У вас когда-нибудь было желание покончить со всем этим?» Мало кто захочет в таком признаваться, тем более публично. Лучше спросите что-то вроде:

«Вам когда-нибудь что-нибудь надоедало?»

Слишком конкретные вопросы не очень подходят. «Есть ли здесь кто-нибудь, кто тоже ободрал коленку, выходя из машины?» Вероятно, таких людей будет мало или вообще не окажется в зале. Лучше так:

«Вас тоже бесит, когда что-то идет не так?»

«Вы когда-нибудь строили козни своим родственникам, чтобы отомстить им за скучные семейные посиделки?» Слишком конкретно. Более общий вопрос:

«Вас когда-нибудь раздражали люди?»

Задавайте простые и объемные вопросы. Так вам будет легче вовлечь аудиторию и перейти к следующему материалу.

Переходы

Многие комедийные артисты, особенно начинающие, совершают большую ошибку при переходе от одной шутки к другой. Например, первая шутка — об авиаперелётах, а следующая — о маме. Многие исполнители пытаются соединить эти две темы логически, как в следующем примере:

«[Шутка 1:] Я сегодня прилетел из Бостона, в следующий раз попробую на самолете.

[Шутка 2:] Кстати, о перелетах, в аэропорту я встретил свою маму. Она приехала погостить к нам на пару дней. Дело в том, что… она никак не перестанет меня опекать. Мне приятно, что она обо мне заботится… но когда она укладывает меня спать и читает на ночь сказку „Паровозик, который смог“… Было очень неловко, к тому же она уселась прямо на мою жену».

Как комедийный артист вы можете гордиться тем, что придумали связку «авиаперелеты/встретил маму в аэропорту/она приехала на пару дней», но это лишь пустая трата времени. Зрителей не впечатлишь словесными ассоциациями, соединяющими разные фрагменты. В обычной речи так никто не делает, так что вам этот переход может показаться остроумным, но зрителей такое раздражает, потому что звучит неестественно. Вынужденный переход разрушает то ощущение непринужденности, которого вы хотите добиться своим выступлением. От этого лишь усиливается впечатление, что вы следуете готовому сценарию.

Кроме того, такой переход отвлекает зрителей от темы лишними фактами и ситуациями. Нам точно важно, что вы встретили маму в аэропорту? Или что она поживет с вами пару дней?

Если соединять все свои шутки подобными переходами, вы утомите зрителей ненужной информацией. Когда люди переходят с одной темы на другую в обычном разговоре, это привычное дело, но когда такое происходит в сплошном непрерывном монологе, это звучит неестественно и нам это не нравится.

Хуже всего то, что весь материал соединяется лишь в одном строгом порядке, как цепочка. Каждый раз после шутки о перелетах вам придется вставлять шутку про маму, а после нее следующую, и так далее. Ужас! Вы сами загоняете себя в угол своей жесткой структурой!

Лучше вставляйте между шутками эмоциональные или разговорные переходы. Например, можно пошутить о перелёте («Я сегодня прилетел из Бостона, в следующий раз попробую на самолете»), а потом сказать: «Ах да, — как будто вы только что об этом вспомнили, — вот ещё кое-что странное… Мне 33 года, а мама до сих пор меня опекает…»

Чтобы переходы — как и связки — получались удачными, нужно выбрать более обширную тему, чем тема конкретной шутки. Так можно соединить практически любой материал. Конечно, некоторые шутки соединяются сами собой, как, например, шутки на тему свиданий или воспитания детей. Они легко сменяют друг друга, и для этого не нужны никакие переходы. Представляйте их себе как один разговор, состоящий из нескольких шуток.

В общем, забудьте о сложных переходах и сосредоточьтесь на самом разговоре. Тогда вам легко будет соединить всё в единый сет, поскольку одна часть материала будет сама переходить в другую. Каждый раз, как вы рассказываете один и тот же материал, можно экспериментировать и придумывать новый порядок.

Интуиция здесь — как и во многом другом в стендапе — иногда подводит. На уроках актерского мастерства нас учат не выходить из роли, как следует выучить текст и не делать слишком длинных пауз. Однако в стендапе всё это может оказаться неприменимо, поскольку это не спектакль и не монолог, а настоящий разговор, как и актерская игра.

Многие боятся выдать своим видом, что они не знают, что говорить дальше. Однако именно благодаря этому стендап получается удачным, ведь наша задача — «…подарить целому залу незнакомцев ощущение того, что они непринужденно и откровенно пообщались…»

Только нужные факты

Ещё один фактор, убивающий смех, — слишком много подробностей в сетапе, что досадно часто встречается у новичков. Пожалуйста, поймите: в сетап стоит включать только ту информацию, которая важна для перехода к панчлайнам.

Не имеет значения, ни какого цвета была машина, ни какого года выпуска, никуда вы на ней ехали — если эти факты никак не влияют на панчлайн.

Если вы скажете: «Еду я на своей новенькой BMW, слушаю крутую музыку, врубаю Майкла Джексона — и тут замечаю впереди другую машину — потертый такой старый „шевроле“ с табличкой “Выпускник Университета Дьюка” — и едет он та-а-ак медленно. Я жму на гудок, а этот придурок вообще не реагирует. Короче, меня это достало, я был готов его убить — я же опаздывал на футбол. В общем, я газую, колеса визжат, я объезжаю его справа, проношусь мимо него… и угадайте что? Я проехал мыло и полироль… и врезался в большие вращающиеся щетки. Короче, я был на автомойке, которая называется „Автомойка на бульваре“… В общем, меня туда больше не пустят».

Позвольте мне высказаться со всей прямотой: нам плевать, что вы ехали на BMW, слушали Майкла Джексона, а перед вами ехал старый «шевроле». Да какая разница! Вместо классной шутки получилась долгая заунывная болтовня. А ведь поначалу вам будут давать всего минут пять на сцене.

Кстати, этим вы ещё и портите атмосферу тем, кто выходит после вас. Вы хоть представляете, какую нагрузку берут на себя зрители, слушая выступления всех артистов? Не морочьте им голову ненужными вещами, которые не имеют ничего общего с юмором.

Правильно будет так:

«Вы когда-нибудь ехали за рулем, а перед вами такой тормоз, что сил нет, и вы сигналите, а он ни в какую, и тогда вы съезжаете на обочину, чтобы его обогнать, но врезаетесь в такие большие вращающиеся щетки и вас выгоняют с автомойки?»

Чтобы получился хороший стендап, нужно вести зрителей за собой и не позволять им оказаться впереди. Вы не роман читаете, где можно вволю неспешно насладиться всеми подробностями. Вы занимаетесь стендапом — а в стендапе больше всего ценится элегантная простота. Чем больше времени уходит у вас на сетап, тем скорее зрители опередят вас и предскажут панчлайн, пусть и в общих чертах. Я не имею в виду связки и подводки — я имею в виду именно переход от сетапа к панчлайну.

Как бы там ни было, сделайте нам всем большое одолжение. Пробегитесь ещё разок по сетапам и панчлайнам и убедитесь, что в них нет ничего лишнего — только то, что вызывает смех. Думаю, с годом выпуска машины мы разобрались (нам всё равно), но есть ещё кое-что, что нас не волнует: «Это правда, это было на самом деле». Конечно, было — в жизни вашего комедийного персонажа!

Добавляем новый материал

По мере того как вы раз за разом исполняете или репетируете материал, он становится более надёжным, отточенным и смешным. Многие исполнители волнуются, добавляя новые шутки в уже проверенный материал.

Секрет — в балансе. Если вы выходите на сцену и у вас весь материал — новый, вы столкнётесь с рядом проблем. Даже смешные фрагменты могут не рассмешить публику, потому что они новые и вы ещё не разобрались с ритмом, уместностью и порядком панчлайнов.

Когда проверенный материал вызывает у зрителей смех, этот смех создает определенный комедийный импульс, который распространяется на следующую часть материала. Любой комедийный артист вам это подтвердит.

Однако если весь сет состоит только из нового материала и в какой-то части вы даёте осечку — как это часто бывает, когда пробуешь новое, — импульс гаснет, и в следующей части вызвать смех будет труднее. Получается, что следующий фрагмент, хоть и мог быть очень смешным, если бы шёл за другим смешным фрагментом, уже не вызывает смеха. И так вы стремительно скатываетесь вниз и проваливаете весь сет, при этом понятия не имея, какие шутки на самом деле были смешными, а какие нет.

Когда речь идёт о новом материале, каждому артисту я даю один и тот же совет. Всегда вставляйте новый материал между уже проверенными шутками. Таким образом у нового материала появляется шанс вызвать смех по инерции, исходящей от предыдущего отрывка, а если не получится, то дальше у вас будет в запасе надёжная шутка, которая вернёт этот импульс. Потерять контакт со зрителями проще простого. Такова природа стендапа.

Единственное исключение из этого правила составляют дополнительные теги к уже готовому проверенному сетапу. Добавляйте сколько угодно. Вы уже создали импульс проверенными панчлайнами. Если новый тег не вызовет смеха, ничего страшного не случится.
IQ

26 января