В современном мире люди часто становятся адептами практик, направленных на заботу об окружающей среде и сохранение экологического благополучия. Однако проэкологическое поведение граждан может кардинально различаться в зависимости от страны или региона проживания. До недавнего времени не существовало русскоязычных инструментов, которые бы позволяли измерить проэкологическое поведение с учётом специфических культурных особенностей. Исследователи из НИУ ВШЭ разработали соответствующую шкалу и протестировали её на выборке из около 500 респондентов. Что такое проэкологическое поведение и как оно измеряется — IQ.HSE разобрался на основе научной статьи в журнале «Экспериментальная психология».
Проэкологическое поведение — это действия, направленные на снижение вреда окружающей среде или на оказание на неё благоприятного воздействия. При этом такое поведение не всегда может быть связано с проэкологическими мотивами. Например, выбор в пользу общественного транспорта несёт пользу окружающей среде, но человек может даже не задумываться об этом. И, наоборот, можно купить электромобиль с намерением снизить личный углеродный след на планете. Однако эта покупка может быть бессмысленной, если для выработки электричества используется ископаемое топливо. Поэтому в зарубежной психологии проэкологическое поведение разделяют на:
непосредственно приносящее пользу окружающей среде, но при этом не зависящее от проэкологических намерений;
направленное на пользу окружающей среде, но не обязательно достигающее этой цели.
Единой классификации проэкологического поведения нет. Оно рассматривается и измеряется как конструкт, состоящий из нескольких категорий. В целом проэкологическое поведение разделяют:
на личные и социальные действия;
по степени сложности его осуществления (от экономии воды при чистке зубов до отказов от перелётов на самолёте (или их замена поездками на поезде);
на основе конкретных задач, на выполнение которых оно направлено (сбережение ресурсов, обращение с бытовыми отходами, климатическое поведение, направленное на снижение выбросов парниковых газов др).
Для этого существуют специальные методики измерения проэкологического поведения. Например, шкала Флориана Кайзера и Марка Уилсона, адаптированная в Швейцарии и США. Она считается кросс-культурной, хотя в Китае в неё вносили изменения, учитывающие контекст страны. Исследования показывают, что при измерении проэкологического поведения очень важна местная культурная специфика, поэтому необходимы адаптированные с учётом этого фактора инструменты.
Исследования в этой области в нашей стране начались в конце 1990-х годов, тогда же были адаптированы на русском языке две методики: шкала Кэмерона Брика и коллег, охватывающая широкий спектр категорий поведения, а также Шкала экологического образа жизни, которая рассматривает социальные действия и экологическое самоограничение. Однако оба эти инструмента не учитывают в полной мере практики, характерные для российского контекста. Поэтому был дан старт разработке Шкалы проэкологического поведения.
В первую очередь были проанализированы эмпирические исследования проэкологического поведения на российских выборках для определения и систематизации существующих практик. Также изучались 16 западных методик измерения проэкологического поведения. Затем исследователи провели полуструктурированные интервью с 13 экспертами (экологами, сотрудниками экологических НКО, журналистами и др.) и 52 обычными гражданами из разных регионов России в возрасте от 18 до 72 лет. В результате был сформирован широкий список видов проэкологического поведения и выделены его основные категории.
Ресурсосбережение — например, экономия воды, электроэнергии;
Экопотребление — например, покупка экологически чистых продуктов, продуктов местных производителей;
Социальные действия — например, участие в озеленении территории, поддержка на выборах кандидатов с экологической повесткой, пожертвования на природоохранную деятельность;
Управление бытовыми отходами — сортировка твёрдых коммунальных отходов, сдача старых вещей на переработку, утилизацию, использование многоразовой посудой и т.п.;
Климатические (транспортные) действия — например, использование велосипеда вместо автомобиля или поезда вместо самолета.
На первом этапе учёные сформировали пятифакторную структуру шкалы из 33 вопросов. Затем состоялось два опроса, в которых приняли участие 56 и 462 респондента. На третьем этапе подтвердилась пятифакторная структура шкалы из 23 вопросов.
Да, среди них, например, такие:
«Планирую домашний рацион так, чтобы вся купленная еда была использована».
«Когда одежда становится старой или больше не нужна, я сдаю её на переработку».
«Сортирую бытовые отходы (пластик, стекло, бумагу)».
«Делаю пожертвования на природоохранную деятельность и экологические инициативы».
«Экономлю воду, когда принимаю душ, чищу зубы, мою посуду».
«Заказываю еду с доставкой домой (обратный вопрос — негативная связь с исследуемой характеристикой)».
Проведённый анализ подтвердил предположение, что в России проэкологическое поведение представляет собой комбинацию из нескольких взаимосвязанных категорий: управление бытовыми отходами, социальные действия, ресурсосбережение, экологичное потребление (покупка экологически чистых продуктов и т.п), климатические действия. То есть все эти категории экологического поведения характерны для россиян.
Управление бытовыми отходами стало популярным на фоне увеличившегося внимания общественности к данной теме. Внедрение политики раздельного сбора мусора здесь сыграло большую роль.
Социальные действия вероятно являются для населения тесно связанными с активной защитой окружающей среды. Ну а что касается фактора экологического потребления, то он может быть значимым среди россиян на фоне разных мотивов: личных, экологических или социоэкономических.
Стоит отметить, что ресурсосбережение среди россиян прежде всего нацелено на достижение экономической выгоды. Однако, вероятно, с популяризацией климатической повестки в России значимость таких категорий как ресурсосбережение и климатические действия будет повышаться.
Социальные действия и экопотребление положительно связаны с возрастом: чем старше люди, тем больше они склонны к проэкологическому поведению. Кроме того, экопотребление положительно связано с размером населенного пункта и величиной дохода: чем больше город проживания и богаче его жители, тем чаще они совершают экологичные покупки. Однако большой достаток негативно связан с климатическими действиями, в этом случае люди реже заботятся о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу.
Управление отходами и экопотребление значимо чаще характерны для женщин. Такая же тенденция наблюдается и для действий по ресурсосбережению. Недавняя адаптация другого инструмента в России — Шкалы экологической обеспокоенности — показала, что уровень измеряемого ей феномена опять же выше у женщин, чем у мужчин.
Инструмент может использоваться в исследованиях, а также практическими специалистами для оценки уровня проэкологического поведения внутри корпораций, социальных институтов или регионов. Полученные с помощью шкалы результаты могут быть полезны для развития программ по внедрению проэкологического поведения.
IQ
Александра Иванова, аспирант, стажер-исследователь департамента психологии НИУ ВШЭ
Фатиха Агисова, выпускница магистерской программы департамента психологии НИУ ВШЭ
Елена Сауткина, профессор департамента психологии НИУ ВШЭ
Вероника Кабанова, выпускница бакалавриата НИУ ВШЭ
Наталия Патракова, выпускница магистерской программы департамента психологии НИУ ВШЭ
Сепасе К. Иванде, выпускник магистерской программы департамента психологии НИУ ВШЭ, аспирант Университета Виктории (Британская Колумбия)
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!