Крафтовые предприниматели — основатели и владельцы творческих пространств, небольших кофеен по интересам, производители аутентичных продуктов и услуг — часто видят в своём деле не столько способ заработать, сколько возможность прожить определенные ценности и смыслы, принести социальную пользу. В кризисных ситуациях им приходится трудно, так как у них обычно нет достаточного материального ресурса для поддержки бизнеса. Однако в таких случаях на помощь приходит социальный и культурный капитал. Сотрудники Центра молодёжных исследований НИУ ВШЭ Елизавета Балацюк и Екатерина Гладченко изучили, как крафтовые предприниматели преодолевают кризисные периоды, и какие источники поддержки помогают им оставаться на плаву.
Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Безработица, «прекарность» (негарантированная занятость), неполная занятость, фриланс — всё это сегодня становится нормой для современной молодёжи. При этом прекарный образ жизни — не всегда вынужденный, нередко молодые люди выбирают его добровольно, не желая быть привязанными к офису, строгим рамкам и однообразной рабочей рутине.
Елизавета Балацюк и Екатерина Гладченко в своей статье в журнале «Мониторинг общественного мнения» отмечают, что прекарность характерна в том числе и для предпринимательства в креативных индустриях. С одной стороны, здесь предполагается свобода самовыражения, но с другой — низкая оплата труда, отсутствие надёжности и высокая степень неопределённости. «Креативное предпринимательство, сочетающее в себе экономическую деятельность и культурные компетенции, рассматривается как пример “хипстерского капитализма”, или “культурного предпринимательства”», — пишут исследовательницы.
В эту категорию входит и крафтовое предпринимательство, которое нацелено на создание продуктов и услуг с применением ручного труда и DIY-практик (аббревиатура от англ. do it yourself — сделай сам). Этот вид предпринимательства коммерциализует творчество и самовыражение мастеров, позволяет реализовывать собственные ценности и убеждения, вести «бизнес как образ жизни». «Подобная точка зрения позволяет мастерам определять свой труд во внеэкономических категориях», — отмечают авторы.
Крафтовая деятельность доступна для молодёжи, потому что часто не требует большого стартового капитала. При этом крафтовый бизнес может быть неформальным и отличаться неявной предпринимательской активностью. Тогда предприниматели оказываются невидимыми не только для государственных структур, но и для потенциальных партнёров, продавцов и т.д. В таких условиях на помощь приходит социальный капитал — включённость в те сети, сообщества, социальные структуры, через которые молодые люди могут привлекать необходимые ресурсы для своего дела.
Чтобы социальный капитал способствовал предпринимательству, он должен поддерживаться культурным — навыками, идеями, квалификацией. Культурный капитал может определять выбор занятости, профессиональную цель. С научной точки зрения, в случае, если культурный капитал группы отрицательно маркирует бизнес как вид деятельности, то сильный социальный капитал группы не будет поощрять предпринимательскую активность.
Одна форма капитала может переходить в другую. Если предприниматель понимает нормы и ценности сообщества, а значит располагает культурным капиталом, это может способствовать созданию связей, улучшению репутации и легитимации бизнеса.
В кризисные моменты ценность подобных факторов возрастает. «Мобилизация культурного и социального капиталов может приводить как к получению экономической выгоды в виде рыночной прибыли, так и к символическому вознаграждению — признанию деятельности предпринимателей как ценной», — поясняют исследовательницы.
Чтобы понять, как молодые предприниматели справляются с кризисами, а также какую роль в этом играют социальный и культурный капитал, в ЦМИ НИУ ВШЭ - СПб провели специальное эмпирическое исследование. Оно включало более 50 интервью (в том числе 14 лейтмотивных биографических интервью) с владельцами крафтовых пространств Санкт-Петербурга. Все интервью проводились с марта по июнь 2021 года — через год после начала пандемии и ввода первых коронавирусных ограничений в России.
Пандемия, из-за которой закрывались общественные места, стала настоящим испытанием для крафтового бизнеса. Поэтому рассказы о том, как молодые предприниматели справлялись с вызовами этого периода, хорошо иллюстрируют и сложности, с которыми бизнес может столкнуться, и то, какую роль в их преодолении играют социальные сети.
Для выделения крафтовых пространств послужили определенные критерии:
предпринимательство нацелено на создание продуктов и услуг с применением индивидуализированного ручного труда и DIY-практик;
продукция крафтового сектора — аутентичные продукты и услуги, ценные из-за их эмоциональной и эстетической привлекательности;
предпринимательство связано с творчеством, интересами и личным самовыражением мастеров, их идентичностью.
Возраст респондентов — от 23 до 36 лет. Их деятельность связана со сферой общественного питания и хостелов в рамках DIY-производства. Владельцы таких хостелов, как поясняют исследовательницы, применяли в обустройстве интерьера вещи, изготовленные самостоятельно. При этом вокруг хостела образовалось коммьюнити постоянных посетителей, которые приезжали в это место ради дружеской атмосферы. Также среди информантов были владельцы баров, кофеен, веганских кафе и кафе азиатской кухни со статусом индивидуальных предпринимателей или основателей обществ с ограниченной ответственностью.
В ходе интервью исследовательницы выяснили, представители каких групп оказывали прямое и косвенное влияние на дела информантов. К ним относятся:
сообщество, сложившееся вокруг пространства;
потребители, включающие в себя постоянных и случайных гостей заведения;
наёмные сотрудники;
бизнес-партнёры;
другие крафтовые предприниматели;
арендодатели;
поставщики;
близкий круг общения.
Близкие люди (друзья, хорошие знакомые, родители и партнёры), как показало исследование, могут быть неофициально включены в бизнес через оказание помощи в своей профессиональной сфере. «Среди друзей и знакомых предприниматели находят фотографов, таргетологов, упаковщиков, менеджеров, помощников на кухню, доставщиков и разработчиков», — рассказывают исследовательницы. Помощь может оказываться платно, по бартеру, либо на добровольных началах. То есть близкие знакомства прямо или косвенно обеспечивают рабочую силу.
Кроме того, близкие люди для крафтовых предпринимателей — источник эмоциональной поддержки, которую информанты обозначают как веру в человека, в его навыки, идею. Эта вера в кризисные времена несла роль символической значимости дела для окружающих
Да, да, были люди. Э-э-э, моя девушка, например, очень меня сильно поддерживала в этом плане и давала мне… и хорошие советы, и, э-э, какую-то тоже стержневую поддержку (мужчина, 24 года, владелец кофейни).
Отдельную роль в поддержке предпринимателей и их бизнеса в период локдауна играли наёмные сотрудники. Они могли сами предложить снизить им зарплату, вложить деньги в поддержание бизнеса и обеспечивали мотивацию продолжать дело, поскольку закрыть его — означало «подвести людей».
Исследовательницы отмечают, что такая солидаризация наблюдалась и со стороны самих крафтовых предпринимателей. Они стремились выстроить со своими сотрудниками горизонтальные дружеские отношения, оказать эмоциональную и финансовую поддержку.
А я специально шила шоперы из постельного белья списанного, и мы их продавали — и из этого платили зарплату. То есть, короче, я работала, чтобы они работали, вот (женщина, 30 лет, владелица хостела).
Не поддаться трудностям информантам помогали и бизнес-партнёры, в качестве которых могли выступать супруги, бывшие коллеги, друзья, другие предприниматели. Разделение ответственности мотивировало молодых людей справляться с проблемами.
Я как будто ещё кому-то должен чего-то в этот момент, а не только себе. Когда я должен только себе, мне [машет рукой], а так вот я могу кого-то подвести, кого-то подставить. И вот буду делать сильно лучше, когда я, я не хотел бы никого подводить.Так к себе отношусь «а, ладно», а там у нас как бы общее, там нельзя сделать плохо (мужчина, 36 лет, владелец кофейни).
Важное значение в период кризиса для владельцев крафтовых пространств имели поддержка и понимание арендодателей. Она могла выражаться в снижении арендной платы, либо её отмене на период локдауна.
…По истечении двух месяцев — май и апрель — нам пришёл счёт на аренду, и он составлял два рубля, по рублю за месяц. С нас не брали коммуналки, с нас не брали аренды, вообще ниче не брали (мужчина, 32 года, владелец паста-бара).
Справиться с трудностями помогали и взаимные уступки и договорённости с поставщиками, с которыми у крафтовых предпринимателей сильная взаимозависимость. Здесь были и единовременные скидки, и снижение цен, и отсрочки платежей. Всё это позволяло крафтовым предпринимателям экономить в кризисные для них периоды.
То есть, например, если к нам не приходят гости, мы не получаем деньги, мы не закупаем пиво. Соответственно, мы его не закупаем у пивоваров. Соответственно, пивовары начинают закупать меньше солода у фермеров. Там меньше солода, меньше хмеля. А они его вырастили огромное количество. У них, соответственно, портится (женщина, 34 года, владелица бара).
Общение с другими крафтовыми предпринимателями также помогали информантам не сдаваться и продолжать своё дело. Общие чаты в период коронавирусных ограничений стали местом солидаризации, обмена эмоциями (в том числе негативными). Информанты отзывались о других предпринимателях как о друзьях, хороших соседях, но, как отмечают исследовательницы, черту информационной поддержки переходили редко, считая, что с трудностями нужно справляться самостоятельно.
Мы общаемся с некоторыми владельцами хостелов, как-то с ними познакомились, общаемся. Но это не то что сообщество какое-то, это мы не собираемся на тайные сходки с целью обсуждения картельных схем. Но мы периодически общаемся, обмениваемся контактами там каких-то служб, прачки, ещё кого-нибудь (мужчина, 34 года, владелец хостела).
Исследование показало, что солидаризация в период пандемии у крафтовых предпринимателей наблюдалась и с потребителями услуг крафтового пространства. Нередко последние покупали сертификаты на услуги, чтобы поддержать бизнес, которыми не стремились в будущем воспользоваться, или заказывали доставку на дом.
И у нас очень много людей, вот как только мы запустили, сначала много людей купили сертификаты, и ими, кстати, мало кто пользуется. То есть это было явно как типа пожертвование, потому что очень мало кто воспользовался сертификатом за год. И были иностранцы, которые в большом количестве присылали нам деньги тоже (женщина, 30 лет, владелица хостела).
Среди потребителей крафтовых пространств исследователи обнаружили различные сообщества, объединенные вокруг некоторой идеи, увлечений или профессии. «В ряде случаев дело информанта было построено на базе разделяемых ценностей какой-либо группы — веганское кафе, кофейня для велосипедистов, диджеев, соседей, проживающих в определённом районе», — комментируют авторы. Они также поясняют, что помимо таких сообществ сами крафтовые места образовывали вокруг себя комьюнити.
Предпринимательская деятельность для информантов, как подтвердилось в исследовании, нацелена не столько на коммерческую выгоду, сколько на достижение для них самих социально значимых и ценных смыслов. Это проявлялось во включённости информантов в механизмы социальной ответственности, а также в содействии деятельности НКО.
…Сейчас вот работает, э-э-э, три человека с инвалидностью. Мы сейчас возьмём ещё четыре стажера с инвалидностью тоже. То есть у нас есть такая социальная ещё сторона вопроса. Социальная ответственность. (мужчина, 32 года, владелец паста-бара)
Формирование комьюнити — значимая неэкономическая задача для современного крафтового предпринимателя, приходят к выводу исследовательницы. Это позволяет реализовать молодым людям разделяемые с другими ценности, задавать смыслы и нормы сообщества. Со своей стороны комьюнити даёт предпринимателям осознание символической значимости ведения дела.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!