Социолог Юлия Папушина из НИУ ВШЭ в Перми рассказала IQ.HSE, как социальные антропологи работают на нефтегазодобывающие компании в наиболее сложных регионах Глобального Юга и помогают им выстроить пояс безопасности вокруг промышленных объектов. Впрочем, работа этих специалистов идёт на пользу и местным сообществам, обеспечивая их чистой водой, работой и школьным образованием.
Юлия Папушина,
Доцент факультета социально-экономических
и компьютерных наук НИУ ВШЭ в Перми
Однажды я рассказала приятельнице, что на научном семинаре департамента менеджмента кампуса НИУ ВШЭ в Перми выступил антрополог, отвечающий за решение социальных вопросов в крупной нефтегазодобывающей компании в Иракском Курдистане. В ответ моя знакомая лишь фыркнула: «И какая у них там социальная ответственность?». В её реплике отразилось сразу два распространенных предубеждения, которые необходимо развеять — о бизнесе и о роли социальных учёных в нём.
Сама я ранее уже слышала, что некоторые антропологи работают на крупные промышленные предприятия, но не задумывалась — в чём суть их работы, пока не подписалась на телеграм-канал «Социальный антрополог на службе корпораций». В нём кандидат социологических наук Олег Базалеев увлекательно рассказывает о том, как день за днём руководит отделом по социальным вопросам в офисе компании Crescent Petroleum в Северном Ираке.
В итоге мой интерес к его деятельности возрос настолько, что я пригласила Олега Базалеева выступить на научном семинаре департамента менеджмента НИУ ВШЭ в Перми, за организацию которого я отвечаю, с докладом. Он с радостью согласился и рассказал, как отдел по социальным вопросам появился и зачем он нужен корпорации, добывающей природные ресурсы. Весь дальнейший текст построен на основных тезисах из его выступления.
Сфера ответственности Олега Базалеева — отношения между местным сообществом и корпорацией. От того, насколько открытыми и контролируемыми они будут, зависят перспективы бизнеса компании в регионе.
Практика социальной ответственности крупных промышленных предприятий имеет длинную историю, — как за рубежом, так и в России. В новейшее время российские фирмы уже успели накопить достаточный опыт в этом вопросе, однако когда отечественные менеджеры оказываются на территориях хрупкой периферии, привычные схемы могут не работать.
При этом российскому бизнесу, похоже, не избежать работы в подобных регионах. В пользу этого говорят многочисленные разрывы цепочек поставок и ускоряющийся энергетический переход. Оба фактора заставляют компании искать новые производственные площадки именно в странах хрупкой периферии. Как корпорациям избежать конфликтов с местными сообществами? И как сделать так, чтобы на бизнесе не поставили крест беспорядки и погромы?
Олег Базалеев рассказал о том, какие функции на постоянной основе выполняет департамент по социальным вопросам. Всего их три:
Оценка и минимизация социальных рисков, проведение консультаций с общественностью.
Создание условий, при которых местные сообщества могут получить доступ к выгодам от развития промышленного проекта. Обычно это улучшение социальной инфраструктуры, новые рабочие места и подряды для местного бизнеса.
Посредничество в любых ситуациях, когда интересы местных жителей и компании пересекаются.
Каждую из перечисленных функций Олег проиллюстрировал примерами из работы своего департамента.
Перед тем, как начать разведку месторождения и связанное с этим бурение, сотрудники отдела проводят оценку социального воздействия и базовое исследование, куда входят консультации с общественностью. Базовое исследование — это детальное описание текущей ситуации с использование различных методов сбора и анализа данных, результаты которого впоследствии используют для мониторинга прогресса проекта и оценки его результатов.
Земля часто оказывается единственным ценным активом семей в регионах хрупкой периферии, поэтому к ней относятся трепетно. Компания вкладывается в картографирование земельных участков, чтобы при необходимости понимать, с кем именно вести переговоры о компенсации.
Иногда при разработке месторождений переселяют целые деревни. Так, например, произошло в Буркина-Фасо в Западной Африке в 2016 – 2017 годах.
Чтобы лучше понимать проблемы разных социальных групп, нужно чтобы представители этих групп были среди сотрудников департамента по социальных вопросам. Так, в 2021 году департамент по социальным вопросам Crescent Petroleum впервые нанял на работу женщин. Благодаря этому женские фокус-группы стали рутиной.
Разговор женщин между собой без мужчин — это единственный способ узнать, что по-настоящему волнует женскую часть местного сообщества. Дело в том, что для обществ с доминированием мужчин в процессе принятия решений характерны нормы, ограничивающие женщин в выражении их точки зрения.
На сугубо женских фокус-группах такие нормы перестают действовать. Это позволяет получить много ценной информации. Например, мужчины могут заявлять, что корпорация должна вкладываться в развитие малого бизнеса и создание новых рабочих мест, тогда как женщины будут более заинтересованы в открытии школы для детей.
Доступ местных сообществ к выгодам от присутствия в регионе корпорации обеспечивается, во-первых, социальными инвестициями. Выбор проектов для социальных инвестиций определяется компанией в соответствии с целями устойчивого развития ООН, из которых Crescent Petroleum выбрала три:
качественное образование;
чистая вода и санитария;
хорошее здоровье и благополучие.
Таким образом, компания финансирует строительство кульвертов для водоотведения, проекты комплексного водоснабжения деревень, сооружение резервуаров для воды. Кроме того, корпорация оплачивает дополнительные ставки учителей и работу водителей, которые возят детей в школы, а также вручает подарки ученикам, показавшим отличные результаты на экзаменах, обеспечивает всех учащихся школьными принадлежностями в начале нового учебного года.
Второй путь, которым компания может улучшить жизнь местных сообществ на территории, где она работает, является создание рабочих мест и возможностей для локального бизнеса. Так, на строительстве промышленных объектов работают люди из окрестных деревень, используется техника местных предпринимателей.
Благодаря этому корпорация создаёт долгосрочные отношения с местным сообществом. В итоге почти каждая семья в округе так или иначе получает выгоду от того, что компания ведёт бизнес на этой территории.
Значительную часть рутинной работы сотрудников отдела составляет взаимодействие с местными жителями по широкому кругу вопросов — от передачи арендных платежей землевладельцам и до мониторинга событий в округе, а также оценке того, могут ли они бросить тень на компанию.
Пандемия COVID-19, экономические кризисы, обостряющие социальное неравенство, и потрясения на международной арене осложнили и без того непростую работу отдела. Хрупкая периферия, своеобразно переваривая внешние потрясения, ответила формированием новых опасных норм. Среди них — использование ракет и дронов в локальных конфликтах и атаки на энергетическую инфраструктуру. Так, по одному из месторождений Crescent Petroleum с конца июня 2022 года запустили уже шесть ракет.
При этом любые приостановки работ — из-за эпидемиологической ситуации или из-за обстрелов — чреваты недовольством местных работников, договариваться с которыми приходится отделу по социальным вопросам. Всё это добавляет отделу ещё и функционал кризисного менеджмента, когда нужно срочно реагировать на внезапно появившуюся угрозу, а опыта по её нейтрализации пока нет.
Можно подытожить, что отдел по социальным вопросам ежедневно сталкивается с влиянием как глобальных факторов, так и факторов микроуровня, каждый из которых сам по себе может дестабилизировать работу корпорации на определённой территории.
Ценность, которую создаёт отдел по социальным вопросам — это лояльность местных сообществ, проживающих вокруг промышленного объекта компании. В социальной антропологии её также называют созданием пояса безопасности (community safety belt). Наличие такого пояса — ценный актив в условиях регионов хрупкой периферии, поэтому корпорациям имеет смысл инвестировать в его создание.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!