В современной позитивной психологии существует понятие открытости будущему. Под ним понимается восприятие человеком собственного будущего, степень готовности преодолевать всевозможные трудности, способность планировать, настрой на реализацию планов и т.п. Для измерения всех этих проявлений открытости будущему была создана специальная психодиагностическая методика. Её русскоязычную версию недавно адаптировали психологи из НИУ ВШЭ. О том, как позитивные психологи трактуют феномен открытости будущему, и как его можно измерить — в картотеке IQ.HSE.
Понятие открытость будущему (от англ. openness to the future) было введено в психологию в 2018 году группой испанских исследователей под руководством Кристины Ботелло. По их мнению, признаками открытости будущему являются следующие характеристики и качества личности:
уверенность в собственных силах при встрече с неопределёнными ситуациями в будущем;
принятие и открытость по отношению к тому, что может произойти в будущем;
вовлечённость в жизнь и планирование — склонность строить планы и работать для их достижения;
позитивная ориентация — способность к построению позитивных интерпретаций будущего;
самоэффективность в отношении планов на будущее, уверенность в собственной способности строить планы и реализовывать их.
Эти предположения легли в основу разработанной исследователями «Шкалы открытости будущему» (The Openness to the Future Scale, OFS).
Данный инструмент активно используется в исследованиях посттравматического роста, удовлетворённости жизнью, резильентности (способности конструктивно преодолевать стрессы и трудные периоды), дезадаптивных когнитивных паттернов (склонности к когнитивным искажениям) и некоторых других психологических характеристик.
Всего было три группы респондентов. Первая — популяционная выборка, в которую вошли 374 русскоязычных испытуемых в возрасте от 19 до 70 лет. Они заполняли электронную анкету в системе Google (онлайн-форму), распространяемую с помощью социальных сетей и мессенджеров.
Вторую группу составили 72 бездомных от 19 до 73 лет, временно проживающих в приюте «Тёплый приём» (г. Химки). Они заполняли бумажную версию анкеты при содействии сотрудников и волонтёров приюта.
Участники третьей группы — 68 молодых взрослых выпускников детских домов, а также подростков, проживающих в настоящее время в детских домах и общежитиях при учебных заведениях, в возрасте 14 до 27 лет. Эти испытуемые также заполняли электронную анкету в системе Google (онлайн-форму).
В ходе исследования использовались дополнительные опросники, которые заполняли респонденты из социально уязвимых групп населения, бездомные — опросник «Жизненная позиция личности», а выпускники и воспитанники детских домов — краткую «Шкалу резильентности» и опросник «Проактивный копинг».
Это различные суждения, касающиеся планов на будущее. Например, «Когда я строю планы, я уверен, что смогу их осуществить». Или же сентенции, связанные с восприятием возможностей и задач: «Я очень рад будущим возможностям и сложным задачам». А также утверждения об уверенности в собственных ресурсах: «Я знаю, что могу преодолеть препятствия, с которыми сталкиваюсь в жизни».
В первую очередь, что русскоязычная версия «Шкалы открытости будущему» является психометрически обоснованным диагностическим инструментом. Также было выявлено, что в обеих выборках респондентов из социально уязвимых групп населения открытость будущему росла вместе с увеличением показателей резильентности, проактивного совладания с трудностями и активной жизненной позиции. Эти закономерности подтверждают конвергентную валидность адаптированной шкалы, поскольку в зарубежной и отечественной литературе есть доказательства нарушения перспективы будущего у социально уязвимых групп населения.
Выяснилось, что мужчины и молодые респонденты демонстрируют более высокие показатели открытости будущему, чем женщины и респонденты старшего возраста. Аналогичные результаты были получены и в исследовании оригинальной версии шкалы.
Да, необходима апробация и валидизация адаптированной «Шкалы открытости будущему» на более широких популяционных и специфических выборках. Однако базовые психометрические свойства данной методики позволяют рекомендовать её как надёжный исследовательский инструмент для русскоязычных респондентов из социально уязвимых групп. Кроме того, адаптированную версию можно использовать в практической работе, например, в психологическом тестировании и консультировании.
IQ
Анна Хегай, ассистент департамента психологии НИУ ВШЭ
Алена Золотарева, старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ
Татьяна Каштанова, студентка магистерской программы «Позитивная психология» НИУ ВШЭ
Юлия Витко, ассистент, стажер-исследователь департамента психологии НИУ ВШЭ
Анна Лебедева, старший научный сотрудник Международной лаборатория позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!