История изобретения телефонии напоминает детективный роман, однако ещё более интересные события стоят за распространением этой телекоммуникационной технологии по всему миру. Как телефон стал неотъемлемой частью нашей жизни — рассказывает в серии колонок на портале IQ.HSE менеджер отдела внешних коммуникаций факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Антон Басов. Пятая из них рассказывает, какие приключения пережили телеграф и телефон на заре своего развития на Туманном Альбионе, а также почему чрезмерное государственное регулирование и национализация сетей негативно сказывается на развитии телекоммуникаций.
В прошлый раз мы остановились на том, что Александр Белл и его юристы отстояли приоритет в изобретении телефона. Несмотря на шестьсот судебных разбирательств, вмешательство Верховного суда и Конгресса США, патент №174465 остался за Беллом и стал самым дорогим в истории.
Сам Александр Белл уже отошёл от бизнеса. В 1880 году, после нескольких реорганизаций, компания получила имя American Bell Telephone Company (ABTC). На 1 марта 1880 года в США насчитывалось уже 138 открытых или открывающихся телефонных станций. Через год их было уже 408, в конце 1881 года — 592, а в декабре 1882 года — 1070. Такой рост означал открытие двух новых телефонных станций почти каждый день. К 31 декабря 1883 года в США действовало 1325 станций, которые обслуживали 123 625 абонентов.
Конечно, нельзя сказать, что развитие телефона в США было безоблачным. Свою роль сыграют и финансовый кризис 1885 года, и истечение срока действия патента Белла в 1893 году, и попытки государственного регулирования, которые закрепят монопольный статус компании Белла (к тому времени уже American Telephone and Telegraph Company, AT&T). Однако, несмотря на все трудности, в Северной Америке телефон получил наибольшее распространение. Теперь же посмотрим, как обстояли дела в европейских государствах и начнём с Великобритании.
Чтобы лучше понимать то, как телефония развивалась в Европе, посмотрим на предшественника телефона — телеграф. С самого начала подходы к его развитию в Старом и Новом Свете различались.
В США никогда не было государственной монополии на телеграф, поэтому происходило естественное развитие рынка, на котором компании конкурировали друг с другом. Следовательно, у каждой из них был стимул предлагать услуги лучшего качества по более низкой цене.
В Европе же телеграф с самого своего рождения был поставлен на государственную службу. Причины этого были различны: в Нидерландах бизнес почти не нуждался в телеграфе и его эксплуатация была нерентабельной; в немецких княжествах телеграф становился частью государственных железных дорог; французское правительство желало контролировать все информационные потоки и запретило частные линии ещё оптического телеграфа. Ну а при появлении телефона европейские правительства перенести на него уже имеющиеся практики работы с телеграфом.
Уже в августе 1879 года The Telephone Company Ltd. Белла открыла первую телефонную станцию в Лондоне. Томас Эдисон также не остался в стороне и в сентябре того же года Edison Telephone Company of London Ltd. запустила свою станцию. В 1880 году конкуренты решили объединиться в United Telephone Company (UTC), чтобы использовать лучшие технические решения обеих компаний.
Вслед за этим слиянием события хлынули лавиной. Сначала главный почтмейстер подал в суд на UTC. Компания обвинялась в нарушении закона о телеграфе 1869 года. Этот закон национализировал все телеграфные компании Соединённого королевства и устанавливал правительственную монополию на телеграф. 20 декабря 1880 года суд вынес решение в пользу министерства почт. Теперь главному почтмейстеру подчинялся телефон и «любая организованная система связи посредством проводов в соответствии с любой заранее обусловленной системой сигналов».
Впрочем, министерство почт уже имело на руках нерентабельную телеграфную систему — после национализации тарифы были снижены настолько, что телеграф стал нуждаться в правительственных субсидиях. Развивать ещё и телефонную связь министерству совсем не хотелось, поэтому оно предложило UTC соглашение: если компания откажется от оспаривания судебного решения, министерство выдаст ей лицензию на продолжение работы.
Условия были драконовские: лицензия действовала 31 год (до 1922 года), 10 процентов валового дохода отчислялись министерству почт, запрещено было устраивать междугородние линии и открывать переговорные пункты для публики. В Лондоне лицензия позволяла оборудовать телефонной связью зону радиусом пять миль, во всех остальных местах — зону радиусом две мили.
Запрет на междугородние линии и переговорные пункты объяснялся просто — министерство боялось, что телефонная связь станет конкурентом и без того убыточного телеграфа, поэтому телефонии дали право на жизнь только внутри городов.
UTC получила лицензию для сети в Лондоне; остальные города были отданы на откуп дочерним компаниям. Они должны были получать как лицензию министерства почт, так и разрешение от UTC на использование патентов.
В 1882 году условия выдачи лицензий изменились. Новый главный почтмейстер Фосетт выступал за свободную конкуренцию в области телефонии, поэтому отменил часть ограничений — на радиус зоны обслуживания, междугородние линии и переговорные пункты. Однако одновременно с этим он объявил, что лицензии будут выдаваться всем просителям — если они согласятся поставлять телефонное оборудование самому министерству почт. В результате лицензии получили 8 компаний из 70, подавших заявки.
Это требование могло означать только одно — министерство почт само хотело организовать телефонную сеть. Оно начало открывать свои станции в 1884 году, несмотря на протесты казначейства, которое полагало, что правительству не следует конкурировать с частными компаниями.
Как выглядел телефонный разговор в 1884 году. Отрывок из фильма Topsy-Turvy
Снятие ограничений дало возможность в 1889 году консолидировать двенадцать дочерних компаний UTC в новую National Telephone Company (NTC) . Однако контроль со стороны министерства и муниципалитетов по-прежнему мешал компании вводить в практику лучшие технические решения. Так, когда UTC захотела прокладывать более защищенные подземные кабели, ей трижды — в 1884, 1885 и 1888 годах — было отказано в этом. Новая NTC также не смогла добиться разрешения на подземные кабели, хотя запрашивала его четырежды.
Несмотря на такие меры государственного регулирования, телефония в Великобритании развивалась: к 1892 году NTC оборудовала телефонными сетями более четырёхсот городов. Но постоянные изменения правил игры приводили к тому, что цены оставались высокими, а качество связи — низким. Началось обсуждение национализации всех телефонных сетей.
В 1897 году министерство почт принудительно выкупило у NTC все междугородние линии, в 1899 году запретило компании устраивать новые станции в регионах, где она ещё не присутствовала — там организацией телефонии должны были заниматься муниципалитеты. Из 1300 муниципалитетов, которые могли подать заявку на получение лицензии, телефонные сети организовали… шесть (причём один из них немедленно продал свою сеть NTC).
Как итог — министерство почт вынудило NTC продать всю телефонную сеть в 1911 году, после истечения срока действия новой лицензии. Цена всех английских телефонных сетей составила 12,5 миллионов фунтов — много ниже реальной стоимости.
Что же до улучшения качества обслуживания, на которое уповали сторонники национализации… Забавный факт приводит журнал Electrical Industries (эту заметку цитирует в своей рекламе компания AT&T): «Г-н Уинстон Черчилль вчера был настолько взбешён неполадками с телефоном, что швырнул трубку об пол. Как член правительства, купившего телефонную систему, он заслуживает всех мук, которые может причинить министерство почт».
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!