Для совершенствования транспортной системы любого города важно понимать, куда, как, когда и насколько активно перемещается население. Значима здесь и логика выбора маршрута, и вид транспорта. Все эти данные помогает собрать дневник поездок — способ обследования транспортного поведения горожан. Как точнее изучать их передвижения и почему автоматический дневник пока не может полностью заменить «ручной» аналог — IQ.HSE разобрался с помощью статьи магистрантки факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Марии Сергиенко.
Дневник поездок (travel diary) — это инструмент, фиксирующий все передвижения человека за конкретный период времени со всеми необходимыми подробностями. Он позволяет узнать, куда, с какой интенсивностью и по каким маршрутам перемещаются индивиды и социальные группы. С его помощью можно учитывать самые разные передвижения: внутри либо вне города, регулярные или редкие, пешие либо на транспорте, на личном автомобиле или, к примеру, в автобусе. С помощью дневника поездок анализируют как локальные транспортные проблемы, так и массовые явления городской мобильности.
Респонденты по памяти, обычно в конце дня, фиксируют нюансы своих поездок. Благодаря этому дневник поездок позволяет изучить логику выбора вида транспорта и времени отправления, цель и частоту поездок, преодолеваемые расстояния, то есть всё то, что составляет транспортное поведение людей. Кстати, так можно исследовать и совокупное транспортное поведение — например, населения города или региона.
Дневники поездок помогают определить текущий и спрогнозировать будущий спрос на способы перемещения в разрезе различных видов транспорта и маршрутов. Это позволяет сделать транспортную систему более эффективной и удобной для людей, правильно рассчитать выпуск подвижного состава на городскую сеть.
Кроме того, дневники поездок помогают изучать транспортную доступность, влияние дизайна среды на транспортное поведение жителей, траектории некоторых социальных групп, внешние эффекты от транспорта, например, экологическое и шумовое загрязнение. Может выясниться, что маршруты и расписание транспорта неудобны для тех или иных категорий граждан, или что вся транспортная политика оставляет желать лучшего и пр.
Даже индивидуальную оценку стоимости времени (сколько человек готов заплатить, например, за минуту сэкономленного в поездках времени) можно изучать с помощью такого дневника. Эта информация очень важна — она позволяет рассчитать экономические эффекты от изменений транспортной системы.
Более 60 лет назад, когда они впервые появились, так и было. Но со временем способы ведения записей менялись — от письменного, «карандашного» на листе бумаги до заполняемого на смартфоне (есть, кстати, и аудиодневники). Такая модернизация отчасти происходила из-за нежелания или невозможности для респондентов уделять исследователям много времени, ибо все заняты и спешат.
Зато наполнение дневников отчасти осталось тем же, что и десятилетия назад: сохранились вопросы об индивидуальных характеристиках респондента, о пункте отправления и назначения, цели поездки и пр. При этом опросник может расширяться за счёт акцентов конкретного исследования. Так что возможны разные дизайны дневников.
Их несколько:
Stage-based — здесь в фокусе поездка на одном виде транспорта, причём учитывается время ожидания до и во время передвижения;
Trip-based позволяет узнать в деталях о каждом перемещении респондента между двумя видами деятельности;
Activity-based делает акцент на характеристиках деятельности, которой занимается человек;
Нalf-tour, где респондент указывает конечный пункт назначения со всеми остановками в процессе перемещения.
Некоторые эксперты полагают, что традиционные, заполняемые вручную дневники, пора заменить автоматическими версиями, которые сами фиксируют передвижения людей (например, с помощью спутниковых навигационных систем — GPS, ГЛОНАСС). Автоматические дневники экономят время и силы у исследователей и респондентов, позволяют собирать большие объёмы данных. Они вполне подходят даже для людей с особенностями здоровья, которые не могут самостоятельно вести дневник.
Кроме того, автоматические форматы точнее фиксируют некоторые нюансы перемещений. Исследователи, изучавшие передвижения на личном автомобиле с помощью установленного в нем GPS -трекера, пришли к выводу, что такой автоматический мониторинг — равноценная замена традиционным дневникам.
Не стоит. Дело в том, что автоматические дневники предполагают обезличенный сбор данных. Тогда как для полноценного анализа важны и субъективные моменты, эмоциональная составляющая принятия решений во время поездок (например, при выборе маршрута). Эту информацию могут предоставить только традиционные дневники. В них ответы можно давать в свободной форме (такие исследования порой приближаются к качественным). Кроме того, дневник, заполненный вручную, точно отразит цель поездки, логику выбора маршрута и пр. Для автоматических форм это пока недоступно, хотя они и продолжают совершенствоваться.
С развитием технологий они появились. Это снижает издержки специалистов на распространение дневников и сбор данных, позволяет работать с более широкой выборкой. Однако у некоторых социальных групп, например, пожилых людей — могут возникнуть трудности с доступом к веб-формам или с их заполнением, что повышает издержки исследователей.
Вдобавок существуют ограничения по наполнению опросников — электронный формат менее гибок (чаще используются закрытые вопросы, с выбором варианта ответа из нескольких). В этом смысле бумажные опросники универсальнее.
С другой стороны, рассылка дневников, обратный сбор данных, их перевод в «цифру» для обработки — затратны по времени и деньгам. Так что специалисты нередко предпочитают электронный формат сбора данных, а бумажный при необходимости дополняет его.
В нём сочетаются автоматизированные и «ручные» элементы. У респондента есть возможность проверить автоматически заполненные данные и вручную скорректировать их. Механизм работы такой:
Есть два основных метода автоматизированного сбора данных — с помощью специального устройства (dedicated device) либо смартфона. Оба небезупречны. Каждый метод подразумевает высокие издержки для исследователей. В случае со специальным устройством — его создание, распространение и возврат. А для смартфона надо разрабатывать приложение. Второй метод часто считают более привлекательным (сотовые телефоны есть почти у всех, а собираемые с их помощью данные автоматически сохраняются в системе). В то же время, специальный девайс точнее «улавливает» данные о перемещениях. Так или иначе, подобный сбор данных вкупе с их ручной проверкой позволяет получить более полную информацию о поездках. Его можно считать оптимальным.
Да, это, например, Future Mobility Survey и Move Smarter. Но универсальным считается сервис MEILI, который включает все функции существующих систем сбора данных о поездках с возможностью их редактирования. Среди параметров, определяемых системой, — локация респондента, его маршрут, пункт назначения, цель поездки, способ передвижения (выбор из 15 вариантов). Возможно деление поездки на этапы.
Эмпирические исследования показывают, что эта система — хорошая альтернатива традиционному дневнику с точки зрения качества и полноты данных. Это приложение с низкими затратами позволяет получить информацию о потоках людей, поведенческих паттернах, времени в пути и пр. А значит, транспортным планировщикам проще приблизиться к модели города, удобного для людей.
Для кого-то сообщать все нюансы — утомительно. А из-за заполнения дневников по памяти респонденты могут забыть некоторые передвижения (либо счесть их несущественными). Так что нередко бывает, что с каждым днём заполнения дневника число зафиксированных поездок на одного человека снижается. Это особенно актуально, если записи приходится вести не один-два дня, а, например, неделю. Понятно, что такие неточности и пробелы сказываются на репрезентативности данных. В то же время, найдены подтверждения, что, привыкая заполнять дневник, респонденты с каждым днем делают это всё более качественно. Поэтому результат деятельности может повышаться.
Обычно это неделя. Семидневные записи достаточно информативные. В отличие от краткосрочных, они дают представление о поведенческих привычках и перемещениях у определённых социальных групп, о временных и материальных затратах людей. Очевидно, что в зависимости от дня недели направление, маршрут, характер и продолжительность поездки могут меняться. И семидневный дневник зафиксирует всё это разнообразие. Впрочем, есть исследователи, которые считают недостаточными для определения паттернов транспортного поведения даже двухнедельные дневники.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!