«Великие читательницы...» — так назвала свою известную статью о любителях фанфиков культуролог Наталья Самутина, исследователь культуры соучастия. Она заложила основы изучения читательского опыта поклонниц фанфикшн и выделила мотивы такого чтения. В развитие темы студентки-социологи НИУ ВШЭ Дарина Валиахметова и Диана Щелканова провели собственное исследование среди московских девушек-учащихся вузов — любительниц фанфикшн. Как выяснилось, читают они их много и предпочитают большие формы с острой тематикой. Пополнился и список основных мотивов чтения фанфиков — от эмоциональных до желания развить воображение. Среди новых мотивов, например, неудовлетворенность произведениями классиков, поддержка друзей–авторов фанфиков и наслаждение стилем этой литературы. Ещё больше деталей из мира литературного фандома — в тексте IQ.HSE.
Фанфикшн (англ. fan fiction — «фанатская литература») — тексты, созданные непрофессионалами по мотивам популярных книг, фильмов, телесериалов, комиксов, игр и биографий знаменитостей, — активно изучаемая область культуры соучастия. Но дело не только в том, что современный читатель хочет быть соавтором, а ещё и в творческом потенциале любительских текстов. Они давно не считаются «текстовым браконьерством», а воспринимаются как немалый ресурс. Сегодня ясно, что влияние «писательской» литературы и фанфиков — взаимное, а творчество фанатов может модифицировать культурные каноны.
Высокое искусство уже не может не замечать фанатские практики — и как своё отражение в зеркале, и как поле новых возможностей. Среди них альтернативные финалы (скажем, Андрей Болконский остаётся жив) и сюжетные ходы (Обломов практикует онлайн-дейтинг), реабилитация «плохих» персонажей (например, Элен Безуховой), разработка второстепенных линий сюжета (романа Николая Ростова и княжны Марьи). Такие решения могут быть как ошеломительно странными, так и вполне стандартными, по «формуле» (по мнению американского исследователя массовой культуры Джона Кавелти, формула — «структура повествовательных конвенций», использованных во множестве произведений). В целом в плане нарративных решений фанфики очень разнородны.
Подобные переосмысления классики говорят об эмоциональном, интенсивном и почти «телесном» её восприятии. Для многих авторов фанфиков — а это преимущественно молодёжь, отношения со знаменитыми текстами — незакрытый гештальт. Где-то у условного «Толстоевского» нужно что-то переписать, восстановить справедливость, восполнить дефициты, соединить разные вселенные в кроссовере (фанатском тексте, в котором соседствуют персонажи и реалии разных вымышленных миров) — например, познакомить Онегина и Печорина, Раскольникова и Базарова. Кроссовер — воплощение трансформационного, преобразующего подхода фикрайтеров (авторов фанфиков) к оригиналам.
Здесь есть о чём поразмыслить и социологам культуры. Во-первых, литература — социальный институт, литературные произведения соотносятся со «структурой ценностно-нормативной, с системой социальных групп». Это свойство присуще и фанфикшн.
Во-вторых, литература имеет общественный резонанс, который многое говорит о читателях. Логична концепция рецептивной эстетики немецкого исследователя Ханса-Роберта Яусса, в рамках которой изучается восприятие литературного текста — как он преломляется сквозь призму взглядов читателя, как и почему актуализируется в тех или иных обстоятельствах. Этот подход применим к произведениям фанфикшн, поскольку особое место в структуре их отношений занимает как раз читатель.
По сути, любой фанфик ориентирован на потенциального читателя и его реакцию, поскольку другой награды за труд у фикрайтера нет. Но тут есть и обратная сторона. Говоря словами структуралиста Ролана Барта, «чтение служит проводником желания писать».
На фоне развития новых медиа это особенно очевидно. Наталья Самутина в статье «Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта» замечает: «В интернете <...> множатся экспериментальные зоны, где письмо и чтение почти не разделены, где желания и потребности читателей <...> удовлетворяются с максимальной точностью, где произведения создают „для самих себя и друг для друга“, и они тут же находят горячий отклик <...>».
Интернет-собрания фанфиков предполагают свободный доступ к целому клондайку текстов, а месячная аудитория таких электронных площадок составляет миллионы пользователей. Это явление социологам сложно не заметить. Среди подобных ресурсов: Ficbook.net, Fanfics.me, Wattpad.com, Fanfiction и другие. Такие «экспериментальные зоны», по словам Самутиной, позволяют многое узнать как о читателях, так и «про возможности разных литературных форм, с помощью которых люди всё более открыто выражают свой опыт, спорят о ценностях <...>, реализуют свои желания или указывают на области нехватки <...>».
Задачей исследования студентов-социологов Дарины Валиахметовой и Дианы Щелкановой было как раз «многое узнать» о молодой аудитории фанфикшн: об их мотивах чтения и о читательских практиках.
Первопроходец в этой области — Наталья Самутина — среди мотивов такого чтения называла:
узнавание себя в тексте — самопознание через анализ действий и целей персонажа;
зачарованность — полное погружение в воображаемый мир (возможен эскапизм);
создание конфигураций социального знания — размышления о том, что беспокоит читателей в повседневности, передача социального опыта;
шок — «острота» чтения;
напряжение соотнесения с каноном (исходным произведением, «субстратом» фанфика) — читатель не знает, будет ли текст повторять или менять канон, что добавляет азарта к прочтению;
чтение, приносящее сексуальное удовольствие.
Исследователь Лэреми Тейлор выделил мотивы эвдемонистические (они включают поиск значимого опыта, ответов на фундаментальные вопросы) и гедонистические (ожидание позитивных эмоций от контента; в других классификациях это расслабление, веселье). Некоторые исследователи обнаруживают и такие мотивы чтения фанфиков, как знакомство с новыми людьми, разделяющими интерес к фанфикшн (социальный мотив), повышение креативности (развитие воображения), а также мотивы, связанные с фандомом (возвращение к любимому вымышленному миру, изучение других точек зрения на произведение).
Дарина Валиахметова и Диана Щелканова взяли за основу типологию мотивов, разработанную финской исследовательницей Саннарииккой Силен (с некоторыми исключениями), а затем дополнили её за счёт классификации Натальи Самутиной. В итоге матрица мотивов, подготовленная для опроса читательниц, в исследовании выглядит так:
1. Мотивы, связанные с участием в фандоме:
желание вновь погрузиться в любимый вымышленный мир;
восполнение пробелов в оригинальном произведении авторами фанфикшн;
напряжение соотнесения с каноном;
2. Хобби и хорошее развлечение;
3. Эмоциональные мотивы:
эскапизм;
узнавание себя в персонажах и получение знаний о себе;
сексуальное удовольствие;
шок;
4. Развитие воображения и улучшение навыков написания фанфикшн.
К читательским практикам исследовательницы отнесли частоту чтения фанфикшн в месяц, объём произведения, его направленность, рейтинг (особая маркировка), связь фанфика с фандомом и вовлечённость в фанфикшн-сообщество. При этом читательские практики поклонниц фанфикшн были положены в основу выделения групп читательниц.
Здесь интересны некоторые подробности. По направленности фанфики могут обозначаться как «гет» (текст с акцентом на романтических отношениях между мужчиной и женщиной), «слэш»/«фемслэш» (моногендерная романтика), «джен» (история без фокусировки на каких-либо романтических отношениях).
Рейтинг произведения, по сути, маркирует остроту сюжета и возрастные ограничения, связанные с присутствием в тексте откровенных и/или жестоких сцен. Фанфики с рейтингом G можно читать любой аудитории. PG-13 значит, что в произведении есть романтические моменты на уровне поцелуев. Рейтинг R предполагает, что в тексте есть эротика и/или насилие без детального описания. NC-17 — в фанфике детально обрисованы эротические сцены и/или насилие. NC-21 — очень высокий уровень жестокости и/или подробное описание эротики.
По размеру произведения можно ранжировать на три категории. Это мини (объём до 20 страниц), миди (20–70 страниц), макси (от 70 страниц).
Исследовательницы провели онлайн-опрос московских студенток в возрасте от 18 до 25 лет (итоговая выборка — 178 читательниц фанфиков). Ссылка на опрос распространялась в группах о фанфикшн в социальной сети «ВКонтакте».
Выяснилось, что среди респонденток преобладали 20-летние девушки. 63,5% опрошенных не работали (параллельно учебе). Большинство — 42,1% — учатся на факультетах гуманитарных и общественных наук. На втором месте — инженерия и технологии (17,4%), на третьем — искусство и культура (10,7%), на четвёртом — математика и естественные науки (10,1%), на пятом — образование (9,6%).
Наибольшая доля респонденток — 61,4% — читает «слэш». Второй по популярности — «гет» (19,3%), затем идёт «джен» (15,1%).
Респондентки читают много. Доля тех, кто делает это 21 день в месяц и больше, достигает 31,7% — почти трети. При этом предпочитают объёмные произведения: самую заметную долю составили поклонницы текстов «макси» (35,4%). Работы такого объёма обычно разбиты на главы, которые можно читать несколько дней. В плане рейтингов наиболее популярны тексты NC-17 , дающие острые ощущения. Их читают 44,4% респонденток.
Критерий «вовлечённость в фанфикшн-сообщество» состоял из семи факторов. В их числе: обсуждение фанфиков и подписка на автора в соцсетях, желание писать фанфикшн, опытность пользования сайтами с фанфикшн, подписка на автора на сайте фанфикшн-работ, поддержка авторов под прочитанными работами и пр. По всем факторам уровень вовлечённости участниц опроса оказался низким.
Эмоциональные мотивы чтения присутствуют у 21,9% респонденток. А вот мотив хобби и развлечения объединяет 78,1% опрошенных. При этом мотивы, связанные с фандомом, есть у 53,4% респонденток. С развитием воображения и навыков написания фанфикшн — картина похожая. Эта группа мотивов охватывает 57,3% участниц исследования. Иными словами, фанфики воспринимают прежде всего как хобби и развлечение.
Авторы работы также выявили мотивы, не отражённые в предыдущих классификациях. Среди новых причин внимания к фанфикам оказались:
чтение фанфикшн как самостоятельных текстов, в отрыве от оригинала;
мотив, связанный со специфическими признаками фанфикшн — это «лёгкое чтиво», которое позволяет расслабиться;
неспособность художественной литературы удовлетворить ряд потребностей читателей, например, она малоинтересна, или писатель предлагает печальный финал;
поддержка друзей, пишущих фанфики;
эстетическое удовольствие от стиля фанфикшн — «красивый слог написанных историй»;
чтение иноязычных текстов как способ улучшить знание языка.
Были обнаружены и мотивы, которые можно считать подпунктами отраженных в классификации. Для эмоциональных мотивов — это получение эмоций, недостающих в реальной жизни, и поднятие настроения. Для мотива развития воображения — это сравнение собственного писательского стиля с другими. Для мотивов, связанных с участием в фандоме, — это одержимость любимыми персонажами, развитие конкретных идей о событиях, раскрытие сюжетных веток и персонажей, желание читать конкретный пейринг (англ. pairing — «создание пары» — пара героев, про отношения которых написан фанфик), поддержка фандома, чтение кроссоверов и изучение других точек зрения на одно и то же произведение.
По результатам исследования выяснилось, что возраст студенток не связан с частотой чтения фанфиков, наличие работы — тоже. А уровень вовлечённости в фанфикшн-сообщество не связан с направлением обучения.
Корреляций между возрастом и мотивами, связанными с фандомом, «хобби и развлечением», мотивом развития воображения — нет. Однако есть слабая положительная связь между эмоциональными мотивами и возрастными группами. То есть, чем старше читательница, тем больше ей присущи эмоциональные мотивы. Авторы предполагают, что по мере обретения жизненного опыта респондентки сталкивались с трудностями, что может усиливать у них желание отвлечься от реальности.
Исследовательницы выдвигали гипотезу, что у гуманитариев будет больше выражен мотив «развитие воображения и улучшение навыков написания фанфикшн», чем у студенток других направлений. Однако она не подтвердилась. Мотивы не связаны с направлением обучения.
В зависимости от практик чтения авторы исследования выделили четыре кластера читательниц:
Исследовательницы также выяснили, как варьируются мотивы чтения по группам читательниц. Оказалось, что в первом кластере лидирует мотив развития воображения и улучшения навыков написания фанфикшн (31,1%). Возможно, это связано с тем, что читательницы этой группы предпочитают только обсуждать прочитанные работы и следить за любимыми авторами в соцсетях. Они не нацелены на чтение массы произведений, но просмотренные ими фанфики могут содержать важные сведения относительно художественных и иных приёмов и поэтому быть темой для обсуждения.
В втором кластере на первом месте — эмоциональные мотивы (32,4%). Это логично, поскольку читательницы предпочитают «слэш» и высокорейтинговые тексты, в которых много эротикии и насилия (мотив сексуального удовольствия и/или шока).
В третьем кластере преобладают мотивы, связанные с фандомом (38,1%), а также с хобби и развлечениями (32,8%). Это может объясняться тем, что фанфики «джен» не сосредоточены на романтических отношениях между персонажами, а значит, в них необходимо более детальное описание различных событий. В связи с фандомными мотивами можно предположить, что аудитория ожидает подробного описания сюжета, который часто серьёзно расходится с оригиналом. Среди этих читательниц также превалирует мотивы хорошего развлечения, поскольку они могут воспринимать чтение больших произведений как отличный способ провести время.
В четвёртом кластере лидируют фандомные мотивы (22,6%) и мотив развития воображения и улучшения навыков написания фанфикшн (22,2%). Рейтинг R позволяет полноценно раскрывать в работе романтические элементы сюжета, при этом в тексте могут присутствовать намеки на сексуальную близость партнёров. Для сильного эмоционального воздействия этого, видимо, недостаточно, а для развития воображения — вполне. Комментируя мотивы, связанные с фандомом, можно предположить, что читательницы заинтересованы в описании романтической истории между как каноничными, так и неканоничными парами персонажей.
В целом московские студентки предпочитают тексты по определённому фандому, размера макси, направленности «слэш» и с рейтингом NC-17. Эта направленность и рейтинг часто идут в связке друг с другом.
Исследовательницы предположили, что среди столичных учащихся вузов будут читательницы как с низкой, так и с высокой вовлеченностью в фанфикшн-сообщество. «Мы связали это предположение с тем, что многие женщины начинают знакомство с фанфикшн только путём его прочтения, а уже затем становятся активными членами фанфикшн-сообщества, — поясняют авторы работы. — Однако в итоге мы получили превалирование читательниц с низкой вовлечённостью». Это может быть связано с тем, что респондентки больше ассоциируют потребление фанфикшн с его чтением и оценкой понравившихся текстов, а не с активной включённостью в сообщество.
Относительно мотивов чтения фанфиков можно заметить, что их перечень, приведённый по исследованиям Самутиной и Силен, дополнился другими причинами, довольно разнообразными. Изучение мотивов чтения фанфикшн поможет переосмыслить старые читательские практики и найти новые, которые сложились в период цифровизации общества. Проект прокладывает путь для будущих исследований, например, работы с другой аудиторией или изучения причин чтения фанфикшн с помощью качественных методов, заключают Дарина Валиахметова и Диана Щелканова.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!