23 июля в нашей стране каждый год празднуется День дачника. Фрукты и овощи с собственной дачи или садового участка — это вкусно, модно, экологично и полезно. Личные аграрные успехи — рекордный урожай или крупные сочные плоды — всегда льстят самолюбию. Однако другие бонусы садоводства — и немалые, недооцениваются, например, терапевтический ресурс ухода за растениями. Между тем, исследования в Австралии, Великобритании, Иране, Италии, Новой Зеландии, Румынии, Сингапуре, США, Японии и других странах однозначно свидетельствуют — садоводство укрепляет физическое здоровье, гармонизирует психологическое состояние и налаживает социальные связи. Как действует садовая терапия, IQ.HSE разобрался по обзору международных исследований*, подготовленному психологами НИУ ВШЭ из Научно-учебной лаборатории психологии салютогенной среды.
Садовая терапия (garden therapy) — самая доступная людям техника экотерапии — психологической поддержки, которая через общение с природой помогает бороться с физическими и психическими заболеваниями. Живя в городе, в стрессогенной искусственной среде, в жёстком ритме, люди нередко теряют связь с естественной средой. А ведь она помогает успокоиться, снизить стресс, прислушаться к себе. Садоводство, по данным многих исследований, может положительно влиять на психическое здоровье и благополучие человека.
Работа в саду затрагивает многое: поведение, целеполагание, эмоции, общение с другими людьми, самореализацию. Уход за продовольственными и декоративными культурами внушает оптимизм, упорядочивает жизнь, помогает заводить новые знакомства, даёт чувство принадлежности сообществу и способствует самовыражению. Всё это можно реализовать при помощи садотерапии. И, кстати, используют её как самостоятельно, так и вместе с другими психотерапевтическими направлениями.
Заметим, что садотерапия не предполагает тяжёлый авральный труд. Это размеренная, спокойная, радостная, здоровьесберегающая деятельность. Не случайно с садом в культуре связано множество метафор — от рая до дела всей жизни.
На это есть несколько точек зрения. Во-первых, восстановление после стресса может происходить через актуализацию положительных эмоций, прояснение сознания, физическую активность, совместную деятельность и пр. При этом эффекты всегда будут благотворны.
Одним из первых влияние природы на стресс и физическое восстановление в конце 1970-х годов исследовал Роджер Ульрих. Он демонстрировал испытуемым то сцены естественной окружающей среды (например, пейзаж с цветами и деревьями), то городские виды. Выяснилось, что в первом случае усиливались чувства радости, дружелюбия, привязанности, а во втором — чувства печали и гнева. Просмотр различных сцен действовал и на изменение мозговой активности: природные пейзажи стимулировали выработку серотонина у здоровых взрослых, а у людей после операции — ускоренное восстановление.
Так появилась теория восстановления после стресса (stress reduction theory, SRT), согласно которой в безопасной естественной среде человек отходит от стресса за счёт как сознательно переживаемого чувства восстановления (с помощью эмоций), так и запуска бессознательных физиологических реакций. Этот механизм эволюционно обусловлен тем, что в древние времена безопасные природные участки земли с густой растительностью были наиболее пригодны для добывания еды и отдыха.
Совершенно верно! Если Ульрих акцентировал прежде всего изменение аффективного и физиологического компонентов при восстановлении, то авторы другой концепции, Рейчел и Стивен Капланы, сосредоточились на когнитивном аспекте. Суть предложенной ими теории восстановления от усталости направленного внимания (attention restoration theory, ART) в том, что пребывание на природе хорошо действует на способность концентрироваться после ментального напряжения. По мнению Капланов, сады целительны для человека и в силу их красоты, и за счёт психотерапевтических качеств. Среди них важны:
удалённость сада от привычного местонахождения — она позволяет человеку физически и мысленно перемещаться в пространстве;
протяжённость сада даёт ощущение связанности с миром;
совместимость сада способна удовлетворять разные потребности человека.
И SRT, и ART — психоэволюционные теории, опирающиеся на гипотезу биофилии. Она гласит, что у человека есть врождённая тяга к общению с природой, в рамках которой шла его эволюция, поэтому он подсознательно ищет контакт с ней. Данную гипотезу впервые представил в 1964 году социальный психолог Эрих Фромм в работе «Душа человека», а затем развил социобиолог Эдвард Уилсон в книге «Биофилия» в 1984 году.
Автор теории фиторезонанса Пол Шепард работал с пациентами психиатрической клиники, где соотносил уход за растениями с личным опытом человека. Он выяснил, что работа с растениями может стимулировать саморефлексию для лучшего самопонимания, позитивных изменений за счёт сопоставления этапов личного опыта и жизненного цикла растений. Так, подготовка почвы — копание, рыхление — помогает понять, что возможно новое начало. Она даёт надежду пациенту, побуждает к инвентаризации своих ресурсов и построению жизненного плана. Уход за растениями — полив, удобрение, прополка — учит заботиться о себе.
Современные исследователи считают, что восстановление происходит благодаря сочетанию механизмов: и через деятельность, и через аффект, и через когнитивные способности. Так, участники реабилитационной программы по восстановлению от стресса, занимавшиеся садотерапией, в интервью говорили, что уход за растениями оставлял хорошие впечатления от общения с другими участниками, сенсорных ощущений. Сад воспринимался как безопасное и полезное для восстановления пространство.
В недавнем масштабном американском исследовании мотивации к домашнему садоводству (охват — более 25 000 респондентов) среди основных мотивов выделили образование, удовольствие, вовлечённость в семью и самодостаточность. В другом британском исследовании применительно к пожилым людям выявили семь основных мотиваторов садоводства, в их числе — интеллектуальный, укрепление дружбы, физическая активность, развитие навыков и творчество.
Связанная с уходом за растениями физическая активность может предотвращать развитие многих заболеваний — артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца, инсультов. Для улучшения самочувствия нужно заниматься садоводством хотя бы 2‒3 раза в неделю.
Выращивание растений способно заметно снизить уровень кортизола в период восстановления после стресса. Как активная деятельность, так и просто пребывание в саду положительно влияет на психофизиологическом уровне на людей с деменцией. Кроме того, наблюдение за растениями связано с облегчением боли и ускоренным восстановлением после операций.
Не будем забывать также, что свежий воздух способен повышать иммунный ответ человека на возбудители заболеваний. Наконец, у садоводов-любителей меняется культура питания — в рационе увеличивается доля фруктов и овощей, подход к выбору продуктов становится более осознанным.
Исследователи, применявшие садотерапию, выявили у пациентов снижение симптомов депрессии и тревоги, улучшение концентрации внимания и повышение самооценки. Предлагаемые жителям мегаполисов садоводческие программы помогают эффективнее справляться со стрессом, повышают уровень жизнестойкости и оптимизма.
Садовая терапия действенна и в особых жизненных условиях. В пандемию COVID-19 садоводство стало для многих людей отдушиной, мощным ресурсом снижения долгого психологического напряжения от социальной изоляции.
Если говорить о когнитивной составляющей, то у пожилых людей после курса садоводства наблюдался рост эффективности когнитивных функций (это подтверждают многие исследования). Садовая терапия имеет смысл и в случае нейрокогнитивных нарушений, связанных с космическими полетами.
На детей уход за растениями тоже влияет позитивно (а дефицит общения с природой — отрицательно). Это касается и психологических, и социальных эффектов, и успеваемости в школе. Отсюда популярность программ школьного садоводства.
Она растёт. Так, повышается социальная вовлеченность, создаются и укрепляются социальные связи, увеличивается доверие к другим, идёт обмен знаниями. Кстати, в последние десятилетия особенно популярно общественное садоводство. Исследования показали, что наибольший эффект для психологического состояния, благополучия, снижения стресса наблюдался именно при участии в общественном садоводстве (по сравнению с индивидуальным). Интерес к выращиванию растений объединяет людей и в интернете, например, в социальных сетях.
Пассивное пребывание в садах и парках тоже полезно в психологическом плане. И всё же именно садоводство — активная деятельность — включает максимум психотерапевтических факторов, которые делают его эффективным.
Примечательно, что польза садоводства подтверждается в исследованиях, проводимых на представителях разных культур и возрастов. Все они указывают на благотворное влияние ухода за растениями. Садотерапия, по сути, — общечеловеческая ценность. Однако стоит и дальше проводить исследования по теме, поскольку садоводство имеет большие прикладные перспективы для биопсихосоциального здоровья человека.
IQ
* Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Поиск литературных источников осуществлялся при помощи методологии систематического поиска PRISMA. Учитывались исследования, опубликованные с 2013 по 2023 год включительно, а также ряд классических работ.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!