30 июня отмечается Международный день социальных сетей. Пространство социальных медиа, где люди коммуницируют, выражают свои мысли, делятся историями из жизни, фотографиями и видео — открыло огромные возможности для исследователей. Во многом изменились и подходы к организации и проведению научных работ. IQ.HSE составил подборку из пяти кейсов, наглядно демонстрирующих, как учёные из НИУ ВШЭ и других организаций используют социальные сети для приращения научного знания.
Учёных всегда интересовало, как на самом деле погода влияет на настроение людей. Но из-за отсутствия больших данных (big data) результаты были очень противоречивыми. Изучение цифровых следов кардинально поменяло ситуацию. Многие пользователи социальных сетей привыкли публично делиться своим настроением. А это, в свою очередь, позволило специалистам из разных стран получить данные по миллиардам постов и провести ряд исследований о связи погоды и эмоционального состояния.
В России первую подобную научную работу провели в НИУ ВШЭ с помощью социальной сети «Одноклассники». Оказалось, что российские пользователи демонстрируют наиболее позитивное настроение, когда максимальная среднесуточная температура составляет от +20°С до +25°С, и дует слабый ветер (от 5 до 11 км/ч), а также при резком потеплении по сравнении с предыдущими сутками — на +20 и больше градусов (например, с - 5°С до +15°С).
Анализ цифровых следов позволил исследователям прогнозировать психологическое состояние людей, и в частности — депрессию. Её маркерами могут выступать, например, снижение активности в социальных сетях и негативная тональность сообщений. Кроме того, о депрессивном состоянии могут свидетельствовать характеристики фотографий: их цвет, яркость и т.п.
В ходе одного из российских исследований, проведённых с использованием данных социальной сети «ВКонтакте» (VK), были выявлены и другие не вполне очевидные признаки депрессии. Например, большое количество «интересных» страниц и пабликов, на которые подписан пользователь. Как поясняют учёные, при снижении интенсивности коммуникаций и активности в целом может возрастать пассивное использование социальных сетей. Это согласуется с данными зарубежных исследований, результаты которых подтверждают, что именно депрессивные пользователи чаще склонны к нездоровому использованию социальных сетей — навязчивому просмотру чужих страниц, видео и т.д.
Интересы школьников в социальных сетях, стиль, в котором они пишут посты, также могут свидетельствовать и об их успехах в школе. Так, одно из исследований, проведённое в НИУ ВШЭ, показало, что «хорошо успевающие» дети и в интернете выбирают что-то развивающее, а не развлекающее. А вот школьники с невысокими академическими достижениями, как правило, интересуются гороскопами и юмором.
Также в НИУ ВШЭ была создана компьютерная модель, с помощью которой можно отличить двоечников от отличников по их постам в социальных сетях. В ходе обучения модели на более чем 130 000 постах школьников выяснилось, что с низкой успеваемостью связаны сплошные прописные буквы, эмодзи и восклицания. А использование латиницы, средняя длина поста и размер словаря, наоборот, имели положительную связь с успехами в школе.
В постах хорошо успевающих детей часто встречались английские слова, понятия, относящиеся к литературе или связанные со чтением, термины и имена из сферы физики, описания мыслительных процессов. Для постов школьников с низкой успеваемостью характерны слова с ошибками, названия популярных компьютерных игр, термины из области гороскопов, а также понятия, связанные с вождением и ДТП (столкновение, ГАИ, колеса, тюнинг).
Данные, которые сегодня легко агрегируются исследователями и IT-специалистами, дают возможность не просто что-то узнавать о пользователях, а по сути — составлять социальные и личностные портреты людей.
Цифровой психометрикой пользуются не только учёные. В ней очень заинтересованы и маркетологи крупных компаний. Когда нужно, например, провести рекламную кампанию, выявить личностные особенности целевой аудитории — крайне сложная задача. Но при помощи анализа цифровых следов это можно сделать в короткие сроки.
Использование цифровой психометрики позволяет прогнозировать, например, насколько человек будет пунктуален при оплате кредитов или сотовой связи, а также как он отреагирует на просьбы о пожертвовании или какие-либо рекомендации. Впрочем, здесь возникает немало вопросов правового и этического порядка, которые сегодня обсуждаются на самых разных уровнях, однако единого и устраивающего всех решения пока всё так же нет.
Социальные сети, с одной стороны, часто отражают какие-либо общественные явления, а с другой — способствуют их развитию. Один из таких примеров — феномен СПИД-диссидентства. Последователи этого движения отрицают реальность ВИЧ. Появились они давно — практически вместе с распространением информации о самом заболевании. Однако именно социальные сети, благодаря образующимся там сообществам, вывели это явление на новый уровень.
В НИУ ВШЭ подробно проанализировали структуру и особенности сетевых пабликов, посвящённых СПИД-диссидентству, и выяснили, что способствует попаданию людей в соответствующие группы риска. Во-первых, это контакт с участниками «ядра» — активными пользователями, которые поддерживают и продвигают диссидентские взгляды и имеют «дружеские» связи хотя бы ещё с одним убежденным пользователем. При этом представители «ядра» общаются с «периферией» и охотно делятся личными историями, что привлекает других пользователей, рискующих попасть под влияние сообщества.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!