Сегодня уже сложно представить жизнь без цифровых платформ. Между тем, пользуясь различными приложениями, пользователи не всегда осознают, что являются участниками глобальной трансформации экономики. Прямо на наших глазах она становится платформенной. С помощью доклада Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ «Платформенная экономика в России: потенциал развития» IQ.HSE рассказывает, какие функции сегодня выполняют цифровые платформы и экосистемы, а также о возможностях, которые они открывают для бизнеса и пользователей.
Единого подхода ни к определению, ни к измерению влияния цифровых платформ на экономику не существует, несмотря на их широкую востребованность во всём мире. Исходя из анализа терминологического аппарата и изучения общих характеристик цифровых платформ и экосистем, рассматриваемых в международных и российских исследованиях, можно дать следующее определение.
Цифровая платформа — это основанная на совокупности технологий, продуктов и услуг информационная система, которая обеспечивает взаимодействие в единой интернет-среде по заданным алгоритмам значимого числа участников. Данное взаимодействие приводит к снижению трансакционных издержек и формированию добавленной стоимости для пользователей.
По сути, цифровые платформы играют роль «оркестраторов», координируя взаимодействие различных участников рынка в форматах B2B, B2C, B2G, C2C и т.д.
Всего можно выделить восемь типов платформ. И все они представлены на российском рынке:
Это совокупность информационных систем (платформ) различного функционала, чаще всего с общим интерфейсом. Экосистема обеспечивает клиентоцентричную бизнес-модель и объединяет значимое число участников, при этом имеет разные категории пользователей (бизнес, население), но единую точку входа. Примеры зарубежных экосистем — Google, Amazon, Аlibaba, Baidu. И российских — Яндекс, Сбер, VK.
Можно выделить целый ряд взаимозависимых функций цифровых платформ и экосистем:
посредническую — они являются «местом встречи» продавцов и покупателей;
стимулирующую — производители, использующие платформенные решения, должны постоянно совершенствовать свои товары и услуги для усиления потребительского спроса, привлекать внимание потребителей с помощью различных рекламно-маркетинговых акций;
регулирующую — формируют спрос и предложение, обеспечивают условия для эффективного взаимодействия между продавцами и потребителями;
ценообразующую — товары и услуги продаются и покупаются на цифровых платформах по равновесным ценам;
информационную — цифровые платформы и экосистемы предоставляют участникам значительный объём информации о наиболее востребованных товарах и услугах, производителях и поставщиках, конкурентной среде на самых разных рынках, целевых аудиториях потребителей и т.д.
Лидерами платформенного рынка являются Китай и США. Общий объём рыночной капитализации крупнейших цифровых компаний этих стран (без учёта Аpple, занимающей первое место в мире по объёмам рыночной капитализации, но относимой аналитиками к производителям аппаратного и программного обеспечения) составляет 6,023 триллиона долларов США (67% от всех интернет-компаний этих стран).
При этом цифровые системы Google и Amazon заметно опережают остальных участников рынка по финансовым показателям. Суммарно они обеспечивают почти половину (45%) общего объёма рыночной капитализации ключевых интернет-компаний.
За прошедшие два десятка лет в России произошло цифровое чудо: сложился рынок цифровых платформ и экосистем, объединяющий большое число независимых участников. При этом уход с отечественного рынка западных игроков усилил конкуренцию между национальными платформенными компаниями за пользователя. Такая ситуация придаёт импульс к более активному развитию платформенной экономики в нашей стране.
На данный момент в России сформировался пул крупнейших национальных платформ и экосистем. Сегодня без них невозможно функционирование большинства секторов экономики. Многие фирмы, ставшие в 2021 году лидерами рейтинга самых дорогих компаний страны, являются основателями платформенной экономики. В их числе Яндекс, Wildberries, Авито, OZON, 1С, ЦФТ (Центр финансовых технологий), Лаборатория Касперского, HeadHunter, AliExpress Россия, VK, Сбермаркет. Их общая стоимость оценивалась в 3,8 триллиона рублей в 2021 году.
В настоящее время наблюдаются следующие тенденции:
размывание границ между банковскими и небанковскими экосистемами, так одним из самых ярких трендов 2021 года стало наращивание финансовой вертикали в экосистемах ритейлеров путём покупки небольших банков (Wildberries, Ozon и др.);
существенное расширение ассортимента товаров и услуг;
превращение мультисервисных подписок в обязательный элемент экосистемы, что позволяет пользователям существенно экономить средства за счёт бонусов, скидок и т.п.;
переход закрытых систем на открытую модель партнерства, дающую возможность экосистемам быстро удовлетворять разнообразные потребности, избегая затрат на разработку собственных продуктов или приобретение других компаний.
Пандемия и вызванные ею изменения стали драйверами вовлечения населения в платформенную экономику. Наши граждане быстро адаптировалось к цифровой реальности. В результате этого произошли изменения в потребительских предпочтениях. Например, в повседневную практику вошли онлайн-заказы продуктов питания, готовой еды, лекарств и хозяйственных товаров.
Согласно онлайн-опросу ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, проведённому в 2022 году среди 3000 российских интернет-пользователей, 78% использует цифровые платформы для общения, 76% — для поиска информации, ещё столько же — для покупки товаров и заказа услуг. Более 50% российских пользователей прибегают к помощи цифровых платформ в ситуации поиска работы и заказов, а также в развлекательных и культурных целях — для просмотра фильмов и прослушивания музыки.
Кроме того, благодаря цифровым платформам, появился такой феномен как гибкая платформенная занятость. Цифровая платформа выступает в качестве посредника между поставщиками услуг (исполнителями работ) и потребителями. Лучший пример здесь — сервисы заказа такси, которые позволяют водителям исправно получать заказы.
Новым витком в эволюции цифровых экосистем станет создание супераппов — многофункциональных мобильных приложений, обеспечивающих доступ к продуктам и сервисам цифровой экосистемы. Понятие супераппа стало популярным благодаря китайскому мессенджеру WeChat, который разросся до экосистемы собственных и сторонних сервисов, упакованных в одно приложение. Суперапп позволяет не только общаться, но и заказывать такси, доставку еды, покупать билеты в кино, развлекаться, узнавать новости, записываться к врачу, оплачивать коммунальные услуги, жертвовать на благотворительность и т.п.
Во-первых, у него должна быть широкая и лояльная аудитория. Внутри супераппа необходимо интегрировать платёжную систему и кошелек для оплаты товаров и услуг как в онлайне, так и в офлайн-среде. Суперапп обычно включает мини-аппы — «лёгкие» приложения, через которые партнёры экосистемы имеют возможность предоставить свои сервисы пользователям. Также суперапп обычно предполагает единый ID для быстрого доступа к возможностям встроенных сервисов.
Бизнесу на супераппе проще запускать и тестировать новые продукты. Разработка мини-аппа и его интеграция с супераппом требует меньше ресурсов по сравнению с запуском отдельного приложения. Одновременно сразу есть доступ к широкой клиентской аудитории. Суперапп, в свою очередь, может за счёт этого расти, без затрат дополнительных ресурсов.
Что касается пользователей, то им не нужно устанавливать множество отдельных приложений. Так они экономят время, память устройства и место на экране. На все сервисы внутри платформы при этом действует общая программа лояльности. Особенно важен момент, что нет необходимости регистрироваться в каждом новом сервисе и добавлять личные данные и платёжную информацию.
Цифровые платформы и экосистемы вносят существенный вклад в обеспечение устойчивости экономики и экономический рост, решают проблему занятости. Так, по оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в среднем за год численность платформенных работников (работающих через платформы, с использованием сайтов и приложений для поиска клиентов и выполнения заказов) составила 3,5 млн человек (4,9% всех занятых в стране).
Всё это требует поиска эффективных подходов к регулированию цифровых платформ. И в этой сфере уже реализуется широкий спектр моделей — от введения обязательных норм до полного отказа от специального регулирования. В то же время российские цифровые экосистемы сейчас стоят перед беспрецедентными вызовами. Здесь и отток IT-специалистов, и ограничение доступа к технологиям и капиталу, и сокращение ассортимента импортных товаров на маркетплейсах, и снижение покупательной способности граждан.
Высокие риски обусловлены ещё и тем, что цифровые экосистемы функционируют преимущественно в мобильной среде, зачастую контролируемой странами, участвующими в антироссийских санкциях. В такой ситуации создание дополнительной регуляторной нагрузки может привести к избыточному давлению на владельцев цифровых экосистем, созданию потенциальных рисков для развития их бизнесов и бесперебойного предоставления услуг, значимых для большого числа россиян.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!