Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Из пресс-службы в поле

Из пресс-службы в поле

В Издательском доме ВШЭ вышел учебник «Введение в деловую журналистику». IQ.HSE публикует из него главу, посвящённую работе экономического журналиста — и основным методикам, которых ему следует придерживаться.

О специализациях и универсальности экономического журналиста

Экономическому журналисту предстоит писать о больших компаниях, серьезных экономических процессах и особенностях производства отраслей, выбранных для освещения. Поэтому прежде чем начать общаться с людьми, которые в этом разбираются и в будущем станут источниками информации, важно сделать так называемую домашнюю работу. Бывают журналисты-универсалы, но в деловой журналистике важна специализация, чтобы обеспечить более глубокое знание темы. Поэтому традиционно работа в профильных редакциях и изданиях устроена таким образом, что один журналист отвечает за какую-либо конкретную тему. Например, в редакции экономической информации агентства ТАСС есть следующие отделы: «Макроэкономика и государственное регулирование», «Банки и финансовые рынки», «Транспорт и промышленность», «ТЭК и индустрия», «Потребительские рынки и телеком». Мы не утверждаем, что это совершенная конструкция, но во всех изданиях она выглядит более-менее именно таким образом.

Разумеется, внутри отделов тоже есть специализация по определенным компаниям и отраслям, потому что человек, который пишет про «Газпром», может при необходимости написать и про металлургию, но лучше ему все-таки дополнительно освещать «Новатэк». Таким образом, это позволяет корреспонденту или райтеру сосредоточиться на одной отрасли, не пытаясь объять необъятное.

Как нам кажется, всегда должен быть ответственный за конкретную компанию человек, чтобы в случае чего все знали, к кому обращаться, как внутри редакции, так и вовне. Это важно и потому, что корреспондент, освещающий определенную экономическую тему, должен пользоваться авторитетом и в профессиональных кругах. Это не подразумевает, что журналист должен быть замкнут сугубо на своих темах и не интересоваться ничем вокруг. Сотруднику экономической редакции необходимо владеть всей деловой повесткой страны, во‑первых, потому что многие процессы глубоко связаны, а во‑вторых, никогда не знаешь, куда тебя занесет журналистская судьба и какой спикер на тебя внезапно выйдет. Подготовленный журналист должен суметь поговорить с любым спикером и на любую тему.

Если вы начинаете работать с какой-либо темой, то прежде всего стоит научиться пользоваться поисковыми системами и изучить вопрос, освещать который вы собираетесь. Главное, что необходимо, — это желание разобраться в конкретной теме, почувствовать к ней интерес. Если вам глубоко неинтересна банковская сфера или металлургия, вряд ли у вас получится хорошо об этом писать. Если же интерес есть, то почитайте архивы газет и новостей про вашу отрасль, поймите, кто является основными игроками, какие процессы сейчас в ней происходят. Желательно посмотреть и фотографии руководителей компаний, чтобы потом на мероприятии суметь этих людей опознать. Таким образом вы закладываете базу для дальнейшего общения с теми самыми руководителями компаний. Первое впечатление можно исправить, но запоминается оно все равно навсегда. В нефтегазовом пуле до сих пор вспоминают корреспондентку, которая попросила президента «Лукойла» Вагита Алекперова представиться и сообщить, чем занимается его компания.

Работа с пресс-службами

В экономической журналистике все начинается с пресс-служб компании. Однако первое правило, которое надо запомнить, — пресс-служба компаний не создана для обслуживания интересов журналистов. От этой иллюзии необходимо избавиться, потому что сотрудники пресс-службы получают зарплату в компании и главная их задача — это интересы компании. Если цель журналиста — узнать то, что никто не знает, и донести это до общественности, то пресс-служба отвечает за то, чтобы никто ничего не узнал. Таким образом, у журналиста и пресс-службы задачи абсолютно разные. Фактически то, что хочет рассказать компания, не часто может заинтересовать журналиста, а то, что интересно журналисту, редко выгодно рассказывать компании.

Тем не менее не стоит думать, что отношения между журналистами и пресс-службами обречены на провал. Как нам кажется, цель нашей работы — выстроить взаимовыгодные отношения. Тем более если вы начинающий журналист, изначально у вас никакого другого канала для связи с компанией не будет. Поэтому рекомендуется всем деловым журналистам начинать свой рабочий день со звонка в пресс-службы всех компаний, с которыми он работает. Распорядок дня должен выглядеть следующим образом: проснулись, прочитали все ночные газеты (чаще всего выпуски выходят в 00:00 МСК) и новости в сети, нашли темы, которые вас интересуют, позвонили в пресс-службу с уточняющими вопросами. Если в газетах ничего не было, то почитали архивы и подумали о том, какую тему можно сегодня развить, и опять же позвонили в пресс-службу. Если совсем не о чем спросить, то просто узнали, как дела. На первом этапе ваша главная задача — приучить пресс-службу к тому, что вы теперь занимаетесь этой темой, убедить ее сотрудников, что вы адекватный контрагент, и выстроить отношения в дружелюбном ключе. Нужно сделать так, чтобы при необходимости связаться с кем-то из журналистов пресс-служба первым подумала именно о вас. В целом, если научиться разделять работу и личные отношения, то с пресс-секретарями можно даже дружить.

На этом этапе важно не перегнуть палку и не превратиться для пресс-службы в ее внештатного сотрудника, которому всегда можно позвонить и рассказать что угодно, а он обо всем напишет. Интересы вашего издания и читателя на первом месте, не стоит ради дружбы с пресс-службой соглашаться на все подряд. Для этого у них есть свои сайты и корпоративные издания, а задача журналиста — интересы читателя, аудитории своего издания, а не компании. Впрочем, при нормально отстроенной системе функционирования редакции эта схема вряд ли сработает, потому что помимо вас новость должна пройти фильтр в лице вашего руководителя и редактора. А вот у них уже возникнут вопросы, почему вы вместо создания эксклюзивного контента работаете на пресс-службу.

Помочь вам заработать авторитет перед любым представителем компании, в том числе и в пресс-службе, может глубокое погружение в тему и знакомство непосредственно со спикерами и отраслевыми экспертами. Когда вы приходите в пресс-службу не просто с вопросом: «А что у вас с этим проектом?», а с конкретной информацией, которую просите прокомментировать, ваши шансы на ответ и вменяемый комментарий вырастают в разы.

Для примера, автор этой главы, работая в пресс-службе одной очень крупной компании, в день получала десятки запросов и звонков от журналистов. Разумеется, для ответа выбирались только те, что соответствовали интересам компании либо, наоборот, потенциально могли принести негатив. Корпоративный мир устроен так, что пресс-секретари редко имеют право говорить что-либо от своего имени. Любой комментарий компании в публичном поле проходит десятки согласований внутри, начиная от руководителей департаментов и заканчивая главой компании в самых серьезных случаях. Ваши шансы как экономического корреспондента получить ответ выше, если вы не прислали свой запрос поздно вечером, если вы не сообщили какую-то уже имеющуюся у вас информацию, которая может быть опубликована и без комментария компании и, более того, несет для нее определенные риски. Важный момент: не делайте пресс-службу своим единственным источником знаний о компании, это путь в никуда. Для того чтобы узнать больше, вам нужно идти «в поле».

Работа «в поле»

Где же, собственно, вы можете эту конкретную информацию найти? Основную помощь в этом окажут профильные мероприятия — конференции, форумы, круглые столы и пресс-конференции. Советуем ходить даже на самые ничем не примечательные встречи, потому что никогда нельзя угадать, кто туда зайдет. Именно так журналист может завести нужные знакомства и приобрести новые связи, а также познакомиться с людьми, которые статут его источниками. Причем старайтесь приходить на все мероприятия заранее, нельзя упускать шанс получить какую-либо информацию или встретить какого-то спикера одному, без окружения конкурентов. На самом мероприятии общайтесь не с журналистами, которые туда тоже пришли, а с участниками.

Кто такой источник для журналиста? Разумеется, это человек, глубоко погруженный в отрасль, которой вы занимаетесь. Это может быть и сотрудник одной из компаний, которые вы ведете. Они часто выступают спикерами разных мероприятий, поэтому после выступления обязательно нужно подойти познакомиться, задать вопросы по теме доклада и попросить контакты. Это могут быть и сотрудники консалтинговых и аналитических компаний, которые по долгу службы также имеют доступ к информации не для широкого круга лиц. Никогда не отказывайтесь от знакомств и всегда берите визитки.

Чем больше вы погружаетесь в тему и общаетесь с бóльшим количеством людей, тем выше становятся ваши шансы на получение эксклюзивной информации. Разумеется, для этого вы должны быть приятным в общении человеком, уметь расположить к себе, обладать достаточными знаниями по теме, чтобы с вами было интересно разговаривать. Это возможно, если вы настолько владеете темой, что уже и сами можете рассказать эксперту что-то интересное, хотя бы слухи, которые не могут быть опубликованы, но нуждаются в проверке. Чем больше у вас информации, тем с большим уважением к вам будут относиться люди.

Экономическому журналисту следует запомнить три простых пункта: изучайте свою тему, ходите на мероприятия, общайтесь с людьми и будьте приятным собеседником.

Здесь мы вступаем на перспективную, но опасную дорогу работы с источниками. Когда вы обзавелись широким кругом знакомых, владеющих информацией, вам могут рассказать что-либо, чему нет официального подтверждения. В этом случае существует «железное» правило трех источников. Это означает, что любая неофициальная информация, которую вы получили, нуждается в подтверждении минимум трех компетентных источников. Ими могут быть как сотрудники компаний, госорганов, так и аналитики и эксперты. Но неизменно одно: без такого подтверждения новость не может быть опубликована. Каждая новость может грозить как реальными финансовыми потерями для компании, так и возможными судебными разбирательствами для вас.

Единственный случай, когда автор главы опубликовала информацию без подтверждения трех источников, к счастью, обошелся без финансовых последствий, но остался в памяти. Однажды автора позвал выпить кофе хороший знакомый из одной очень крупной компании, который порой бывал источником новостей, и рассказал одну важную информацию про сделку, которую компания на тот момент проводила. Причем отметил, что все на усмотрение корреспондента — журналист может ее публиковать или не публиковать. Журналистка начала обзванивать все свои остальные источники, чтобы подтвердить эти сведения, но никто из них ничего такого не слышал. И только один, которому автор раскрыла свой источник, сказал, что если об этом говорит он, то, возможно, это правда. Ситуация осложнялась тем, что через несколько часов должен был состояться пресс-подход главы этой крупной компании, где ему наверняка задали бы вопрос об этой ситуации. Поэтому корреспондент пришла к своему руководству и рассказала все как есть, не утаив, что имеется только один источник. Было принято решение публиковать новость, а буквально через пару часов на пресс-подходе руководитель компании эту новость опроверг. С тех пор даже самый заманчивый эксклюзив, который выглядит очень достоверным, автор (уже как руководитель редакции) не разрешает публиковать без подтверждения из других источников.

Интервью в деловой журналистике

Лучший способ получения эксклюзивной информации вполне официально и без необходимости подтверждения — это интервью. Плюс это позволяет выстроить доверительные отношения со спикером и заставить его себя запомнить. Так, с самого начала работы стремитесь к тому, чтобы получить интервью, договаривайтесь об этом с пресс-службой или самим спикером напрямую.

В деловых СМИ нас гораздо больше интересуют информационные, а не портретные интервью. То есть главная задача по итогам интервью — написать максимальное количество новостей. Цель — выстроить диалог, который будет интересно прочитать от начала до конца. Поэтому в нем должны быть и вопросы, не предполагающие непременную новость, но зато позволяющие раскрыть собеседника или его отношение к той или иной проблеме.

Банальная, но важная вещь — к интервью необходимо тщательно готовиться. Прочитайте все последние или доступные интервью вашего героя. Это позволит избежать вопросов, на которые спикер уже неоднократно отвечал, и вы не вызовете у человека неприязнь или скуку. Учитывая, что мы делаем интервью на экономические темы, посмотрите, что важного сейчас происходит, что более всего волнует отрасль, к которой спикер относится. Если ваш спикер достаточно известен и обладает авторитетом в экономических кругах, то вполне позволительно задать и вопросы в целом по экономической ситуации, и, более того, всегда есть тема, в которой спикер хорошо ориентируется или интересуется ей помимо своего основного места работы. Например, глава «Газпрома» Алексей Миллер является страстным болельщиком футбола, а особенно клуба «Зенит», а глава Сбера Герман Греф очень интересуется и является уже экспертом в теме образования. Поэтому вполне уместно посоветоваться со своими коллегами, какие вопросы они бы хотели задать твоему ньюйсмейкеру.

Информационное интервью может содержать важные цифры, поэтому хорошим тоном считается предварительное согласование тем интервью или списка вопросов. Но это не означает, что даже если с пресс-службой вы согласовали определенный список, надо идти только по нему. Готовьте свои темы и перечень вопросов так, чтобы у вас выстроился логичный диалог с правильной драматургией. Не надо задавать громоздкие вопросы, ответ на которые будет односложным — да или нет. Помните, что в интервью главный — ваш собеседник, а ваша задача — только помочь ему раскрыться, задавая вопросы. Следите за беседой, не бойтесь задавать уточняющие вопросы. Самый яркий ответ иногда может получиться вовсе не на тот вопрос, который вы планировали, а на тот, что возник по ходу разговора.

Не стоит превращать себя в «подставку» для диктофона, ваша задача — расположить к себе собеседника. Только в этом случае в разговоре возникнет некая химия, которая позволит сделать интервью ярким для вас обоих. Не бойтесь улыбаться и уместно шутить.

Техника безопасности

Работа экономического журналиста, конечно, не настолько cвязана с рисками, как работа военного корреспондента. Однако и у нас есть требования, которые обезопасят вас и ваше издание от возможных претензий со стороны тех, о ком мы пишем, или государственных органов.

Первое правило: всегда пользуйтесь диктофоном. На записи должно быть четко слышно, какой вопрос вы задаете, а также к кому вы обращаетесь. Любые записи лучше хранить минимум месяц, а в случае потенциально спорной информации — без ограничения срока. Сохранность этой информации является доказательством того, что распространенные вами сведения были достоверны.

Полученную от источников информацию необходимо обязательно проверять на предмет ее соответствия или несоответствия действительности.

Лучше всего, если вся информация подтверждена документально: это могут быть официальные документы, переписка, материалы судебных дел. Всю переписку также необходимо сохранять. Учитывая, что теперь в мессенджерах есть функция удаления сообщений, делайте скриншоты. Помните, что подтверждающих документов много не бывает, и исходите из того, что доказательства вам могут понадобиться, если какая-либо из конфликтующих сторон после публикации или выхода сюжета в свет обратится в суд.

При работе с документами следует прислушаться к следующим советам:

  1. Проверьте подлинность документов, с которыми вы работаете над материалом. Как минимум, стоит посмотреть, есть ли на документе шапка с указанием адресата и адресанта, реквизиты, печать и подпись должностного лица, выдавшего его.
  2. Не обязательно иметь оригиналы и даже копии этих документов, но лучше все-таки переписать их реквизиты. В случае судебного процесса их можно запросить в соответствующих органах и организациях.
  3. Если на документе стоит гриф секретности, лучше воздержаться от публикации выдержек из него. Ищите другие подтверждения.
  4. Если вы собираетесь опубликовать материал, который потенциально в будущем может повлечь судебные разбирательства, лучше прибегнуть к помощи юристов, обычно присутствующих в штате каждого издания. Не стесняйтесь к ним обращаться, лучше перестраховаться, но избежать проблем в будущем.

Закон о СМИ и источники информации

Помните, что Законом РФ «О средствах массовой информации», который является для нас базовым, защищено право журналиста не раскрывать свои источники даже по требованию прокурора. Согласно ст. 41 этого закона, «редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом...».

Это означает, что когда источник сообщает журналисту, что ту или иную информацию под условием неразглашения его имени или даже самой информации (давая понять журналисту, что что-то происходит, чтобы он дополнительно искал подтверждения этому факту в других источниках с целью дальнейшего обнародования), журналист обязан хранить эти сведения в тайне, так же как хранят свою профессиональную тайну адвокат, нотариус, священник, банковский служащий. Если же вследствие распространения информации на журналиста подают в суд и требуют от него в суде раскрыть источник информации, следует помнить, что такое требование должно быть оформлено мотивированным определением суда по находящемуся на рассмотрении у суда делу. Журналист имеет право не выполнять устное требование ни следователя, ни прокурора, ни даже судьи. Требование о раскрытии источника должно быть оформлено определением суда, поскольку, в отличие от любого другого требования, такое определение может быть обжаловано.

Однако помните, что отказ раскрыть свой источник в суде не означает, что в части сведений, сообщенных конфиденциальным источником, журналист будет освобожден от ответственности за распространение этой информации. Просто отказываясь раскрывать источник в суде, журналист будет доказывать свою правоту другими средствами либо сознательно идти на риск нести личную ответственность, но сохраняя при этом свою профессиональную репутацию и доверительные отношения с источником.

Закон об инсайде

В 2010 г. в России был принят закон об инсайдерской информации, который ввел жесткую ответственность за злоупотребления, связанные с манипулированием рынком, совершением операций на рынке на основе инсайдерской информации. И журналисты тоже находятся в зоне его действия.

Однако еще в процессе обсуждения в законопроект была внесена важная правка, согласно которой передача инсайдерской информации для ее опубликования редакции средства массовой информации, ее главному редактору, журналисту и иному ее работнику, а также ее опубликование в средстве массовой информации не являются нарушением запрета. При этом передача такой информации для ее опубликования или ее опубликование не освобождают от ответственности за незаконное получение, использование, разглашение сведений, составляющих государственную, налоговую, коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну, и от соблюдения обязанности по раскрытию или предоставлению инсайдерской информации.

Редакция средства массовой информации, через которое распространены заведомо ложные сведения, ее главный редактор, журналисты и иные работники не могут быть привлечены к ответственности за манипулирование рынком, если указанные сведения являются дословным воспроизведением:

 высказываний, интервью, заявлений физических лиц, сообщений или заявлений юридических лиц и такие лица могут быть установлены из содержания продукции СМИ;

 информации, содержащейся в уже распространенной продукции иного СМИ, которое может быть установлено из содержания распространенных сведений.

Журналисты привлекаются к ответственности за публикацию инсайда только в том случае, если извлекли доход или избежали убытков в результате совершения операций с финансовым инструментом, иностранной валютой или товаром на основании инсайдерской информации. Срок лишения свободы за это может составить шесть лет. Также журналисты несут ответственность за распространение заведомо ложных сведений за деньги или получение иной имущественной выгоды. Наказание в этом случае может составить семь лет лишения свободы.

Также закон устанавливает ответственность в случае, если СМИ отказались представить в Банк России сведения об источнике распространенных заведомо ложных сведений.

В практике агентства ТАСС был случай, когда редакция опубликовала интервью гендиректора одной авиакомпании, новость из которого вызвала резкий рост ее акций на рынке. Спустя какое-то время агентство получило письмо из ЦБ РФ, который захотел проверить нас на преднамеренную игру на рынке. ТАСС предоставил все записи и переписку, и претензии к журналистам по возможному манипулированию рынком были сняты.

Таким образом, получив инсайдерскую информацию, журналист может использовать ее только одним способом — опубликовать. Тогда инсайд автоматически перестает быть инсайдом. Но следует помнить, что закон не освобождает от ответственности, если эта информация была получена незаконным путем и с нарушением охраняемой законом тайны — государственной, налоговой, коммерческой. Все перечни инсайдерской информации публикуются на сайтах государственных органов и компаний.

СМИ не в состоянии дать 100%-ю гарантию точности своей информации, поэтому в законе есть условия, которые освобождают их от ответственности за манипулирование рынком. Это возможно, если распространенные сведения являлись цитированием или источник сведений может быть установлен из самой публикации.

Разумеется, все сказанное подтверждает ту же мысль о необходимости тщательной проверки информации от источников. Нельзя исключать и того, что журналистов могут сознательно вводить в заблуждение и использовать. Уже неоднократно случалось, что информация присылалась с электронного адреса, замаскированного под официальный и реальный, использовался и официальный бланк пресс-релиза. Все это несложно подделать. Но вас всегда должно насторожить слишком громкое заявление в пресс-релизе или совершенно нетипичный для него слог. Поэтому иногда лучше потратить лишнее время и проверить, является ли электронный адрес подлинным, чем выпустить новость, которая серьезно повлияет на котировки компании.

В свое время случилась очень громкая история, когда все издания получили пресс-релиз правительства РФ об отставке тогдашнего главы РЖД Владимира Якунина. Имя адресата и бланк полностью соответствовали обычным сообщениям правительства. Электронный адрес отличался всего на один символ — вместо тире там была точка. При этом уже задолго до этого ходили слухи о том, что отношения Якунина и главы правительства, которым тогда был Дмитрий Медведев, серьезно испортились. Правительство опровергло данное сообщение через полчаса, но за это время после ведущих информагентств его успели перепечатать практически все СМИ страны. Потом проводилось расследование, однако в ходе него удалось только выяснить, что домен был зарегистрирован за четыре дня до рассылки сообщения, а конечного заказчика так и не нашли.

Это же относится теперь и ко всем аккаунтам в соцсетях. Мы можем использовать информацию только из верифицированных каналов, а все неверифицированные должны проверять в самой компании. То же правило касается и телеграм-каналов. Мы строго придерживаемся принципа, что любой документ, который был опубликован в телеграм-каналах, требует тщательной проверки и заверения в профильных ведомствах или компаниях. В конце концов в мессенджере может зарегистрироваться любой человек. Мы же должны предоставлять нашему читателю только проверенную и достоверную информацию, иначе получится, что мы просто сами придаем правдивость этой информации, публикуя ее.
IQ

20 апреля, 2023 г.