Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Всемирная ЕГЭмония

Всемирная ЕГЭмония

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) нередко подвергается критике — от содержания заданий и процедуры проведения — до подготовки к нему в школе. На этом фоне обсуждаются различные альтернативы итоговой аттестации. И всё же нельзя не признать: благодаря ЕГЭ множество учащихся из глубинки смогли поступить в ведущие вузы России — экзамен стал реальным социальным лифтом. Чтобы объективнее оценить ЕГЭ, стоит изучить его аналоги за рубежом. Часть из них — гораздо более жёсткие и стрессогенные, а другие — менее прозрачные. И почти во всех странах есть вопросы к качеству школьного образования. А в сравнительном анализе IQ.HSE поможет статья учёных из Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ.

Пространство альтернатив

На фоне дискуссий о ЕГЭ, больших изменений в этой системе пока не предвидится. Экзамены, проверяющие школьные знания и одновременно выступающие пропуском в вуз, — давно устоявшаяся практика, благодаря которой множество молодых людей с периферии получают образование в престижных университетах. Систему можно менять, совершенствовать, но важно сохранить её установки: прозрачность, экспертный подход, единую систему оценки знаний (с низкими рисками субъективности) и работу в качестве социального лифта для молодёжи по всей России. Да и система «два в одном» (выпускные — они же вступительные испытания) больше бережёт нервы, чем прежняя, когда учащиеся после школьных экзаменов сдавали ещё и вузовские.

Также читайте

Нередко звучат призывы отказаться от ЕГЭ. Но мнение о том, что его отмена поможет улучшить качество образования, — спорно. Другое дело — апгрейд системы экзаменов, и правда нужный. Так, практика «натаскивания» на ЕГЭ по профильным предметам может идти в ущерб знаниям по остальным дисциплинам (им могут уделять мало внимания). А механическое запоминание едва ли важнее, чем понимание, анализ, рассуждения.

Законодательно система ЕГЭ была закреплена с 2009 года, а до этого — успешно опробована в большинстве регионов. С тех пор она постоянно оттачивалась, но оставалась неизменной в главном: дать шансы на успех детям из самых разных семей. И это получалось. Если же оценивать систему в целом, то тут стоит рассмотреть контекст — иностранные аналоги ЕГЭ. Это сравнение позволит более объективно судить об экзаменах.

Сотрудники Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ изучили системы экзаменов в ряде стран — от Германии и Финляндии до Китая, Южной Кореи и Индонезии, выявили их характерные особенности и «болевые точки». Этот анализ показал, что ЕГЭ — более мягкая и справедливая система, чем зарубежные аналоги. В то же время, нам есть чему поучиться.

Сразу оговоримся, что в наборе сдаваемых предметов в разных странах стабильно присутствуют математика и государственный язык — как базовые дисциплины. С профилями же начинаются вариации. В некоторых странах — два цикла экзаменов. В России — ОГЭ после 9-го класса (за курс основного общего образования) и ЕГЭ после 11-го класса. Нечто похожее наблюдается и в Великобритании. А в целом система единых экзаменов — довольно давняя, с традициями. Что, разумеется, не означает, что альтернативы невозможны.

Предтечи ЕГЭ

Немецкая предтеча ЕГЭ — старейшая. Экзамен ввели в Пруссии в 1788 году для централизованного поступления в университеты. До этого каждый вуз устанавливал свои правила. Система жива по сей день — под названием Abitur (или Abi). Учащиеся отчитываются за школу и одновременно пытаются попасть в университет — с учётом полученных за Abi баллов.

Чуть помоложе французский аналог ЕГЭ — le Bac (от baccalauréat), введённый Наполеоном в начале XIX века и существующий до сих пор. Но если в России экзамены «дозируются» (между ними есть интервал в несколько дней), то во Франции они могут идти один за другим. Или даже в один день. Итоговая оценка формируется непрозрачно, на основе сложных подсчётов с коэффициентами.

Американские экзамены — две конкурирующие системы SAT ( Scholastic Aptitude Test) и ACT ( American College Testing) — тоже довольно преклонного возраста. Первая система была введена в 1901 году, вторая — в 1959-м. Обе прокладывают учащимся дорогу в вуз, но на одних территориях предпочитают SAT, на других — ACT. Однако если в России ЕГЭ бесплатны, то американские учащиеся платят за экзамены. Но, каковы бы ни были их результаты, уровень школьного образования в США постоянно вызывает критику. Это системная проблема.

Тайное общество в «бункере»

В некоторых странах разработка экзаменационных заданий — весьма зрелищный процесс. Правда, увидеть это «кино» могут лишь избранные — оно засекречено. Коллектив разработчиков напоминает либо тайное общество, либо временный режимный объект — с усиленной охраной, неразглашением информации и особым контролем входа и выхода.

Например, в Южной Корее формированием заданий университетского теста академических способностей (Сунын, он же College Scholastic Ability TestCSAT) занимаются 300 авторов, выбираемых тайно (это учителя и университетские профессора). Они собираются в охраняемом месте примерно за месяц до Сунына. Все средства связи отключаются. Задания разрабатываются под охраной полиции и разведки. Всё это напоминает шпионские триллеры, но, по сути, это борьба с утечкой информации о заданиях.

По итогам Сунына корейская молодежь поступает в вузы. Самые престижные — Сеульский национальный университет, Университет Корё и Университет Ёнсе. Однако в них попадает лишь мизерная часть выпускников. Так что Сунын как социальный лифт работает недостаточно.

Жертвы ради будущего

Российские семьи инвестируют в подготовку детей к ЕГЭ — курсы, занятия с репетиторами, онлайн-школы — немало сил и средств. Родители выпускников неплохо разбираются в тестах и знают о тонкостях проведения экзаменов. В целом семьи очень серьёзно относятся к экзаменам. Похожая картина и в Китайской Народной Республике.

Аналог ЕГЭ в КНР — Гаокао — проводится в специальных центрах, которые могут быть далеко от места проживания учеников. В этом случае их семьи заселяются в отели поблизости от места проведения экзамена. Что касается подготовки к тестам, то тут родители даже готовы уволиться с работы, чтобы помочь выпускнику учиться.

Сама подготовка к экзаменам — очень напряжённая, но не всегда продуктивная — распространена зубрёжка. Что касается режима жёсткого контроля, то в КНР он затрагивает и доставку экзаменационных тестов (их развозят по центрам под охраной спецназа), и саму процедуру экзамена. Учащихся пропускают через металлодетекторы (для выявления нарушителей), дежурит полиция. Обстановка весьма стрессогенная, ведь ставка на кону — будущее выпускника и его семьи.

Гаокао — единственный способ поступить в университет. Но если баллы невысокие, экзамены можно пересдать на следующий год.

Полная оцифровка

На ЕГЭ используются бумажные бланки с заданиями. В Финляндии же оцифрован весь процесс сдачи экзамена. В этом есть свои преимущества: в тесты можно включать видео-, фото-, аудиоматериалы и пр. Но при этом нужно быть уверенными, что техника в решающий момент точно не подведёт. И что никто не сможет получить несанкционированного доступа к системе.

Учащиеся могут работать как на школьных, так и на собственных ноутбуках. Доступ к своим программам перекрывается — он открыт лишь для приложений и материалов, нужных для тестов. При сдаче экзаменов используются специальные флешки — на них записываются ответы выпускников. Потом они становятся доступны проверяющим.

ДВИ по-бразильски

Наряду с ENEM (Exame Nacional do Ensino Médio — национальным экзаменом в средней школе) — основным механизмом доступа к высшему образованию, в Бразилии существует и внутренний вступительный экзамен в вузы. Университеты проводят его самостоятельно.

Это чем-то напоминает дополнительные вступительные испытания (ДВИ), которые практикует ряд российских вузов (творческие и с особым статусом — МГУ, СПбГУ). В Бразилии такие экзамены предусмотрены в самых престижных государственных университетах — в качестве дополнительного этапа отбора.

Если говорить об ENEM, то он предполагает регистрационный взнос. Хотя есть ряд льготных категорий, освобождённых от оплаты.

Школьники как потенциальные работники

В Новой Зеландии итоги экзаменов рассматривают, в том числе, в разрезе трудоустройства. Они могут помочь найти работу.

У главного документа — Национального сертификата об образовании (англ. NCEANational Certificate of Educational Achievement) — есть три уровня. Первый уровень (NCEA 1) похож на ОГЭ — он доказывает получение основных знаний по предмету. А NCEA 3 — третий уровень — даёт возможность поступать в университеты Новой Зеландии.

Здесь действует система кредитов — зачётных единиц. На экзаменах учащиеся оцениваются по трём внешним стандартам успеваемости и получают ряд кредитов. Если они набрали определенное количество кредитов — им положен сертификат.

Опыт отмены

Индонезия с 2020 года отказалась от Национального экзамена (UN). Поводом послужила пандемия COVID-19, но, по сути, претензии вызывал сам экзамен. Так что к системе решили не возвращаться.

Среди «болевых точек» была зубрёжка. Учащиеся знали, в основном, профильные предметы, в ущерб другим. Семьям приходилось нанимать дорогостоящих репетиторов, что было не по карману малообеспеченным.

Наконец, были зафиксированы случаи академического обманасписывания на экзаменах. Ну и самая распространённая претензия — низкое качество школьного образования.

В итоге система приёма в вузы в Индонезии изменилась. В этом году в государственные университеты можно поступить тремя способами: по итогам национального отбора на основе тестирования, благодаря достижениям и в результате независимого отбора (его вузы проводят сами).

Национальный отбор включает стандартизированные тесты, но теперь предметное тестирование отменено — экзаменационные задания объединяются в одном тесте (он проверяет когнитивные способности, математическое мышление, знание индонезийского и английского языков). Отбор по достижениям предполагает учёт успеваемости, портфолио и т. д. Это отчасти напоминает те преференции, которыми при поступлении в вузы пользуются школьники — победители и призёры предметных олимпиад, обладатели аттестата с отличием.

Вместо заключения

Опыт других стран показывает, что систему экзаменов можно и нужно улучшать в разных аспектах —  и не останавливаться на достигнутом. Но при этом не стоит отказываться и от собственных установок и наработок. Особенно там, где они помогли молодым людям добиться успеха. В любом случае, изменение системы экзаменов требует серьезных обсуждений и взвешенных решений, которые учитывали бы множество нюансов.
IQ
 

Авторы исследования:

Виолетта Бальжинимаева, аналитик Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ

Евгений Пучков, аналитик Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ

Надежда Княгинина, научный сотрудник Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ

Семен Янкевич, заведующий Лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ

Автор текста:Соболевская Ольга Вадимовна,13 апреля, 2023 г.