Исследователи Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ изучили людей, которые меняют образование в России. Они проанализировали аудиторию Конкурса инноваций в образовании (КИВО) и составили портрет инноватора. Оказалось, что обычно это молодая женщина! Предлагаем посмотреть, кто она, чем занимается и какие у неё ценности.
Средний возраст инноватора — 35 лет, он не меняется, что показывает постоянное обновление сообщества инноваторов, ведь если бы приходили те же люди, аудитория бы «взрослела».
Количество женщин в конкурсе всегда примерно на 30% больше количества мужчин, эта пропорция остается стабильной из года в год.
Инновациями в образовании чаще занимаются специалисты, работающие в системе образования: 60% проектов предлагают учителя дошкольных и общеобразовательных организаций, педагоги СПО и ВУЗов, научные сотрудники, руководители образовательных организаций. Доля проектов от внешних инноваторов — предпринимателей, сотрудников некоммерческих организаций, школьников и студентов — составляет 40%.
От участия в инновационных проектах инноваторы ждут реализацию четырех типов мотивов в комплексе: социального, самореализации, статусного мотива и финансового: средняя значения выраженность типов мотивов находится на одном уровне (4,5; 4,1; 5,9; 5,7 соответственно по шкале от 1 до 7), значимых статистических различий выявлено не было. Фактически, это означает, что у инноваторов нет крена в сторону какого-то мотива, например, социального (желание изменить мир) или финансового (получить выгоду). Это характерно и для внешних инноваторов и для внутренних.
У инноваторов в образовании в иерархии ценностей высоко стоит самостоятельность (ранг 1 из 10 базовых ценностей, средняя центрированная оценка = 0,95). Высокий запрос у инноваторов на самостоятельность свидетельствует о том, что они независимы от мнения других и стремятся контролировать происходящее, полагаясь на собственные умения и возможности.
Ценности универсализма и благожелательности стоят на 2 и 3 местах в ранге из 10 базовых ценностей, средняя центрированная оценка = 0,72 и 0,62 соответственно. Соответственно, инноваторы в образовании хотят направлять свою активность на улучшение жизни окружающих, «выход за пределы своего Я», то есть нацеленность на заботу об общем благосостоянии и интересах других. При этом, инноваторы хотят помогать своему ближайшему окружению — членам семьи, коллегам (благожелательность) и более широкому социальному кругу (универсализм).
Ценность открытости новому, активной жизненной позиция (риск/новизна) для опрошенных участников конкурса не очень высока, но ее позиция значительно выше, чем для выборки по России в целом (0,02 против -0,8 соответственно). Другими словами, ценность активной жизненной позиции для инноваторов в образовании не находится в топе по выраженности, но в отличии от значения этой ценности для среднего россиянина не характеризуется и отрицательной выраженностью, что, позволяет инноваторам включаться в инновационную активность, которая, как правило, связана с неопределенностью и риском.
Большинство инноваторов имеют запрос одновременно на очень разные навыки в разных сферах: проектирования образовательного опыта (53%), методики креативного мышления (51%); управление ресурсами своего проекта (57%), управление командой и лидерство (49%), ведение социальных сетей (46%), навыки и знания о комьюнити-менеджменте (42%) и коммуникации с партнерами, профессиональным сообществом и госорганами (GR, PR), лоббизм (42%).
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!