Мнение: Считается, что ожирение связано прежде всего с персональными особенностями человека.
На деле: Помимо личных характеристик на вес могут влиять культурные особенности стран проживания, а именно коллективизм или индивидуализм, а также склонность к дисциплине и способность подстраиваться под обстоятельства.
Ученые из Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ совместно с коллегами из научных центров Германии, Австралии и Китая прояснили связь веса людей в разных странах с национальными культурными особенностями. Анализ выполнен на большом объёме данных из 51 страны мира. Выяснилось, что ожирение положительно связано с индивидуализмом. Однако характерно это только для мужчин. Также впервые учёные прояснили связь ожирения с такими факторами, как гибкость (умение подстраиваться под обстоятельства и меняться) и постоянство/монументализм (стремление «быть собой»). Подтвердилось, что гибкость, которая более свойственна жителям стран с конфуцианской культурой (например, Япония и Китай), способствует поддержанию здорового веса и стройности. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Science & Medicine.
Проблеме ожирения населения во всем мире посвящено большое количество исследований. За последние полвека, с 1975 года, масштабы ожирения выросли почти втрое и затрагивают 650 миллионов человек или 13% населения мира, отмечают в своей статье авторы исследования: Пламен Акалийский, Михаил Минков, Цзянхон Ли, Майкл Харрис Бонд и Штефан Гериг.
Учёные поясняют, что пандемию ожирения часто связывают с беспрецедентным экономическим процветанием в разных странах за последние десятилетия, а также либерализацией торговли. Всё это способствует росту неограниченного потребления широко рекламируемой, доступной продукции вроде фастфуда или сладостей и, как следствие, — ожирению и связанным с ним заболеваниям, таким как сахарный диабет и патологии сердечно-сосудистой системы, а также преждевременной смертности.
Уровень экономического развития, тем не менее, далеко не столь однозначное объяснение проблемы ожирения. Например, страны Восточной Азии так же процветают в экономическом плане, как и государства Запада. Однако распространённость ожирения в них очень низкая: в Японии — 4,3%, Южной Корее — 4,7%, Сингапуре — 6,1% (по данным ВОЗ). В то же время проблема ожирения остро стоит в менее экономически развитых странах Латинской Америки и Ближнего Востока, например Иордании — 35%, Египте — 32%, Мексике — 29%.
В современных исследованиях предпринимаются попытки понять, как ожирение связано с культурными характеристиками стран. Но, как отмечают учёные, работы по социокультурным факторам, за небольшими исключениями, состоят из исследований лишь нескольких стран или сравнений этнических групп внутри одной страны, главным образом США.
Авторы также обращают внимание на отсутствие в имеющихся работах теоретического обоснования взаимосвязи между культурой и ожирением. «Где бы ни предпринимались попытки, теоретические рассуждения в первую очередь основаны на предположении, что США с высоким уровнем ожирения и Япония с низким уровнем ожирения находятся на противоположных концах континуума “коллективизм-индивидуализм”. Следовательно, данные из этих двух стран следует рассматривать в качестве подтверждения влияния “индивидуализма-коллективизма” на распространенность ожирения», — комментируют исследователи.
Однако точка зрения, что страны Восточной Азии — наиболее коллективистские, не подтверждается какими-либо недавними эмпирическими данными, уточняют учёные. Особенно это касается Японии, где уровень индивидуализма примерно такой же, как и в США.
Чтобы восполнить существующие пробелы, авторы провели собственное исследование, в котором содержатся подробные теоретические разъяснения о не всегда очевидных аспектах влияния индивидуализма и коллективизма, а также уровня экономического развития на вес жителей разных стран. Например, индивидуализм связан с личным выбором человека, и этот выбор может быть сделан не только в пользу того, чтобы в неограниченных количествах потреблять продукты, но и вести здоровый образ жизни и стремиться к стройному телу. В то же время индивидуализм также связан как с борьбой со стигматизацией веса, так и гедонизмом, который может способствовать потреблению вкусных, но не всегда полезных продуктов.
В коллективистских культурах от людей ожидают, что они будут следовать не научным и медицинским рекомендациям, а традициям. В числе таких крайних примеров один из регионов Нигерии, где по достижении полового созревания молодых женщин отправляют в специальные «комнаты для откорма» («fattening rooms») и заставляют потреблять большое количество жирной пищи в течение периода от полугода до двух лет.
Уровень экономического благополучия также может неоднозначно влиять на риски ожирения. В экономически развитых странах жителям не нужно доказывать свою состоятельность и личный успех через упитанное тело, как это принято в некоторых культурах, где лишний вес может восприниматься в качестве одного из символов социального статуса и т.п.
Помимо индивидуализма-коллективизма, в фокусе внимания исследователей такая культурная дихотомия, как гибкость-монументализм. Гибкие культуры поощряют скромность, смирение, самоконтроль, дисциплину и самосовершенствование. Заниженная самооценка побуждает людей в этих культурах усерднее работать над совершенствованием своего имиджа. Так, согласно данным одного из опросов, несмотря на низкий уровень ожирения среди населения Восточной Азии, японские респонденты считают себя более полными, чем любые другие респонденты в выборке из 22 стран пяти регионов мира, и многие из них пытаются похудеть.
Авторы отмечают, что самым худощавым телосложением во всем мире обладают женщины из Восточной Азии, но именно они сообщают о большей неудовлетворённости своим телом. Страны Восточной Азии при этом находятся под сильным влиянием конфуцианских традиций с их поощрением умеренности во всех аспектах жизни и ценностью гибкого и стройного тела.
Напротив, люди в монументалистских культурах, как правило, имеют более позитивный образ себя, придерживаются философии «бытия собой», а не подражания тем, кто больше знает и более успешен. Таким образом они могут даже не признавать наличия у себя проблемы лишнего веса.
Для изучения взаимосвязи между культурными особенностями стран и ожирением среди их населения авторы использовали масштабные национальные статистики, а также данные международных обследований. Итоговая выборка включает 51 страну мира. Общая численность населения этих стран — более пяти миллиардов человек (около 65% населения мира). В исследовании представлены страны из всех географических регионов мира.
Чтобы избежать искажений был проведён дополнительный анализ с проверкой результатов на расширенных данных из 155 стран, по которым можно получить достоверную национальную статистику.
В ходе работы для оценки связи культурных особенностей использовалась обновлённая версия модели культуры Хофстеде. Это многофакторная модель ценностей, позволяющая исследовать культуру общества и влияние ценностей на поведение людей.
Выяснилось, что индивидуализм положительно связан с ожирением. На первом этапе анализа это было верно как для женских, так и для мужских национальных выборок. Но с учётом фактора недоедания в отдельных странах, оказалось, что эффект индивидуализма незначим для женщин. «Мы не нашли чистого влияния индивидуализма на уровень ожирения у женщин после того, как скорректировали потенциально искажающие факторы», — комментируют учёные. Таким образом, согласно полученным данным, индивидуализм предсказывает ожирение у мужчин, и этот вывод согласуется с предыдущими исследованиями.
Выявленную разницу авторы работы объясняют неодинаковым влиянием культуры на мужчин и женщин. Очевидно, что идеалы внешнего вида, включая вес тела, более распространены среди женщин. Также женщины, как правило, менее удовлетворены своей внешностью и прикладывают больше усилий для контроля веса, что подтверждают и научные данные.
Что касается фактора гибкость-монументализм, то оказалось, что гибкость, наоборот, отрицательно связана с ожирением. Это верно и для мужчин, и для женщин. Таким образом подтверждается, что склонность к самоконтролю, самодисциплине и самосовершенствованию вероятно способствует профилактике ожирения.
По некоторым странам авторы получили неожиданные результаты. Например, среди женщин в Египте и Турции уровень ожирения оказался значительно выше, чем прогнозировалось. Это, как отмечают исследователи, может быть связано с низким уровнем вовлечённости женщин в рынок труда, высоким признанием избыточной массы тела женщинами и тем, что для них менее приемлемо с культурной точки зрения заниматься физическими упражнениями в общественных местах.
Во-первых, полученные данные несколько противоречат предыдущим исследованиям и могут способствовать дискуссии среди учёных. В частности, новым является результат о том, что индивидуализм не связан с ожирением у женщин. «Мы пришли к выводу в пользу более осторожной оценки индивидуалистической культуры, которая обычно изображается как опасная для здоровья», — комментируют авторы работы. На самом деле индивидуализм может как защищать от ожирения, так и способствовать ему.
Кроме того, впервые была изучена связь между культурным измерением гибкости-монументализма и ожирения. И полученные результаты позволяют пролить свет на то, почему, например, жители Японии, где распространён индивидуализм, всё-таки имеют более стройные тела, чем граждане многих западных стран.
Учёные обращают внимание, что полученные результаты могли бы помочь в создании программ профилактики ожирения с учётом культурных особенностей.
IQ
IQ.HSE благодарит за помощь в подготовке текста старшего научного сотрудника, заведующего ЛССИ Бориса Соколова.
Пламен Акалийский, ассоциированный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ имени Рональда Франклина Инглхарта
Михаил Минков, научный руководитель Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ имени Рональда Франклина Инглхарта
Цзянхон Ли, Берлинский центр социальных наук WZB (Германия), Университет Кёртин (Австралия)
Майкл Харрис Бонд, Гонконгский политехнический университет (Китай)
Штефан Гериг, независимый исследователь, Берлин, Германия
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!