Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Лёгкий ветер улучшает настроение пользователей «Одноклассников»

Лёгкий ветер улучшает настроение пользователей «Одноклассников»

Проблема: Погода влияет на настроение людей, однако прояснить детали этого процесса до недавнего времени было непростой задачей.

Решение: Помочь в решении проблемы могут данные социальных сетей, где люди часто оставляют информацию о своём эмоциональном состоянии в определённый момент времени.

Теперь подробнее

Исследователь из Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Сергей Сметанин провёл масштабный анализ влияния погодных условий на настроение россиян, состоящих в социальной сети «Одноклассники». Всего было проанализировано 2,76 млн постов, опубликованных 1,31 млн уникальных пользователей. Выяснилось, что наиболее позитивное настроение демонстрируется при максимальной среднесуточной температуре от +20°С до +25°С, слабом ветре (от 5 до 11 км/ч), а также при резком потеплении по сравнению с предыдущими сутками на +20°С и больше градусов (например, с -5°С до +15°С). Статья с результатами работы опубликована в PeerJ Computer Science. Исследование такого рода проведено в России впервые.

О чём речь?

Имеющиеся в науке данные однозначно показывают, что погода влияет на поведение и настроение людей. При этом исследования, изучающие связь между погодой и настроением, давали противоречивые результаты. Это, как отмечает в своей статье Сергей Сметанин, отчасти было связано с отсутствием больших данных (big data) об эмоциональных состояниях. Одним из решений такой проблемы стало изучение цифровых следов, поскольку пользователи социальных сетей нередко публично выражают свои настроения, ставят соответствующие хэштеги и пр.

Так, например, в одной из работ на данных Twitter (заблокирован на территории РФ за нарушение ключевых принципов свободного распространения информации и беспрепятственного доступа российских пользователей к российским СМИ на иностранных интернет-платформах) за период в два года было показано, что эмоциональное состояние пользователей этой соцсети зависит от ежедневных колебаний температуры, осадков и глубины снега. В ходе другого исследования, включавшего анализ 3,5 млрд постов в Facebook (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией в России) выяснилось, что низкие и высокие температуры, осадки, более узкие диапазоны дневных температур, облачность и влажность связаны с ухудшением самочувствия пользователей. А ещё одно недавнее исследование более одного миллиарда твитов, проведённое в США, зафиксировало последовательное и статистически значимое снижение выражаемых настроений как из-за жары, так и из-за холода.

В России научные работы по изучению взаимосвязи настроения и погоды были в основном сосредоточены в рамках одного региона и имели ограниченную выборку до 1000 человек, а на основе цифровых следов не проводилось вообще. Сергей Сметанин решил восполнить этот пробел.

Как изучали?

Для анализа использовались данные социальной сети «Одноклассники». Предыдущие исследования в основном опирались на платформы, подобные Twitter, отмечает Сергей Сметанин. Однако в российском контексте использовать эту социальную сеть сложно — она не настолько популярна среди россиян, да и открытые базы данных содержат мало твитов с геотегами на русском языке.

«Одноклассники» (далее ОК) были выбраны, как поясняет исследователь, поскольку это одна из самых крупных социальных сетей в России. При этом она достаточно демократична, поскольку её используют люди разных возрастов, в том числе пользователи с низким уровнем владения цифровыми технологиями.

Необходимые данные были получены из базы ОК Data Science Lab. Всего было проанализировано 2,76 млн постов от 1,31 млн уникальных пользователей из семи росссийских городов: Москвы, Екатеринбурга, Краснодара, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Самары, Ростова-на-Дону. Исследуемый период — с марта 2019 по март 2021 года (два года).

Тональность полученных постов классифицировалась с помощью специальной модели машинного обучения RuRoBERTA-Large-RuSentiment. Посты были разделены на пять категорий: позитивные, нейтральные, негативные, речевой акт (приветствие, поздравление и т.п.) и пропуск (смешанные или сложные в интерпретаци).

Данные о погоде были получены через Меteostat — открытую базу, предоставляющую подробную информацию с тысяч метеостанций и мест по всему миру. В итоговый анализ были включены данные о скорости ветра, разнице средней температуры по сравнению с предыдущим днем и изменении температуры в течение суток. На заключительном этапе с помощью регрессионного анализа была изучена взаимосвязь между эмоциональными категориями постов и погодными условиями.

Что получили?

Результаты показали, что российские пользователи соцсети ОК демонстрируют более позитивное настроение, когда за окном дует лёгкий ветерок, а максимальная дневная температура находится в диапазоне от +20 °С до +25 °С и без сильных колебаний в течение суток.

Этот вывод очень близок к результатам зарубежных исследований. В них, правда, показано, что положительные выражения настроения снижаются после +30°C, что не соотносится с отечественными данными. В текущем исследовании подобных связей не обнаружено, но в используемой выборке и дней со средней температурой выше +25 также было очень мало, поясняет Сергей Сметанин.

Также россиянам больше нравится, когда скорость ветра варьируется от 5 до 11 км/ч, но не от 11 до 19 км/ч. Это, как отмечает Сергей Сметанин, согласуется с данными предыдущих зарубежных исследований. Все остальные показатели скорости ветра не продемонстрировали статистически значимой связи с настроением.

Что касается разницы между максимальной и минимальной дневной температурой, то разница в диапазоне от +15 до +20 °C оказалась отрицательно связанной с выражением позитивных настроений. Иными словами, у россиян при таких колебаниях не очень хорошее эмоциональное состояние. При этом базовый интервал температур — нулевая точка для сравнения составляла от 0°С (0 °C < TTR ≤ 5 °C).

Связи настроения с диапазонами ниже +15–20 °C не было обнаружено. Логично ожидать, что при более низких диапазонах температур должны усиливаться негативные настроения. Может быть несколько причин, объясняющих отсутствие подобных связей. «Во-первых, в ОК позитивных постов гораздо больше, чем негативных, поэтому возможно просто не набралось достаточно данных о связи погоды с «плохим» настроением за анализируемый период. Во-вторых, некоторые погодные условия встречаются реже, чем другие (например, штормового ветра в России мало), поэтому по некоторым погодным условиям также могло быть просто недостаточно данных для статистически значимых результатов. В-третьих, в моем предыдущем исследовании я сравнивал выражение негативных эмоций в ОК с опросными индексами ВЦИОМа, и не нашёл какой-то статистически значимой связи», — поясняет Сергей Сметанин.

В целом результаты свидетельствуют о том, что люди предпочитают постепенное, а не резкое изменение температуры. Эти данные не полностью согласуются с предыдущими исследованиями. Например, в одном из них показано, что диапазоны дневной температуры, превышающие +15 °C связаны со значительным увеличением положительных эмоций. А в другом исследовании вообще не обнаружилось существенного влияния диапазона дневных температур на настроение.

Между тем пользователи ОК выражают более позитивный настрой, если среднесуточная температура значительно повысилась по сравнению с предыдущим днем —  на 20–25 °С.  «То есть, если вдруг теплеет на 20 градусов, например, вчера было -5, а сегодня +15, то увеличивается доля постов с положительным сентиментом», — комментирует исследователь. Этот вывод тоже не полностью согласуется с предыдущими исследованиями, в которых показано, что люди, как правило, некомфортно себя чувствуют при резких перепадах температуры между сутками.

Сергей Сметанин уточняет, что выявленное несоответствие с существующими данными ожидаемо и согласуется с множеством результатов, полученных в этой области исследований. Характер связи настроения и погоды может зависеть от климата, экономических и социальных условий, индивидуальных различий, а также сезонности.

Для чего это нужно?

Российские регионы отличаются достаточно разнообразным климатом. Имеющиеся результаты зарубежных работ не могут дать представление о специфике влияния погоды на эмоциональное состояние россиян. Понимание масштабов этих взаимосвязей может иметь важное значение для социологических, психологических и медицинских исследований, отмечает автор.

Влияние погодных условий на настроение людей кажется очевидным, тем не менее исследования, изучающие такую взаимосвязь, часто показывают противоречивые результаты. За последнее десятилетие благодаря распространению социальных сетей и развитию методов автоматической обработки текстов стало возможным изучить взаимосвязи между погодой и настроением пользователей в интернете. Очевидно, что бизнесу важно знать и учитывать поведение потребителей в контексте внешних факторов для формирования специальных предложений и акций.

Михаил Комаров
Научный руководитель проекта, профессор департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

В то же время новая работа имеет свои ограничения. Так, например, необходимо провести дальнейшие исследования для повышения психометрической достоверности показателей настроения, полученных с помощью автоматического анализа цифровых следов. Кроме того, могут быть расхождения в показателях погоды, полученной через Meteostat и той, что реально испытывают пользователи. Также связь погоды и настроения может зависеть от текущих социальных и экономических условий. В связи с этим необходимо продолжение исследований в данном направлении.
IQ
 

Автор исследования:
Сергей Сметанин, аспирант департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
Автор текста:Селина Марина Владимировна,13 февраля, 2023 г.