Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Стоять до последнего

Стоять до последнего

«Российский бизнес обладает высочайшим уровнем адаптации почти к любым экономическим невзгодам», — утверждают в Центре конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по итогам опроса* руководителей около 4,7 тысяч отечественных промышленных предприятий. Опрос, проведённый Росстатом в декабре 2022-го, показал настроения предпринимателей под занавес трудного года. Выводы ЦКИ на основе этих данных IQ.HSE вписал в десять тезисов.

2022 год промышленность закончила с основными показателями на уровне «далеко не самого статистически плохого» 2021 года

Динамика производства, сбыта продукции, трудовых и финансовых ресурсов предприятий в начале года находилась на пике, весной пошла на спад, летом начала восстанавливаться. Для сравнения: средний уровень загрузки мощностей в сегменте добычи в мае 2022 года снизился до 56,4% (тогда это был минимум за весь период наблюдений), к декабрю подрос до 57,5%. «Обработка» в декабре 2022-го была загружена на 60,3%, не пробив «ковидный» антирекорд–2020 (59%) и оставшись на уровне декабря 2021 года. Перейти в «гладкий тренд» в основном помогли перестройка путей реализации продукции, поставок сырья/оборудования, экстренные меры Правительства и ЦБ России и выносливость бизнеса.

С точки зрения реакции на катаклизмы и умения приспосабливаться к ним российские предприниматели — «самые предприимчивые в мире»

«Анализ итогов опросов, проводимых в большинстве стран ОЭСР по единой с российской методологии, показывает, что даже в разы меньшие проблемы на многих промышленных предприятиях этих стран могли бы просто вывести часть предприятий с рынка или заставили бы поменять вид деятельности на менее рискованный и более ликвидный. Наши предприниматели “стоят до последнего”, придумывая различные легитимные и полулегитимные управленческие схемы ведения бизнеса», — отмечают эксперты ЦКИ. Подобная сноровка, по их словам, «выработалась в результате нахождения в постоянном регуляторном кастинге, когда “правила игры” зачастую меняются во время самой “игры”».

На предприятиях повышали цены и наращивали кадры

После заметного снижения в мае–августе и стабильности в сентябре–ноябре, в декабре темпы инфляции в обрабатывающей промышленности ускорились. О подорожании своей продукции заявил почти каждый пятый опрошенный, снизили цены лишь 4%. Полагать, что в ближайшие три-четыре месяца инфляция разгонится, предприниматели повода не дают. Но зато «разгоняют» динамику трудовых ресурсов: в декабре на заводах возобновился рост численности занятых. При этом нехватка квалифицированных рабочих остается нерешенной задачей для каждого четвертого (26%) руководителя в обрабатывающей отрасли и для каждого пятого (19%) — в добывающей.

Сложнее всего пришлось высокотехнологичным компаниям, «основательно встроенным в коммуникацию с западными странами»

Дело даже не в санкциях, а в уходе из России ряда мировых фирм. Из-за этого глубоко просело транспортное машиностроение, особенно автопром и сложная электроника. «Не совсем понятно, — заключают в Центре конъюнктурных исследований, — чем закончится перепад предпринимательских настроений и разнонаправленная динамика основных показателей в химическом производстве и фармацевтике. В то же время, гораздо меньший стресс испытывали производители “простых” товаров в обрабатывающей промышленности».

Неопределенность экономической обстановки — главное, что мешало росту

Адаптировался к ней отечественный бизнес всегда труднее, чем к другим сдерживающим факторам — недостатку спроса, финансов, изношенности оборудования и проч. В декабре прошлого года главным тормозом развития экономическую неопределенность назвали почти две трети (61%) руководителей обрабатывающих предприятий (в декабре коронакризисного 2020-го — 55%). В добыче таких набралось меньше — 42%, в сопоставлении с тем же декабрем-2020 их доля даже чуть сократилась.

Положение в добывающем сегменте в 2022 году было лучше, чем в обработке, но с осени позитива в оценках заметно убавилось

Ситуация объяснима и «связана с неминуемым в текущем году сокращением добычи нефти и производства нефтепродуктов из-за западного эмбарго», говорят в ЦКИ. Проблемы у добывающей промышленности также возникнут в связи с уходом «Газпрома» с европейского рынка газа и «возможным ростом налогообложения на рентоориентированный бизнес». «Понятно, что выпадающие объёмы производства и доходы будут компенсироваться на восточных рынках и внутри страны, но результативность этих сложных маневров предсказать пока весьма затруднительно», — размышляют исследователи.

Санкционная нагрузка увела настроения промышленного бизнеса резко вниз, однако рекордного падения не случилось

Тревожнее всего предпринимателям было в марте–апреле, причём беспокоил чаще не сегодняшний день, а неизвестность на ближайшие месяцы. С мая–июня начались качели от улучшения к стагнации в условиях «перестроений логистики поставок оборудования и комплектующих». В итоге — оценка в целом удовлетворительная, ожидается, что годовой Индекс промышленного производства будет примерно равен 2021 году.

Деловой климат в реальном секторе экономики оказался благоприятнее, чем в потребительском и среди населения

Индекс потребительской уверенности населения в IV квартале снизился. Представители торговли и сервиса, по данным Росстата, оценивали деловой климат в своих отраслях гораздо хуже, чем руководители промышленных и строительных организаций. Транспорту по итогам года обещают «небольшую просадку», сельскому хозяйству — завершение «экономического “ралли” в положительной зоне».

Разговоры о переходе промышленности от восстановления к развитию преждевременны

Сохраняется экономическая неопределённость, «не совсем ясно, как поведёт себя в текущем году добывающая промышленность», как изменится рынок труда, не известны дальнейшее направление и активность западных санкций. Аналитикам не очень понятно, насколько растянется и во что отечественным производителям обойдётся «процедура замещения критического технологического импорта».

Отдельная проблема — невозможность предсказать поведение мировой экономики

Многие развитые страны сейчас стоят на грани рецессии. Как часть экономического цикла умеренное замедление темпов роста вопросов не вызывает, но пугает потенциальным охватом. «Одновременные совокупные рецессии в ряде государств, — поясняют в ЦКИ, — могут перевести глобальную экономику на границе 2023–2024 годов в фазу мирового финансово-экономического кризиса, наподобие 2008–2009 годов, а это гарантированный экономический спад в странах с большой долей сырьевых ресурсов в своем экспорте из-за моментального обрушения сырьевых цен».
IQ
 

* Конъюнктурный опрос руководителей крупных и средних промышленных предприятий из 82 регионов России. Проводится ежемесячно Росстатом. Позволяет увидеть реакцию предпринимательского сообщества на изменение основных показателей деятельности обследуемых организаций и оценить общее состояние делового климата в отрасли. Выборка репрезентативна по отраслевому признаку и различным группам предприятий по численности занятых.

Автор текста:Салтанова Светлана Васильевна,31 января, 2023 г.