В условиях, когда из России в 2022 году уехало около 100 тысяч IT-специалистов, а кадровый голод в отрасли достигает 1 млн человек, важно понимать, как айтишников готовят в высших учебных заведениях страны. Доцент Департамента программной инженерии факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Алиса Меликян одной из первых изучила вопрос на основе массовой статистики. О некоторых результатах исследования, охватившего 611 вузов и 467 филиалов, — в материале IQ.HSE.
Исследование Алисы Меликян «Подготовка IT-специалистов в российских вузах: статистический анализ»:
выборка: 611 вузов (86% от всех вузов страны) и 467 филиалов (85% от всех филиалов), включенных в Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования;
период: 2015/2016, 2017/2018 и 2019/2020 учебные годы;
изучены: вовлечённость высшей школы в реализацию образовательных программ по IT, численность, доля, прирост студентов и связь с этими показателями результативности вузов;
новизна: работа основана на статистическом и эконометрическом анализе, подобного по данной теме практически нет.
О направлениях, относящихся к четырём укрупненным группам специальностей: «Компьютерные и информационные науки», «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность» и «Электроника, радиотехника и системы связи».
Хотя бы по одной из групп специальностей — половина (331) вузов и треть (153) филиалов выборки. Однако масштаб подготовки оставляет желать лучшего — часто в них нет «IT-факультетов, научных и образовательных подразделений, специализирующихся в области информационных технологий», а количество IT-студентов среди обучающихся ограничивается несколькими десятками. Почти в каждом четвёртом вузе такие профессии ежегодно осваивают менее 100 студентов (приведённого контингента). Учебных заведений, где этот показатель превышает 1 тысячу, всего 68 из 331.
Их единицы. В 2019/2020 учебном году только в девяти вузах доля обучающихся в этой сфере превышала 60%, а больше 80% было всего в трёх: Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики (92,2%), Московском техническом университете связи и информатики (89,2), Поволжском государственном университете телекоммуникаций и информатики (83,9%).
Источник: А. Меликян. Подготовка IT-специалистов в российских вузах: статистический анализ // Вопросы статистики, Т. 29, № 6, 2022
Среди восьми федеральных округов на первом месте Центральный: в 2019/2020 учебном году 34,1% обучающихся, 22% из которых «забирала» Москва. На втором Приволжский — 18,8%. На третьем Северо-Западный — 13,9% с долей Санкт-Петербурга 12%. На последнем — 2,8% –-- Северо-Кавказский.
Из четырёх укрупненных групп лидирует «Информатика и вычислительная техника». По её специальностям в 2019/2020 учебном году занималось 58% студентов, работали 97% вузов и 95% филиалов, готовящих кадры для отрасли. В отстающих — «Компьютерные и информационные науки»: около 8% студентов, 27% вузов и 5% филиалов. Обучение по всем четырём группам предлагают 46 из 331 вуза, то есть примерно каждый седьмой.
В 2019/2020 учебном году было 252,3 тыс. студентов (приведённого контингента). В основном в университетах Центральной России — почти 86 тыс., Приволжья — 47,4 тыс. и Сибири — 33,7 тысячи.
Источник: А. Меликян. Подготовка IT-специалистов в российских вузах: статистический анализ // Вопросы статистики, Т. 29, № 6, 2022
Общий прирост с 2015/2016 к 2019/2020 учебному году — 31%, максимальный абсолютный прирост среди 68 вузов, где «айтишников» больше всего (от 1 тыс.) — в Российском технологическом университете (МИРЭА). За период с 2017/2018 учебного года максимумом отличился Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.
«Только в трёх вузах за два года относительный прирост численности приведённого контингента студентов по IT-специальностям превысил 50%», — отмечается в исследовании. Если в ближайшее время ситуация не изменится, то «достижимость двукратного увеличения численности учащихся к 2024 году будет маловероятной», заключает Алиса Меликян. В 2024-м, согласно федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики», вузовских бюджетных мест по программам IT и математическим специальностям должно быть 120 тыс. против 60 тыс. в 2020-м.
Там, где их численность, доля и прирост больше, моложе преподавательский состав. Быстрое развитие цифрового мира требует держать руку на пульсе — «регулярно обновлять программы дисциплин и осваивать новые технологические решения», поэтому для организации и проведения занятий нередко «привлекаются аспиранты и преподаватели, недавно получившие дипломы о высшем образовании».
Да, но дело не в возрасте. Занятия по IT часто проводят профессионалы, работающие в компаниях. Они в первую очередь практики, и этим ценны для вуза. Причём преподавание не единственная форма сотрудничества учебных заведений с отраслевыми экспертами — существуют попечительские советы с участием представителей компаний, в том числе для организации студенческих стажировок.
Она отрицательная. « IT-специальности в России пользуется спросом у иностранных абитуриентов, но не относятся к самым востребованным направлениям обучения».
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!