Чем различаются авторитетный и авторитарный стили воспитания? Как поддерживают детей семьи с разными доходами? Сколько существует оттенков родительской вовлечённости и как в научной повестке дня благополучие детей потеснило школьные достижения? Ответы на эти вопросы и другие вы найдёте в гиде по главным концептам исследований родительства, составленном учёными Института образования НИУ ВШЭ. О важнейших из них простым языком читайте в новой картотеке от IQ.HSE.
Публикация в рамках совместного спецпроекта IQ.HSE и Стратегического проекта «Неравенство» Института образования НИУ ВШЭ.
В русском языке родительство — это и социальный статус, формирующийся с появлением ребёнка (материнство, отцовство), и набор функций, связанных с его воспитанием. В английском же языке для этого есть два термина — parenthood (motherhood, fatherhood) и parenting. Но независимо от оттенков смысла, родительство — важный элемент идентичности человека, влияющий на его жизнь.
В социокультурном плане родительство также сложный феномен, включающий практики и смыслы, ассоциированные с детством, заботой, обучением, развитием, отношениями в семье, родительскими обязанностями. «Родительство» попадает в один кластер с такими понятиями как «стиль воспитания», «контроль», «родительская привязанность» и прочими основными «дескрипторами» детско-родительских отношений.
Да, это понятие охватывает родительский контроль, знание родителей о детях, уровень доверия между ними, удовлетворенность общением. Качество детско-родительских отношений отражается не только на развитии ребёнка — оно влияет на человека всю жизнь.
Ключевое проявление этих отношений — родительская привязанность. В теории английского психоаналитика Джона Боулби, она биологически обусловлена, отвечает за эмоциональную связь между матерью и ребёнком и нужна малышу для выживания.
В развитие этой теории исследователи описали четыре типа привязанности (от надёжной безопасной до дезорганизованной). Все они проявляются в детско-родительском взаимодействии (parent-child interaction). Оно крайне значимо для социализации человека и во многом определяет его ценности, поведение, построение отношений и карьеру.
Это целенаправленные формы поведения, помогающие решать родительские задачи, а также спонтанные реакции, например, выражение эмоций. Иными словами, это сочетание родительских установок по отношению к ребёнку, создающее определенный эмоциональный климат.
Стиль воспитания (parenting style) — понятие универсальное. Сторонники разных теорий использовали схожие конструкты: принятие/отвержение, эмоциональное тепло/враждебность, вовлечённость/отстранённость и пр.
В 1966 году была предложена теоретическая модель, интегрировавшая эмоции и поведенческие процессы. Автор модели, психолог Диана Баумринд (США), поставила во главу угла родительский контроль. Она описала три его типа — с разной конфигурацией требовательности, теплоты и т.д. Авторитетный стиль сочетает требовательность к ребёнку с заботой, теплотой и поощрением самостоятельности. Авторитарный стиль — требовательность, отстранённость, недоверчивость к ребёнку. Дозволяющий стиль — снисходительность и отзывчивость к чувствам ребёнка.
В развитие этой теории исследователи в 1983 году взяли за основу два параметра — требовательность и отзывчивость — и описали четыре стиля:
Авторитетный (высокие отзывчивость и требовательность).
Авторитарный (низкая отзывчивость, большая требовательность).
Дозволяющий (высокая отзывчивость, низкая требовательность).
Пренебрегающий (низкие отзывчивость и требовательность).
По данным исследований, авторитетное родительство позитивно влияет на успехи, самостоятельность и самооценку ребёнка, но не во всех контекстах. В семьях с разным этнокультурным бэкграундом возможны разные эффекты стилей родительства. Не случайно сейчас оценка родительских стилей стала более дифференцированной.
Это наблюдаемые действия матери или отца, используемые для социализации ребёнка. Они актуализируются в контексте конкретных сфер родительства. Например, в сфере контроля обсуждают родительское знание (parental knowledge) о том, где и с кем находится ребёнок, родительский мониторинг (parental monitoring), включающий наблюдение за детской активностью и дружескими связями, а также родительский контроль как таковой. Причём различают два вида контроля: поведенческий (регламентация детского поведения через правила) и психологический — воздействие на чувства ребёнка.
Для благополучной социальной адаптации ребёнку необходима родительская поддержка ( parental support ) — выражение привязанности, принятия и любви (похвала, объятия и пр.). Отдельно отметим родительскую поддержку автономии: поощрение инициативы ребёнка.
Да, ведь на новых этапах к семье присоединяется другой актор — школа. Поэтому на первый план выходит родительская вовлечённость в школьную жизнь, участие семьи в образовании. Речь о том, какой вклад родители вносят в успехи детей.
Во второй половине ХХ века возрос интерес к типологизации родительского поведения в отношении детей, в том числе благодаря известному докладу (1966) американского социолога, исследователя неравенства Джеймса Коулмана. Он показал, что достижения детей во многом связаны с социально-экономическим статусом (уровнем образования и доходов) родителей и их отношением к школе.
В те годы во многих странах шла борьба за успеваемость, и семьи учащихся стали рассматриваться как партнёры педагогов, способные помочь детям в учёбе. Активизировались исследования по стимулированию вовлечённости родителей в школьную жизнь.
Точно. Под родительской вовлечённостью (parental involvement) понимается весь комплекс отношений семьи с процессом, средой, субъектами образования и академического развития детей, а также их убеждения об образовательных возможностях, мотивация и пр. Американский эксперт Джойс Эпштейн, например, предложила типологию родительской вовлечённости, включающую воспитание детей, коммуникацию «школа – семья», волонтёрство в классе, на школьных мероприятиях, обучение дома, принятие решений о школьных процессах, а также поддержку местного сообщества.
В ряде работ описаны распространённые модели вовлечённости родителей в зависимости от их восприятия педагогов (от защитной до партнёрской). Позитивное родительское отношение к школе способствует успешности ребёнка. Важно, что родители стали полноправными участниками образовательных отношений. Этот феномен иллюстрируется конструктом родительская погруженность (parental engagement).
Концепт родительская погруженность (parental engagement) чаще используется в контексте образовательных политик (домашнего обучения, семейного образования) и предполагает особую осведомлённость родителей. Если родительская вовлечённость (parental involvement) фокусируется на активностях на территории школы (участии в мероприятиях), то погруженность — на детской учёбе дома, в школе и в сообществе с учётом культурных различий, это эмоциональная и осознанная причастность к образовательному процессу.
По данным американского социолога Аннетт Ларо и её последователей, значимыми являются ряд характеристик семьи. Родители с низким уровнем образования меньше участвуют в учебе детей. Богатые семьи чаще лично общаются с учителями, а малообеспеченные родители стараются помочь детям дома, считая, что школа отвечает за обучение, а семья — за эмоциональную поддержку ребёнка.
На родительской вовлеченности сказываются убеждения (parental beliefs): представления о том, какие качества и навыки должно развивать воспитание, каковы цели социализации ребенка. Эти установки влияют и на детей.
Да. Родительский стресс (parental stress) возникает, когда воспринимаемые требования к воспитанию превышают ресурсы родителя. Высокий уровень родительского стресса может негативно сказаться на ребёнке, особенно если мать и/или отец плохо контролируют свои эмоции. Длительные переживания усиливают хаотичность семейной среды, вызывают тревожность и понижают самооценку у детей.
Стресс порой провоцируют индивидуальные особенности ребёнка и уровень достатка в семье. Эти факторы могут иметь кумулятивный эффект: выходцы из бедных семей с одним родителем оказываются в условиях неравенства по когнитивным и эмоциональным характеристикам в сравнении с более благополучными сверстниками и тяжело проходят социальную адаптацию.
С его помощью можно увидеть, какие понятия переосмысляются, какие паттерны родительского поведения появляются. Жизнь семей меняется — за ней следуют и научные труды. Например происходит усиление интереса к тому, как семья и школа вкупе содействуют благополучию ребёнка. Также сейчас внимание исследователей привлекли вопросы инклюзивности, равных возможностей, профессионализации родительства.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!