Люди неравны уже с рождения: социальный статус и культурный бэкграунд семьи предопределяет большую часть жизни каждого человека — в том числе и выбор школы, университета, а затем и профессии. Чтобы разобраться, как устроено неравенство в российском и зарубежном образовании, IQ.HSE попросил Тамару Кусимову, аналитика Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ, и Киру Легут, приглашённого специалиста Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, посоветовать книги и статьи. Их рекомендации мы собрали в этом списке литературы.
Публикация в рамках совместного спецпроекта IQ.HSE и Стратегического проекта «Неравенство» Института образования НИУ ВШЭ.
Coming Up Short: Working-class Adulthood in an Age of Uncertainty (Oxford University Press, 2015)
Silva J.M.
Американский рабочий класс стремительно меняется: на смену работягам в потёртом дениме и с банкой пива в руке приходят неуверенные в своём будущем молодые люди, которые с трудом создают семью и не могут себе позволить приобрести собственное жильё. Новый рабочий класс занимается не тяжелым физическим трудом, а изматывающей работой в сфере услуг.
Книга является коллекцией историй 100 представителей американского рабочего класса в возрасте от 24 до 34 лет. Совмещая академический подход и доступный стиль изложения, автор проливает свет на перемены в американском обществе. Так, культ превозмогания остаётся в прошлом: новый рабочий класс вырос на шоу Опры Уинфри и не готов делать вид, что их жизнь прекрасна, несмотря ни на что, напротив, все испытания, которые им удалось пройти (проблемы в семье, аддикции, ментальные болезни), имеют первостепенное значение в формировании их идентичности.
Новые проблемы требуют новых решений. Кто сможет помочь новому рабочему классу — государство, социальные движения, профсоюзы? В книге представлена попытка разобраться в этом непростом вопросе.
Unequal Childhoods: Class, Race, and Family Life (Berkeley: University of California Press, 2014)
Lareau A.
Понятие культурного капитала стало невероятно популярным в академической среде за последние несколько лет, в особенности в контексте изучения неравенства. Аннетт Ларо наглядно показывает, какие знания, воспитательные практики, навыки и бюрократические аспекты включены в понятие культурного капитала и насколько сильно культурное неравенство усиливает неравенство экономическое. Она анализирует жизнь детей 9-10 лет из двух школ в Вирджинии: неблагополучной, притягивающей детей из бедных районов, и благополучной, где большинство учеников растут в белых семьях среднего класса.
Исследование Ларо показывает, что дети двух социальных страт сталкиваются с разными проблемами. Ребята из среднего класса избалованы, но переутомлены. В семьях рабочего класса жизнь детей более расслаблена, но сопряжена с постоянными финансовыми трудностями. В то время как в фокусе исследователей обычно находится расовое неравенство, Ларо акцентирует внимание читателей на профессиональном и экономическом неравенстве и его влиянии на дальнейшие жизненные траектории детей. Истории школьников, собранные в книге, наглядно демонстрируют, как неравенство буквально переходит по наследству.
Getting Respect: Responding to Stigma and Discrimination in the United States, Brazil, and Israel (Princeton University Press, 2016)
Lamont M. et al.
Изучая расизм, исследователи предлагают новый взгляд на причины дискриминации и способы борьбы с ней. В основу исследования легли 400 интервью с представителями среднего и рабочего класса Нью-Йорка, Рио-де-Жанейро и Тель-Авива. Авторы сравнивают, как выражается расизм в трёх странах и какие стратегии выбирают жертвы, чтобы бороться с ним.
В то время как большинство исследований расизма анализируют его с позиции этноса и расы, акцентируя внимание на предубеждениях и дискриминации, Ламонт и соавторы предлагают расширить подход и включить в него понятия стигмы и признания, а также рассматривать индивидуальный опыт расизма наравне с коллективным.
Книга представляет новый поворот в обсуждении расовой идентичности, а также концептуализирует саму человеческую потребность в признании и достойном обращении.
Pedigree: How Elite Students Get Elite Jobs (Princeton Oxford: Princeton University Press, 2016)
Rivera L.A.
Монография дает читателю возможности заглянуть в закулисье элитных американских юридических, консалтинговых и банковских фирм и выяснить, кто на самом деле получает топовые управленческие должности, кому в них отказывают и почему система работает так, а не иначе. Лорен Ривера совмещает собственные наблюдения за практиками трудоустройства в самых престижных компаниях США, а также глубинные интервью с участниками этого процесса.
Сочетание двух методов исследования помогает проследить, как на всех этапах процесса найма предпочтение отдаётся кандидатам из более привилегированных семей. Основу отбора составляют представления рекрутеров о таланте, которые, как оказалось, тесно связаны с социальным классом. Таким образом, основным фактором приёма на работу становятся маркеры принадлежности к социальному классу, а не сами навыки, которыми обладает кандидат.
Learning to Labor: How Working-Class Kids Get Working-Class Jobs (New York: Columbia University Press, 2017)
Willis P.
Знаковая работа в области исследований неравенства, в которой Пол Уиллис показывает влияние образования на воспроизводство социальной иерархии. В центре внимания исследователя — дружба старшеклассников из рабочего класса в английском промышленном городке в Уэст-Мидлендсе. Школьники, объединившись, восстали против правил и ценностей школы, создав собственную культуру оппозиции. Как утверждает Уиллис, этот опыт подготовил их к взрослой жизни в рабочем классе, где им ещё не раз предстоит испытать на себе подчинённое положение — и восстать против него. В рамках своего этнографического исследования автор показывает, как сопротивление не просто проверяет на прочность социальный порядок, но и формирует его. Впервые опубликованная полвека назад, книга по-прежнему представляет большой интерес для исследователей неравенства и регулярно переиздается.
Privilege: The Making of an Adolescent Elite at St. Paul’s School (Princeton, NJ: Princeton University Press, 2012)
Khan S.R.
Выпускник элитной американской школы, Шамус Хан возвращается в альма-матер спустя 10 лет, чтобы проанализировать, что изменилось в кузнице американской элиты. В то время как ученики школы остаются обладателями широкого спектра привилегий, мир, в который они попадают после выпускного, стал более разнообразным и демократичным, а потому учащиеся стараются быть более гибкими и добиваться успеха не только с помощью семейных связей и принадлежности к высокой культуре: социальные иерархии представляются для них лестницами, по которым им предстоит взбираться к успеху.
Книга — результат обширного этнографического исследования, включающего наблюдения автора, а также интервью с учениками и сотрудниками школы. Теоретической рамкой послужила теория социального капитала Пьера Бурдьё.
Paying for the Party: How College Maintains Inequality (Harvard University Press, 2015)
Armstrong, E.A., Hamilton, L.T.
Две девушки, жившие вместе в студенческом общежитии, рефлексируют свой опыт обучения в крупном государственном университете с позиций своих разных жизненных траекторий после выпускного. Интервью, собранные в течение пяти лет, дают читателю возможность полностью погрузиться в студенческую среду университета и найти ответ на вопрос: почему выпускники одного и того же вуза по-разному преуспевают в жизни?
Авторы фокусируются на женских историях и приходят к выводу, что фактором успеха выпускниц становится соответствие их индивидуальных характеристик (например, школьного бэкграунда) организационным характеристикам университета. Армстронг и Гамильтон наглядно показывают, как университетская среда воспроизводит неравенство. Однако важно воспринимать это исследование как своего рода кейс-стади, которое не может быть экстраполировано на все учебные заведения.
(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство (Москва, Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019)
Под редакцией М. Карноя, Г.С. Лариной, В.М. Маркиной
Несмотря на то, что школьное образование в России является бесплатным, школа по-прежнему остается местом воспроизводства социального неравенства. В книге коллектива Института образования НИУ ВШЭ используются результаты лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии» (ТрОП). На основе уникальных данных авторы рассматривают жизнь современной российской школы под разными углами и ищут ответ на вопрос: «Для чего работают школы и почему одни справляются со своими задачами лучше других?».
Результатом обучения в средней школе становится первое серьёзное решение, которое принимает подросток: продолжать ли учёбу в старших классах и затем идти в вуз или поступать в колледж. Авторы книги предпринимают попытку проследить, какие факторы школьной жизни влияют на выбор старшеклассника.
Трагедия неравенства: Расчеловечивая «тотального человека». Социологическое обозрение, 2020. Т. 19, №3.
Куракин Д.Ю.
Вопреки обыденному представлению, перераспределение материальных ресурсов не является эффективным способом борьбы с неравенством. Социальная иерархия включает не только экономическое положение людей, но и их культурные паттерны, эмоциональные механизмы, логику рассуждений, горизонт стремлений. Чтобы дополнить представление о неравенстве и расширить перспективу исследований в этой области, Дмитрий Куракин предлагает дополнить картину распределения ещё одним ключевым измерением неравенства — социальным признанием. В своей статье он рассматривает механизмы формирования признания, достоинства и идентичности людей и социальных групп, а также анализирует, как они связаны с размышлениями людей, которые определяют их поступки и стремления.
Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи. Журнал исследований социальной политики, 2019. Т. 17, № 4.
Хавенсон Т.Е, Чиркина Т.А.
Что определяет выбор девятиклассника остаться в школе или пойти в колледж? Авторы статьи доказывают, что успеваемость не является решающим фактором этого выбора. На основе данных лонгитюда НИУ ВШЭ «Траектории в образовании и профессии» (ТрОП) исследователи показывают, что на сам характер выбора, перед которым встают старшеклассники, влияет социально-экономическое положение их семей, различие в достатке и статусе. Это положение включает не только материальные ресурсы, которые родители готовы вложить в образование ребенка, но и культурные установки, определяющие место образования в иерархии семейных приоритетов.
Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании. Вопросы образования , 2017, №3.
Бессуднов А.Р., Куракин Д.Ю., Малик В.М.
Массовизация высшего образования в России совпадает с общеевропейским трендом, но эту ступень образования, по мнению учёных, по-прежнему нельзя назвать общедоступной для всех россиян. Напротив, сфера высшего образования является платформой для воспроизводства гендерного, материального и культурного неравенства. На основе данных лонгитюда «Траектории в образовании и профессии» (ТрОП) исследователи НИУ ВШЭ анализируют, что влияет на выбор профессиональной траектории старшеклассниками и как эти факторы связаны с неравенством семей школьников.
«Обречены на успех»: продвигающая сила школы, роль семьи и неравенство на пути олимпиадников в университет. Вопросы образования , 2022, № 3.
Черненко С.Е., Романенко К.Р.
Успешное участие в олимпиадах из перечня, утвержденного Министерством образования РФ, может дать школьникам значительное преимущество при поступлении в университет и даже возможность быть зачисленным на бюджетное место без сдачи ЕГЭ. Спецификой такого способа поступления является особый формат олимпиадных заданий и необходимость последовательной подготовки. По этой причине участие во Всероссийской олимпиаде школьников (ВсОШ) представляется в статье как самостоятельная образовательная траектория, а главным предметом исследования являются механизмы вовлечения школьников в олимпиадное движение — явление, почти не изученное.
На основе интервью со студентами из разных регионов России, поступившими в вузы благодаря успехам во ВсОШ, авторы устанавливают, что побуждает школьников участвовать в олимпиадах помимо перспективы получить преимущество при поступлении в университет. Среди факторов, усиливающих мотивацию школьников, исследователи анализируют роль школы, олимпиадного сообщества, а также влияние семьи на выбор школьника. В работе также проанализированы барьеры, ограничивающие возможности участия определённых категорий школьников в олимпиадах, — неравенство доступа к информации и поддержке.
‘Choosing the lesser of evils’: cultural narrative and career decision-making in post-Soviet Russia. Journal of Youth Studies, 2022
Minina E., Pavlenko E.
В центре внимания статьи — концепция «корочки», восприятие диплома о высшем образовании как обязательного атрибута успешного человека. Анализируя эту установку сквозь призму культурной социологии, авторы показывают, что она не даёт выпускникам новых возможностей, а, наоборот, ограничивает их личный выбор карьерной траектории и рефлексию. На примере ЕГЭ статья показывает, как неолиберальные образовательные институты под влиянием культурного нарратива становятся советскими по своей сути.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!