Многие российские университеты достойно выполняют свою третью миссию — содействуют социально-экономическому развитию регионов. Однако сам её концепт пока не устоялся: вузы сильно различаются по своей специфике и задачам. И всё же общий знаменатель очевиден: третья миссия высшей школы ассоциируется с социальной, некоммерческой деятельностью, что отличает российские университеты от многих зарубежных. Это подтверждает и исследование сотрудников Института образования НИУ ВШЭ, основные тезисы и результаты из которого IQ.HSE объясняет на карточках.
В российском понимании — работа вузов на благо общества. Образование и наука — не единственные миссии университетов. Вузы намного шире участвуют в жизни города, региона, страны. И прежде всего — вносят вклад в развитие территорий. По сути, университеты работают для широкой аудитории, причём в самых разных проектах. В НИУ ВШЭ, например, третья миссия включает социальные и экологические проекты, трансфер знаний и технологий, помощь в развитии регионов, популяризацию науки, вклад в развитие образования, работу со школьниками и старшим поколением и пр.
В принципе идея общественного служения университетов существует в России со времен появления в ней первых высших учебных заведений. И сейчас она особенно актуальна. Однако в других странах третью миссию вузов могут понимать иначе.
Да, зарубежные исследования показали, что универсальной модели третьей миссии вузов не существует. Даже в пределах одной страны учебные заведения сильно различаются по профилям, приоритетам, числу студентов и пр. Так что определения третьей миссии варьируются в разных контекстах. Тем не менее, общемировой тренд в том, что университеты расширяют свои задачи.
Безусловно! Коммерческая деятельность вуза предполагает партнёрство с предприятиями, консалтинг, патентование результатов своих исследований и разработок, создание стартапов и пр. В этом случае третья миссия — это прежде всего приращение доходов университета. Чаще всего этот подход наблюдается среди зарубежных университетов.
А вот для российских важнее некоммерческая деятельность. В неё входит участие вузов в развитии местного сообщества и региона с помощью разнообразных инициатив: образовательных, социальных, волонтёрских, экологических.
Вузы США — пионеры коммерциализации прикладных исследований. Они первыми начали сотрудничать с промышленностью и передавать результаты своих исследований в неакадемическую среду. Университеты, демонстрирующие деловую активность, стали называть предпринимательскими (entrepreneurial), а потом — новыми флагманскими (new flagship).
Это явление связано с тем, что американские университеты, в отличие от европейских и российских, изначально финансировались из частных фондов, и идея получения прибыли была для них крайне актуальна. «Академический капитализм» — так назвали данную систему конвертирования научных разработок в товар.
Тенденция к коммерциализации распространилась и в вузах других стран. Так, исследование третьей миссии университетов в Швеции показало, как вузы, в которых активно развивается бизнес и патентование научных разработок, постепенно становятся «предпринимательскими». В этом же направлении движутся и учебные заведения Великобритании.
Например, в Чехии, Норвегии и Финляндии. В этих странах третья миссия университетов, в основном, заключается во взаимодействии с регионом и местными жителями. Правда, в норвежских университетах происходит смещение акцента со вклада в региональное развитие — на превосходство вузов на глобальном образовательном рынке. В немецких университетах третья миссия понимается как содействие экономическому развитию вуза и региона и как трансфер технологий.
Они служат драйверами социально-экономического развития территорий. Так было ещё в советскую эпоху. Третья миссия тогда понималась и как служение местному сообществу — в частности, в виде активизации студенческого добровольчества, помощи в решении социальных проблем населения. Таких примеров много: от участия студентов в освоении целины до стройотрядов. В 1990-х годах вузы интенсивно сотрудничали с городскими властями и промышленностью, что стимулировало развитие территорий и усиливало роль университетов в регионах.
Сейчас третья миссия вузов поддерживается в России на государственном уровне. Подчеркивается её социальный посыл — взаимодействие университетов с обществом, а также «вовлечение в дела региона и страны». В то же время, по данным исследований, университеты нечасто занимаются экспертизой. Она редко обозначена в качестве их приоритета.
Чтобы выяснить это, в 2021 году на базе НИУ ВШЭ было проведено исследование. Университет активно реализует третью миссию: осуществлены 180 подобных проектов, проведены почти 1300 мероприятий, инициированы исследования по теме.
В исследовании были организованы фокус-группы с сотрудниками и учащимися НИУ ВШЭ (в совокупности 74 респондента). Среди работников (25 человек) часть занимала административные должности (руководители лабораторий и центров, сотрудники, отвечающие за документацию и пр.), а часть представляла профессорско-преподавательский состав. Объём студенческой выборки — 49 человек.
Онлайн-дискуссии с учащимися проводились в мессенджере Telegram , а с сотрудниками — на платформе для качественных исследований MakesSense . Респонденты отвечали на вопросы об их отношении к третьей миссии, стимулах и барьерах вовлечения в такие проекты и пр. Полученные данные изучались с помощью контент-анализа. Он показал, что университетское сообщество выделяет четыре функции третьей миссии: социальную (её сочли основной 53% опрошенных), образовательную (таковую отметили 31% респондентов), репутационную (11%) и коммерческую (5%).
Сотрудники и студенты НИУ ВШЭ говорят прежде всего о социальном посыле третьей миссии. Здесь и развитие местных сообществ, и формирование мировоззрения и ценностей студентов, и распространение знаний. Иными словами — работа университета на пользу обществу.
Часть респондентов видела в третьей миссии возможности для профессионального развития, а также показатель успешности университета. При этом о коммерческой составляющей почти не говорили. Это показательно, поскольку третья миссия в отечественном университетском сообществе не интерпретируется в терминах «академического предпринимательства». Такая деятельность — скорее, побочный продукт повышения престижа университета. Зато, постоянно участвуя в жизни общества, университеты увеличивают доверие к себе.
Большинство информантов считают, что третья миссия вуза — это прежде всего вклад в развитие города и местного сообщества. Сотрудник, директор центра, поясняет: «Воплощение в жизнь понятия “Общество и служение ему”».
Другой информант, заведующий центром, выделяет «возможности поддержки и развития некоммерческого сектора, благотворительности и добровольчества, а также социального предпринимательства <...> с вовлечением студентов и преподавателей в эту новую, социальную, экономику». Он добавляет, что вуз должен влиять на «развитие жизни на территориях — от локаций кампусов до каждого места, откуда приезжают студенты <...>». Учащаяся бакалавриата рассказывает: «<...>Вышка дала возможность студентам попробовать свои силы в том, чтобы сделать город лучше».
Социальная функция, по словам информантов, предполагает и трансляцию важных ценностей. Студентка говорит: «<...>Третья миссия Вышки — это <...> показывать, что её студенты и сотрудники могут делать на благо других в свободное от учёбы, работы и исследований время. Это про открытость, внимание и жизненные ценности <...>».
Обычно речь шла о просветительских инициативах. Информант-доцент подчёркивает, что целевая аудитория вуза — не только студенты, очевидно «большое разнообразие проектов для школьников». Подобная деятельность подразумевает популяризацию высшего образования и «повышение профессиональной компетенции учителей».
Информанты также упоминали о многочисленных дискуссионных площадках, организованных НИУ ВШЭ для широкой аудитории. Один из самых ярких проектов — «Университет, открытый городу». Высшая школа экономики «зовёт на просветительские, образовательные проекты жителей города, которые не причастны к университету», замечает директор центра.
Информанты-учащиеся говорили о личностном и профессиональном развитии студентов, формировании у них чувства принадлежности к университету. Учащаяся бакалавриата поясняет: «Университет — это не просто место с партами и профессорами, это центр студенческой жизни».
Репутационная функция третьей миссии — повышение престижа вуза в России и за рубежом. Подразумевается создание положительного образа университета, укрепление его бренда. Информант-доцент считает, что это направление «сделает вуз узнаваемым и привлекательным с точки зрения не только обучения, но и реализации некоммерческих проектов».
В рамках коммерческой функции создаются популяризаторские продукты для внешней аудитории, что формирует благоприятную среду для привлечения новых заказчиков. Одновременно вузы становятся центрами экспертизы. Информант-магистрант подчеркивает, что нужно «обеспечить трансфер экспертных знаний в сторону других акторов — государства и бизнеса, в первую очередь, для выработки лучших практик». Это часть экономики знаний, и «университеты, которые эти знания аккумулируют, <...> должны находить им практическое применение». Вышка как один из лучших российских вузов «имеет возможность сыграть в этом процессе ведущую роль».
В целом, коммерческий фокус третьей миссии — далеко не основной для российских учебных заведений, в частности, потому, что они финансируются государством. В то же время, российские учёные считают, что «предпринимательские университеты могут стать важным элементом индустриальных кластеров» и тем самым стимулировать развитие регионов.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!