Ситуация: Современные родители вовлечены в студенческую жизнь своих детей гораздо больше, чем предыдущие поколения. Порой они напрямую вмешиваются в образовательный процесс и пытаются сами решить все проблемы. Но полезно ли это для учащихся?
На деле: Всё зависит от того, как именно семья участвует в образовании студента. Гиперопека может ухудшить его успеваемость, поскольку снижает уровень ответственности за учебу. Зато внимание родителей к результатам экзаменов оказалось важным — оно стимулирует стремление к достижениям.
Учёные факультета Социально-экономических и компьютерных наук НИУ ВШЭ в Перми Ольга Котомина и Александра Сажина изучили влияние родительской вовлечённости на академические успехи студентов вузов. Выяснилось, что интерес семьи к итоговым оценкам учащихся заметно способствует успеваемости. Оценки говорят об основных образовательных результатах, и родительское неравнодушие к ним мотивирует студентов учиться лучше.
В то же время, важно не переусердствовать с контролем. Внимание родителей к изучаемым предметам и отслеживание выполнения домашних заданий действуют на учёбу отрицательно. Полное погружение семьи в образование сковывает студента, мешает ему развивать самостоятельность и ответственность за достижения в университете.
Статья Ольги Котоминой и Александры Сажиной опубликована в научном журнале «Отечественная и зарубежная педагогика».
На успеваемость студентов вузов влияет масса факторов, от индивидуальных — способностей, мотивации к учёбе, опыта обучения в школе, соответствия выбранного профиля интересам, — до семейного бэкграунда. Так, родительская вовлеченность в учёбу в университете тоже значима. Однако она менее изучена, чем участие родителей в школьном образовании.
Многие исследователи отмечают, что родительское внимание к учёбе в школе идёт на пользу детям. В то же время, эффективность тех или иных способов участия семьи в образовательном процессе меняется по мере взросления подростков.
В случае со студентами университетов есть данные, что родительская вовлечённость помогает формированию уверенных в себе и целеустремлённых людей. Семьи оказывали учащимся психологическую поддержку, а это влияло и на результаты обучения. Доверительные отношения с родителями, их искренняя заинтересованность в достижениях детей также способствовали академическим успехам.
Исследование в четырёх странах (двух западных — США и Германии и двух восточных — Республике Корея и Гонконге) выявило любопытные нюансы родительской поддержки. Студенты из азиатских стран чаще получали от родителей практическую и финансовую помощь, зато в эмоциональной поддержке не было найдено национальных различий. Выяснилось, что дочерей и младших детей в семье поддерживали больше, матери оказывали больше помощи, чем отцы (кроме финансовой), а работающие родители обеспечивали больше денежной поддержки, но меньше практической и эмоциональной.
По данным исследований, родители девушек более заинтересованы в их успеваемости, особенно если социально-экономическое положение семьи позволяет оказывать разностороннюю помощь. Богатые родители использовали всевозможные ресурсы, чтобы поддержать дочерей в академическом, социальном и карьерном плане.
Впрочем, относительно участия обеспеченных семей в образовании детей есть и другие данные. Одно из исследований показало, что вовлечённость таких родителей была ниже, чем вовлечённость менее «ресурсных» семей. Вероятно, родители с высоким достатком делегировали часть своей помощи репетиторам. В любом случае, доход родителей заметно сказывался на успеваемости учащихся.
В работе использовалась база данных панельного лонгитюда ВШЭ «Траектории в образовании и профессии». Учёные провели опрос среди студентов, поступившие в НИУ ВШЭ — Пермь в 2017 году на программы по бизнес-информатике, менеджменту, программной инженерии и экономике. Проект реализовывался в течение четырёх лет учебы студентов в бакалавриате и включал шесть волн опроса. За время исследования было проведено 206 наблюдений.
В третью волну опроса (первый семестр второго курса) исследователи добавили блок вопросов о родительской вовлечённости в образование студентов. Респондентам предложили оценить 16 утверждений об участии семьи в процессе обучения по шкале от одного до пяти (1 — совсем не согласен, 5 — полностью согласен). Среди утверждений были, например, следующие: «Мои родители помогали мне с выбором вуза», «Мои родители интересуются событиями в вузе (посещают сайт университета)...», «Мои родители следят за моими текущими оценками...», «Мои родители интересуются моими итоговыми оценками» (на зачетах и экзаменах) и пр.
Влияние родительской вовлечённости на достижения студентов оценивалось с помощью регрессионного анализа. Зависимой переменной был средний балл — среднее арифметическое оценок по всем дисциплинам, изученным на первом курсе (в университете 10-балльная система оценивания). Независимые переменные — ответы по 16 утверждениям, которые были перекодированы в бинарные переменные: 1 — практически или полностью согласен с утверждением, 0 — остальные ответы.
В модель также были включены пол, место проживания (отдельно или вместе с родителями), материальное положение семьи (категории от «иногда не хватает денег на необходимые продукты питания» до «можем позволить себе дорогостоящий отпуск и покупку автомобиля»), образование отца и матери.
Согласно описательной статистике, студенты второго курса пермского кампуса НИУ ВШЭ имеют средний балл выше семи, то есть «хорошо» по десятибалльной шкале. Они, как правило, живут с родителями, имеющими высшее образование, в семьях с достатком выше среднего.
Сначала учёные проанализировали реакцию респондентов на утверждения о родительском участии в вузовском образовании. Выяснилось, что семьи студентов активно участвуют в учебном процессе.
53% опрошенных ответили, что родители интересуются, какие предметы изучаются в университете.
84% респондентов сообщили, что в семье проявляют интерес к получаемым оценкам.
«Дисциплинарным» вопросам — посещаемости и выполнению домашних заданий — родители уделяют меньше внимания (21% и 7% соответственно). Они, скорее, сосредоточены на содержании и результатах образования и дают студентам возможность проявить ответственность в текущих вопросах обучения.
38% респондентов нравится делиться с семьей полученными знаниями, а 51% студентов нравится рассказывать дома о своей университетской жизни в целом.
У 68% опрошенных родители поддерживают учебные интересы.
Для 72% учащихся семья стимулирует карьерные интересы.
У 22% респондентов родители следят за событиями в вузе на сайте и в социальных сетях.
Лишь у 5% опрошенных семьи обсуждают обучение не только со своими детьми, но и с учебным офисом (обращаются в деканат и пр.).
Авторы исследования приводят результаты регрессионного анализа семейных факторов, сказывающихся на успехах студентов.
Переменная «Интерес родителей к получаемым студентами итоговым оценкам» оказывает сильное положительное влияние на успеваемость (коэффициент 0,866). Иными словами, внимание семьи к результатам зачётов и экзаменов способствует росту стремления хорошо учиться.
А вот интерес родителей к изучаемым предметам и контроль выполнения домашних заданий, напротив, негативно сказываются на успеваемости (коэффициенты –0,557 и –0,604 соответственно). Избыточное внимание к учёбе детей в университете может блокировать их самостоятельность. Другое возможное объяснение этого феномена — чрезмерный контроль демонстрируют те матери и отцы, чьи дети успевают хуже и тем самым провоцируют гиперопеку. Отличники же не нуждаются в том, чтобы их постоянно «курировали» родители.
Кроме того, учёные выяснили, что на успеваемость студентов влияет уровень образования матери. Наличие у неё диплома вуза увеличивает для её ребенка вероятность высоких результатов. Матери с высшим образованием понимают важность обучения в университете и настраивают на это своих детей. А вот влияние уровня образования отца оказалось незначимым: отцы в целом меньше вовлечены в образование детей.
Материальный статус семьи, согласно результатам исследования, влияет отрицательно на успеваемость — чем выше доходы родителей, тем ниже результаты у детей. Это может быть связано с тем, что учащимся из обеспеченных семей, в силу благоприятных стартовых условий, нужно прилагать меньше усилий, чтобы добиться престижной работы и высоких доходов. Студенты из менее состоятельных семей стараются учиться лучше, поскольку диплом с хорошими оценками даст им возможность социального лифта.
Любопытно, что, по данным предыдущего исследования, — в применении к школьникам — обеспеченность семьи действовала на учёбу положительно. Высокий доход родителей предоставлял детям доступ к различным образовательным ресурсам — дополнительным занятиям, репетиторам и пр. Иными словами, при поступлении в университет влияние материального статуса семьи на успеваемость учащегося меняется.
Оказалось также, что девушки в целом учатся лучше, чем юноши.
Результаты исследования могут быть полезны студентам, их семьям и администрации университетов. Они особенно актуальны для тех родителей, которые склонны излишне опекать взрослеющих детей и ограничивать для них возможности самостоятельных решений.
Следует учесть, что в целом родительская вовлечённость значима для результатов учащихся. Однако обучение в университете сопряжено для студентов с поиском баланса между независимостью и привязанностью к родителям. Взаимоотношения с семьёй несколько меняются, что, впрочем, отнюдь не означает, что из них исчезают доверительность и эмоциональный контакт.
В дальнейших исследованиях учёные планируют расширить выборку респондентов и опросить студентов разных университетов. Они также изучат факторы, воздействующие на родительскую вовлечённость.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!