Игра присутствует в повседневной жизни взрослых и детей не только в виде развлечения, проведения досуга, обучения, но и с целью получения потенциального дохода. Однако играя в разные игры, люди не всегда задумываются об их природе и смыслах. Любая игра — в том числе детская — имеет свою экономическую суть. С помощью работы учёных из НИУ ВШЭ и Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова — Александры Галановой и Владимира Галанова IQ.HSE разбирает, что такое игра с позиции экономики и рыночных смыслов, какое отношение к игре имеет наука, и каким образом рынок научился извлекать регулярный доход за счёт игры неработающих потребителей.
Это деятельность человека, противоположная его трудовой деятельности в процессе воспроизводства материальных благ. Во время игры не создаются новые материальные ценности: ни средства производства, ни предметы потребления. В материальной деятельности обязательно имеется конкретная цель, которую требуется достичь, например, построить дом или произвести трактор. Никакого другого результата в этом случае не должно быть. В игре результат может быть разным, поскольку он либо частично, либо совсем не зависит от участника игры (игрока) — и заранее не известен.
Получается, что некоторые виды деятельности, которые формально игрой не считаются, в какой-то степени несут её характеристики? Например, наука? Ведь результат научной деятельности обычно заранее не известен.
Фундаментальная наука действительно является особым типом человеческой деятельности с позиции её результата. Она не относится ни к материальной деятельности, ни к игре, так как её результат неизвестен «абсолютно». Результат фундаментальной науки — открытие. Таким образом, выражаясь философским языком, наука обеспечивает переход от незнания к знанию, порождает новое знание.
В производстве вещи результат единственен, в игре — результат есть один из возможных и известных вариантов, а результат фундаментальной науки исходно вообще неизвестен, так как есть то, о чём вообще ничего не известно, или в каком-то случае было лишь догадкой (фантазией, предположением). В этом свете прикладная наука, или практическое использование достижений фундаментальной науки, есть и материальное производство, и своего рода игровая деятельность. Результаты прикладной науки могут сильно отличаться от исходной цели. Поэтому прикладную науку можно называть «играми разума».
Существует пять основных аспектов:
игра как деятельность, результатом которой является выигрыш, верное угадывание события, результата;
игра как определённого типа «интеллектуальная» деятельность — игра на музыкальных инструментах (игра как музыкальное исполнение), игра в бильярд, шахматы, спортивные игры, или игра как исполнение какой-то роли в театре, в жизни;
игра как метод (способ) обучения, тренинга;
игра как способ обогащения в случае получения денег в качестве выигрыша, включая игру на бирже, в казино и т. п.;
игра как развлечение, отдых (обычно характерно для взрослых) или как забава и баловство (обычно применительно к поведению детей).
Да, к ним относятся:
повторяемость (неоднократность) игры;
переживаемость («нервность») в течение игры. Игра в своей основе опирается на человеческие чувства (эмоции) от успеха или проигрыша. Но игра может быть связана и с пристрастием к ней, что превращает игру в страсть, поэтому она может нести и разного рода психический и иной вред своему участнику (игроку);
организация игры основывается на том или ином стимулировании вовлеченности человека в игру;
результат игры может иметь самостоятельное значение или быть связан с денежным (материальным) поощрением.
Нельзя не признать, что уже в детском возрасте игра уже не просто игра, но и «работа» ребёнка, часто имитирующая в каких-то аспектах его будущую взрослую деятельность. Именно поэтому детская игра есть одна из важнейших форм осознанного или неосознанного обучения подрастающего поколения основам их будущей взрослой жизни. По мере перехода ребёнка из детского сада в школу и из школы, например, в вуз роль игры как формы обучения относительно снижается. Но даже любой взрослый человек не перестает играть, хотя и по иным причинам.
В одном случае игра для взрослого становится способом отдыха, переключения на некий приятный процесс. Но часто за такого рода возможность «отдыхать» (играть во что-то) человеку уже приходится платить деньги. В другом случае игра становится одним из способов получения желаемых денежных доходов наряду с заработной платой. Здесь игра есть всегда игра на деньги — независимо от того, что является собственно предметом игры и какой непосредственный вид имеет сам выигрыш, так как его денежная оценка обычно имеет ключевое значение.
Да, игра на деньги — это игра в целях получения возможного денежного выигрыша, некоторой суммы. Впрочем, в жизни имеются и формы существования непосредственно неденежного выигрыша, например, стать победителем в соревновании, занять вакантную должность и т.п. Однако в условиях рынка даже неденежные формы выигрыша так или иначе монетизируются.
Что касается игры за деньги, то в данном случае её можно рассматривать как товар или как платную услугу. Денежный доход от игры получает продавец игры, а её покупатель — чувственный (духовный) эффект от участия или присутствия в игре.
Экономическая суть игры на деньги заключается в перераспределении денежных доходов (или иного имущества) между участниками игры. В экономическом аспекте игра на денежный выигрыш может быть рассмотрена с двух сторон. Во-первых, основой получения выигрыша могут быть любые случайные события. Во-вторых, выигрыш формируется за счёт колебаний рыночных цен и спекуляции на этом.
Первый тип игры относится к сделкам, пари (лотереи, скачки и т. п.), второй — к ежедневной торговле на финансовых рынках. Для них характерна биржевая или иного рода организованная торговля финансовыми активами в целях получения денежного дохода в виде разницы в ценах, или спекулятивная торговля. К основным видам спекулятивных финансовых рынков относятся: фондовый рынок, валютный рынок, рынок производных финансовых инструментов (срочный рынок).
Общее условие спекулятивной игры со всеми иными формами существования игры на деньги заключается в том, что часть совокупного игрового денежного фонда передается организатору игры в качестве оплаты его услуг. В этом случае возникает интересная особенность игры на деньги, которая заключается в том, что организатор игры имеет «выигрыш», то есть денежный доход, который зависит не от результатов игры, а от характера самого процесса игры, например, чем больше играют в игру, тем выше его доходы. Именно из этого и вытекает важность маркетинга со стороны организаторов любого финансового рынка.
Технически (организационно) рыночная игра не очень отличается от других игр, в которых игрок сам принимает участие, как, например, в игре в карты. Это видно из следующих моментов: а) «общий» выигрыш задаётся правилами конкретной игры и есть результат комбинации ограниченного числа вариантов; б) частный (личный) выигрыш (проигрыш) связан и с действиями («стратегией») самого игрока, и со случайным раскладом ситуации, а размер выигрыша (проигрыша) лимитирован правилами игры и размером игрового денежного фонда.
Однако рыночная игра технически полностью отличается от видов игр, в которых участник игры не участвует в самой игре и которые можно назвать «играми-угадайками». Это, например, игры с помощью каких-то вещных предметов (в кости, в очко, в наперсток и др.). В этом случае число возможных игровых событий обычно невелико, но «абсолютно» случайно в том смысле, что результат не зависит от самого игрока.
Да, игры, называемые «лотерея», «тотализатор», игровой автомат, есть особая разновидность «игры-угадайки», но с тем отличием, что в этом случае существенно не соблюдается правило теоретического равенства суммы вложенных средств (сумма возможного убытка) и суммы выигрыша. Участник игры делает ставку на одно из возможных событий (комбинаций) из множества других событий (комбинаций), но общая сумма всех частных выигрышей заранее ограничивается организатором игры и обычно не превышает заданного предела. Например, в лотереях на выигрыши обычно используется не более 50% суммы собранных организатором, или вложенных игроками, денег.
Игра за деньги — это покупка игры как реальной или виртуальной вещи или как зрелища. В этом случае «игрой» называется товар или платная услуга, то есть специфический предмет купли-продажи в виде игры во что-то, но это не есть игра на что-то.
Развитие современной игры за деньги происходит из-за быстрой эволюции игровых онлайн-платформ и вообще всей электронной (цифровой) игровой индустрии, основанной на стриминговом вещании. Стриминговый сервис обычно объединяет функции музыкальной, видео и игровой платформ. В целом масштабы электронной игровой индустрии намного превосходят объёмы продаж «старых» видов игр, поскольку отсутствие прежней материальной оболочки позволяет превращать любую электронную игру в товар, доступный массовому «детскому» покупателю, причём, безотносительно к наличию лично у него необходимой суммы денег. Покупателями становятся те, кто ими реально не могут быть. Превращение «всего» подрастающего поколения в «покупателей» игр способствует развитию игровой интернет-индустрии до прежде невиданных размеров.
В этом ключе можно сказать, что «рынок» придумал, как получать доходы даже от неработающих покупателей. Современная неработающая молодёжь и дети стали особым типом покупателей на особом типе рынка игры за деньги. Тем самым большинство наёмных работников, которые сами обычно не участвуют ни в игре на фондовом (финансовом) рынке, ни в электронных играх, через своих детей всё равно вовлекаются в игровые рыночные отношения.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!