Ситуация: Распространено мнение, что для молодёжи главное в работе — это высокий доход и стремительная карьера. Но так ли прагматичны в действительности новички на рынке труда?
На деле: Для студентов бакалавриата интерес к делу важен не меньше, чем достойная зарплата. Дальше в списке приоритетов — надёжность и соответствие работы полученным знаниям. И лишь на пятом месте — карьерные притязания. Однако конфигурация приоритетов может меняться в зависимости от гендера, возраста, профиля обучения и других факторов.
Масштабное исследование аспиранта кафедры экономической социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Аниты Поплавской на выборке из 5000 студентов бакалавриата из восьми региональных вузов выявило основные трудовые ценности учащихся. В пятерку ведущих вошли высокий заработок и интерес к делу, надёжность работы, её соответствие компетенциям и карьерные перспективы. Далее идут дружный коллектив, гибкий график, трудовая мобильность и соответствие работы мировоззрению. Среди ведущих факторов формирования трудовых предпочтений — гендер, тип проживания (с родителями или в общежитии), курс и профиль обучения, успеваемость, а также работа (по месту учебы или за пределами вуза).
Кроме того, с помощью факторного анализа исследовательница классифицировала трудовые ценности. Получилось семь типов. Два из них — полезность и саморазвитие — отражают внутренние ценности. Остальные пять — материальное вознаграждение и продвижение, надёжность, общение, мобильность и гибкость — это внешние ценности. Статья с итогами работы опубликована в международном научном журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».
Трудовые ценности — это предпочтения человека в работе — отправная точка в построении мотивации и карьеры. Трудовые ценности делятся на внутренние и внешние. Первые связаны с содержанием работы, с удовольствием от неё. А вторые — это выгоды от работы — материальные (зарплата, карьера, социальный пакет) или нематериальные (уважение, защищенность и т. п.).
Трудовые приоритеты влияют на карьеру человека. По данным исследований, они сказываются на выборе профессиональной стези, удовлетворенности работой и профессиональных достижениях. Внутренне мотивированный работник более продуктивен и успешен на рынке труда.
Отдельный вопрос — как обстоит дело с трудовыми ценностями у тех, кто завтра только выйдет на рынок труда? Мониторинг экономики образования 2015 года продемонстрировал, что ключевые для молодежи характеристики рабочего места — достойная оплата (58%) и хороший коллектив (50%). Интересная работа оказалась важна лишь для четверти респондентов. Позиции с высоким уровнем самостоятельности выделила только десятая часть.
Опрос работодателей закономерно выявил иные ожидания. Компании прежде всего присматриваются к личным качествам выпускников вузов. А вот опыт работы, квалификация, успеваемость — скорее, второстепенны.
64% работодателей выделили «личный интерес» к работе как необходимую характеристику молодых сотрудников. Следующие по значимости — умение брать на себя ответственность и навыки командной работы.
Иными словами, работодатели рассчитывают на внутренние трудовые ценности у молодёжи, а она сама, скорее, придерживается внешних ценностей. Для преодоления разрыва нужно понять, как конструируются трудовые предпочтения учащихся. На этом и сконцентрировалась в своё исследовании Анита Поплавская.
Важно было выявить не только вариацию трудовых ценностей среди студентов с определенными характеристиками, но и предикторы («предсказатели») этих ценностей. Анализ зарубежной литературы показал, что такими предикторами служат гендер, возраст, семейный бэкграунд (образование и доходы родителей), направление обучения и опыт работы.
Как возраст и гендер влияют на приоритеты в трудовых ценностях (по материалам зарубежных исследований):
Женщины более склонны выделять внутренние аспекты работы, а мужчины – внешние. При этом под внутренними мотивами понимаются альтруизм и ориентация на общественную пользу (коллективистские ценности). А под внешними мотивами — установки на достижения и высокий заработок. Зато с созданием семьи все отдают должное высокой зарплате и стабильной работе.
С возрастом идёт «сжатие» ценностных ориентиров. Поначалу молодые люди хотят «всего и сразу», а взрослея, придают значимость меньшему числу ценностей. Это связано с самоопределением. Да и трудовые ценности становятся реалистичнее.
В юности люди больше акцентируют внутренние аспекты работы, а с возрастом переключаются на внешние. Это связано с освоением новых социальных ролей (работника, мужа/жены и пр.) и изменениями мотивации.
На развитие трудовых ценностей влияет и семейный контекст. Высокий социальный и культурный статус родителей повышает шансы ориентации детей на содержание труда и саморазвитие.
Предполагается, что если молодой человек или девушка живут с родителями, у них нет острой необходимости зарабатывать, и они больше сосредоточены на содержании работы.
Связь между профилем обучения и формированием трудовых приоритетов проявляется так: гуманитарии больше ценят содержание труда, имеют установку на альтруизм и общественную пользу. Студенты, изучающие прикладные науки, придают важность достижениям, саморазвитию и общественному одобрению. У учащихся естественнонаучных направлений котируются саморазвитие, карьерный рост, престиж и общение с коллегами.
Что касается российской молодежи, то, по данным социологов, её ценности начиная с 1990-х годов рационализируются и индивидуализируются. В сфере труда внутренние приоритеты замещаются материальными притязаниями.
На основе всех этих данных автор статьи сформулировала гипотезы, в том числе:
В исследовании использовались данные онлайн-опроса, проведенного весной 2020 года в рамках «Мониторинга студенческого опыта» консорциума «Доказательная цифровизация для успеха студентов». В опросе участвовали вузы консорциума:
Ярославский государственный технический университет;
Ярославский государственный университет;
Новосибирский государственный технический университет;
Томский политехнический университет;
Ульяновский государственный педагогический университет;
Сибирский федеральный университет и др.
В анкету студентов был включен вопрос о том, что для них важно при выборе работы по окончании вуза. Можно было отметить до пяти пунктов.
Необходимо было выявить мотивационный комплекс респондентов и понять, какие группы придерживаются тех или иных наборов трудовых ценностей. Для определения типичных наборов ценностей использовался факторный анализ. Взаимосвязь характеристик опрошенных и их приверженности типам трудовых ценностей помог выявить регрессионный анализ. Зависимыми были семь переменных, отражающих факторные оценки по каждому из выявленных факторов. Независимые переменные — социодемографические характеристики респондентов (гендер, тип проживания), образование (направление и курс обучения, успеваемость), а также работа в университете или вне его.
В ведущую пятерку ценностей вошли высокая зарплата (63% ответов), личная заинтересованность в работе (61%), надёжность работы (46%), её соответствие знаниям и умениям студента (41%) и перспективы карьерного роста (37%). Вслед за ними идут дружный коллектив (33%). Потом — с отрывом — гибкий график, опции мобильности, соответствие работы мировоззрению и возможность создавать что-то новое.
Источник: исследование А.А. Поплавской
Факторный анализ позволил выделить семь типов ценностей:
Все эти факторы можно разделить на «внутренние» и «внешние». «Полезность» и «саморазвитие» говорят об обосновании работы её внутренним смыслом. «Материальное продвижение» и «надёжность» акцентируют различные типы вознаграждения и социальные гарантии, но не сам труд. «Общение» и «мобильность» свидетельствуют о значимости социального окружения для человека (ближе к внешним ценностям).
Регрессионный позволил сделать целую серию интересных выводов:
Для девушек важно общение на работе. Остальные коллективистские трудовые ценности, вопреки гипотезе, менее значимы, чем для юношей. Инициатива для студенток — тоже не приоритет, в отличие от надёжности работы.
С гибким графиком результаты неожиданные. Считается, что женщины ориентированы на частичную занятость и гибкий режим. Исследование этого не подтвердило. Это может быть связано с тем, что девушки в сравнении с юношами чаще трудятся полный рабочий день, а также, что опрашивались студентки, которые во время обучения могли приоритизировать чёткий график, и лишь потом, создав семью, могли переориентироваться на гибкость.
Студенты, не отделившиеся от родителей, меньше ориентируются на карьерный рост, высокую зарплату и надёжность работы. Видимо, они лучше финансово защищены.
Те же, кто отделился от семьи и живёт в общежитии, выделяют либо общественную пользу труда, либо смену обстановки. Вероятно, многое зависит от особенностей общения со сверстниками.
Чем старше студенты, тем менее значимы для них саморазвитие и восприятие работы как общественного блага. С возрастом выше котируется надёжность позиции.
Будущие инженеры больше ориентированы на индивидуалистические внутренние ценности (саморазвитие). Но они чаще выступают и за интерес к работе (таковы и результаты других исследований). Гуманитарии, как и предполагалось, больше, чем инженеры, готовы работать на пользу общества. Студенты естественнонаучных программ голосуют за трудовую мобильность.
Как и ожидалось, отличники имеют установки на саморазвитие, карьеру и достойную зарплату. А вот гибкий график для них менее значим, что противоречит западным исследованиям. Успешные российские студенты активнее выбирают надёжную работу с определенным графиком и карьерными перспективами.
Занятость в вузе повышает шансы ориентации на внутренние коллективистские трудовые ценности (работа – долг). Труд вне университета стимулирует внутреннюю мотивацию к саморазвитию. По-видимому, студенты, совмещающие учёбу с работой вне вуза, склонны получать навыки на рабочем месте, стремятся приобрести опыт и чаще проявляют инициативу. Но такая занятость не ориентирует на полезность труда.
Исследование помогает выявить основы мотивации новичков на рынке труда. Работодателям нужно иметь представление о том, какие установки формируются у учащихся по поводу будущей работы. «Понимание отличий в трудовых ценностях сегодняшних студентов также важно для выстраивания эффективного диалога с ними со стороны факультетов, повышения вовлеченности в учёбу, а также для модификации учебных программ и образовательного процесса», — подчёркивает Анита Поплавская. В целом представление о трудовых приоритетах студентов разных профилей нужно для мотивирования будущих работников различных отраслей экономики.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!