Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Призраки, полные жизни

Призраки, полные жизни

В южнокорейских сериалах существует целая типология призраков. Обо всех основных типажах, их происхождении, особенностях и поведении рассказала преподаватель департамента медиа НИУ ВШЭ, доцент факультета культурологии РГГУ Александра Тарасова на первом открытом семинаре проекта департамента медиа «Медиакультура Восточной Азии: дискурсы, индустрии, фэндомы».

Согласно традиционным верованиям Южной Кореи, вокруг людей обитает множество не покинувших земной мир духов. Поэтому корейцам часто приходится иметь с ними дело. Так, неошаманизм подразумевает постоянное общение с духами умерших при посредничестве шамана или, чаще, шаманки. А неоконфуцианство требует почитания усопших предков. Традиционные поминальные обряды включают в себя, например, ритуал выставления особым образом подготовленной еды — по сути, кормление духов.

Всё это создаёт благоприятную почву для проникновения призраков в популярную культуру — прежде всего, в южнокорейские сериалы — дорамы. В последнее время они стали популярны не только внутри страны, но и у зрителей во всём мире. Среди жанров, представленных на южнокорейском телевидении, заметное место занимают фэнтези и мистика. В таких сериалах призраки очень часто выступают в качестве центральных или хотя бы эпизодических персонажей.

Полная версия доклада Александры Тарасовы на первом открытом семинаре проекта департамента медиа «Медиакультура Восточной Азии: дискурсы, индустрии, фэндомы».

Призраков в дорамах объединяет то, что они все бестелесны и по преимуществу невидимы для живых людей. В той или иной степени они сохраняют свою личность и индивидуальность. Как правило, у них могут возникать проблемы с памятью. Чаще всего они не помнят момент своей смерти, но иногда полностью забывают, кем были при жизни. У каждого из них свои характерные особенности и разные стадии принятия «призрачности».

Классический призрак

Приведением может быть кто угодно — и взрослый человек, и ребёнок. В сериале «Сказание о кумихо» (режиссёры Кан Син Хё, Чо Нам Хён, 2020) есть две призрачные сестрёнки, напоминающие знаменитых девочек-фантомов из «Сияния» Стэнли Кубрика. Их природу выдаёт деталь — перепутанные разноцветные туфельки.

Когда девочки вступают в разговор с главным героем, они сразу опознают в нём кумихо — лиса-оборотня (хотя на протяжении всего сериала он остаётся в облике человека). При этом они по-детски радуются тому, что увидели настоящего кумихо и покорно выслушивают его нотации. То есть, во многом ведут себя как обычные живые дети. И хотя умерли они совсем недавно, сёстры уже успели обзавестись новой способностью, которая недоступна живым –- распознавать оборотня.

Призраком может быть и животное, в том числе, собака. Впрочем, духи животных появляются в сериалах нечасто.

«Живой» призрак

Другой тип призрака — дух, который отделился от живого человека. Причём произойти это может как по его воле, так и против, после чего бестелесная сущность блуждает как привидение.

Добровольный «живой» призрак. В сериале «Властитель солнца» (режиссер Чин Хёк, 2013) это призрачная дама, которая обосновалась в роскошном отеле. Она посещает там бассейн, сауну, ресторан, сидит в холле с журналом, а когда её пытаются выдворить из номера, в качестве основания своего пребывания показывает подарочный сертификат.

По его реквизитам удаётся установить личность женщины. Недавно она действительно выиграла сертификат и провела несколько дней в шикарном номере этого отеля. Персонал помнит, как она была этому рада. Но сейчас женщину удаётся найти только в больнице. Она находится в коме, и, видимо, сознательно не хочет «воскресать», поскольку жизнь измотала её, а родные отчаянно ругаются, виня друг друга в её загадочной болезни. Призрачное проживание в отеле кажется ей куда более привлекательным по сравнению с реальностью.

Однако в конце концов женщину удаётся уговорить вернуться к семье. А её родные забывают о ссоре, увидев, как мать семейства приходит в себя.

«Живой» призрак поневоле — гораздо более распространенный случай. Обычно это человек в коме, в которой он никак не повинен. Главный герой сериала «Призрачный доктор» (режиссёр Пу Сон Чхоль, 2022) — молодой кардиохирург, после автомобильной аварии пребывающий без чувств. Он бродит по больнице в виде привидения, время от времени вселяясь в одного из ординаторов и спасая пациентов его руками.

Причём в больнице он такой не один. Там обитает постоянная троица сдружившихся между собой призраков. От случая к случаю к ним добавляются пациенты, большинство из которых потом благополучно приходит в себя. Основная компания неплохо проводит время: они едят, смотрят фильмы на телефонах, пьют кофе в кафетерии и даже воруют у уборщицы алкоголь. В какой-то момент к ним присоединяется маленький ребёнок, о котором они трогательно заботятся, хотя необходимость бесконечно играть в прятки их утомляет.

Псевдопризрак

Отдельный интересный случай — псевдопризраки. В сериале «Воспоминание об Альгамбре» (режиссёр Ан Гиль Хо, 2018) сюжет строится вокруг компьютерной игры с дополненной реальностью. В начале сериала главный герой внутри игры побеждает своего соперника и убивает его игрового персонажа. Однако выясняется, что этот человек умирает и в реальности, после чего начинает преследовать героя в виде цифрового призрака, причём и внутри игры, и вне её.

В сериале «Школьная медсестра Ан Ын Ён» (режиссёр Ли Гён Ми, 2020) представлена довольно нестандартная, почти «атеистическая» концепция призрачности. Героиня рассказывает, что обладает способностью видеть «желе» — сгустки человеческих эмоций, нереализованных желаний, сожалений, которые остаются после того, как мир живых покидает умирающий человек. Такое «желе» может оформиться в человекообразного призрака. В прологе сериала героиню во время беседы с детским психологом поддерживает встревоженная мама, но уже в следующей сцене мама сама растечётся лужицей тающего «желе» на глазах у девочки.

Что призраки могут и чего они хотят 

В южнокорейских сериалах уделяется немалое внимание повседневной жизни призраков. Особенно в этом отношении выделяются два сериала 2022 года — «Призрачный доктор» и «С этого момента — время для шоу» (режиссёр Ли Хён Мин).

Призраки, подобно живым людям, реагируют на внешние обстоятельства. У них может кружиться голова, они могут испытывать на себе воздействие отравы, греться на солнце, наслаждаться массажем. Часто они не довольствуются той одеждой, в которой встретили смерть, и регулярно меняют костюмы. Ещё у них есть рост, вес и другие параметры, которые можно измерить.

Призраки не могут съесть материальную еду (они только поглощают её сущность), но способны испытывать удовольствие от кушаний, особенно в хорошей компании. Ведь трапеза не в одиночку, а с кем-то — важный элемент неоконфуцианской культуры. Призраки иногда сохраняют свои прижизненные профессиональные навыки, причём это может касаться и животных, например — полицейской собаки. Также они серьёзно относятся к соблюдению этикета. Например, два духа в «Призрачном докторе» дотошно выясняют, кто из них старше, и как они друг к другу должны обращаться.

Между призраками возможны сложные, иногда ритуальные отношения. Во «Властителе солнца» фигурирует ритуал загробной свадьбы, в котором используются две куклы в свадебных нарядах. Это попытка сочетать браком скончавшихся молодых людей, потому что с конфуцианской точки зрения человек, который умер, не успев вступить в брак, не реализовал себя в полной мере и это мешает ему упокоиться.

Однако возникает проблема — молодой человек никак не одобрит кандидатуру невесты. Выясняется, что он влюблён в живую девушку. Привидения, таким образом, могут сохранять чувства по отношению к тем, кого они любили при жизни.

Кто может видеть призраков

Можно предположить, что видеть призраков могут только шаманки и шаманы. Действительно, иногда такая способность у них есть. Но, как ни странно, это не самый распространённый случай. Чаще видят призраков и способны разговаривать с ними дети и внуки шаманов. Возможно, им помогает отсутствие того «готового» знания, которое «закрывает» сознание профессионалов. С другой стороны, недостаток жизненного опыта иногда не позволяет им понять, что перед ними — призраки. Они могут думать, что это обычные люди.

Также взаимодействовать с призраками нередко оказываются способны люди, побывавшие на грани смерти. Ещё одной причиной духовидения может быть особая связь живого человека с каким-то конкретным духом, иногда возникшая не в этой жизни, а ещё в прошлой.

Быть призраком, чтобы познать себя

Призраки в дорамах обладают индивидуальностью и способностью к отношениям между собой и с живыми людьми. Ближайшая перспектива для призрака — уход в мир иной или реинкарнация, поэтому его пребывание в бестелесном состоянии становится значимым периодом в истории персонажа. Он даёт ему возможность отстраниться от человеческой жизни с её суетой, занятостью, заблуждениями и по-настоящему познать себя, осознать свои подлинные отношения с живыми людьми.

Теперь, когда человеческие дела не мешают, призрак может в полной мере использовать то, что у него есть. Чаще всего это только время, и оно бесконечно — главное преимущество, и главная проблема призрака.
IQ

Автор текста:Правдюк Анна Сергеевна,19 июля, 2022 г.