Ко Дню молодёжи IQ.HSE изучил результаты всероссийского опроса от Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора (ЦИГОиНС) НИУ ВШЭ. Социологов интересовала тема молодых в благотворительности и волонтёрстве. Чем жертвуют ради ближнего и готовы ли на это в принципе? Для тех, у кого молодость ассоциируется лишь с ветром в голове, ответы будут неожиданными.
Опрос в рамках регулярного Мониторинга состояния гражданского общества проходил в декабре 2021 года. Данные собирали методом личного интервью (face-to-face) в беседах с более чем 2 тыс. жителями России в возрасте от 18 лет.
Молодая аудитория исследования — это две возрастные группы: 18–24 и 25–35. Их сравнивали между собой и всех вместе — с более старшими.
Получилось нестереотипно. Например, без фокуса на личном и невнимания к окружающим.
80% опрошенных в возрасте 18–24 лет отнесли себя к людям, готовым объединяться с другими для совместных действий.
Приблизительно столько же — во второй группе. И это больше, чем среди ушедших в зрелость (по закону границы молодости в РФ — от 14 до 35 лет включительно).
У молодёжи сильнее (и в принципе достаточно много) желания заниматься добровольчеством. Тон задают те же 18–24-летние: почти две трети из них не прочь жертвовать личные финансы и время.
Наиболее популярны благотворительные организации. Молодые россияне хотят стать их волонтёрами в два раза чаще, а каждый четвёртый — согласен помогать деньгами. При этом стремящихся работать по сути на себя, то есть в объединениях, отстаивающих интересы и права молодежи, кратно меньше.
Источник: Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ (ЦИГОиНС) НИУ ВШЭ
Возможность стать волонтёром в неформальном молодёжном объединении интересна прежде всего наиболее молодым опрошенным. Среди тех, кому от 18 до 24 лет, такие НКО на седьмом месте по популярности (из 26), тогда как на шестом — различные органы студенческого или школьного самоуправления. А вот после 24 лет интересы несколько меняются: неполитические молодёжные объединения перемещаются на двадцатое место, уступая многим другим НКО — профсоюзам, женским организациям, садовым и дачным товариществам, родительским инициативам, политическим молодёжным объединениям. То есть стремление к защите своих прав и интересов у молодежи, безусловно, присутствует, но со временем трансформируется: совсем молодые россияне чаще готовы объединяться просто по возрастному признаку, а вот более старшим опрошенным важнее конкретные задачи, которые решает организация.
Молодые лучше информированы об НКО и общественных инициативах и доверчивее к ним. Уровень доверия сравнительно невысок — около 50%, но у «взрослых» и того ниже.
По доле занимающихся добровольчеством (27%) молодежь тоже в лидерах. 18–35-летние увереннее считают себя волонтёрами и чаще остальных думают, что волонтёров в них видят и окружающие (родственники, знакомые).
Ответ на вопрос «Вы лично считаете или не считаете себя волонтёром, добровольцем?» (% от опрошенных)
Источник: Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ (ЦИГОиНС) НИУ ВШЭ
В нашей стране разрыв между теми, кто считает себя волонтёром, и теми, кого фактически можно к волонтёрам отнести, довольно велик, и это существенная проблема: такая ситуация говорит о недостаточной развитости культуры добровольчества, о том, что люди не до конца осознают, что это вообще такое — быть волонтёром. Тем не менее, на этих данных мы видим положительную тенденцию: среди молодёжи разрыв минимален, практически нивелирован. Кроме того, у молодых россиян волонтёрская самоидентификация более выражена, выше процент тех, кто в последнее время даже если и не занимался добровольческим трудом, но всё равно готов сказать: да, я считаю себя волонтёром. То есть для них это не ситуативное явление, а часть собственного «я» и, скорее всего, впоследствии такие опрошенные к волонтёрской работе вернутся.
Мерсиянова Ирина Владимировна
Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора
Почти 70% молодых россиян полагают, что добровольчество — реальная сила, способная решать социальные проблемы. Пока, по мнению большинства опрошенных, её вклад не очень велик. Критичнее остальных настроены самые молодые — 18–24 лет. Из них 64% оценили ситуацию на «удовлетворительно» и «плохо».
Исправлять её, вероятно, хотят и могут они сами. Опрос показал их готовность к организованному волонтёрству: каждый четвёртый безвозмездно трудился в составе инициативных групп.
Ответ на вопрос «Когда вы занимались волонтёрством, кто был инициатором и организатором данной помощи?» (% от волонтеров)
Источник: Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ (ЦИГОиНС) НИУ ВШЭ
Период 2020–2021 годов был сложным и для страны в целом, и для самих добровольцев. Интересно, что число молодых волонтёров — как и волонтёров вообще — за это время значительно не изменилось, а вот в общественном сознании определённые сдвиги произошли. Коснулись они, прежде всего, самых молодых россиян, наиболее гибких и чутких к переменам. За год доля опрошенных в возрасте 18–24 лет, испытывающих желание стать волонтёром в некоммерческой организации, выросла с 47% до 61%, а также увеличился процент тех, кто считает себя добровольцами: с 22% до 30%. Вероятно, общественная консолидация во время пандемии и более активное освещение различных добровольческих акций и инициатив в медиа сыграли свою роль. Поэтому важно сейчас поддерживать молодежь в желании помогать другим, чтобы этот временный подъём добровольческого потенциала, во-первых, превратился в устойчивую тенденцию, а во-вторых, перешел в реальный рост волонтёрской активности.
Мерсиянова Ирина Владимировна
Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!
Мерсиянова Ирина Владимировна
Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора