Работающие россияне — основные клиенты ресторанов быстрого питания в стране. Занятые на полной ставке или на двух и более вакансиях посещают такие заведения чаще, но эффективность и польза на стороне корпоративных столовых. Несколько лет назад связь между трудом и фастфудом проследили в Лаборатории экономических исследований общественного сектора (ЛЭИОС) НИУ ВШЭ. Результаты, недавно опубликованные в журнале Economics & Human Biology, по-прежнему востребованы. IQ.HSE объясняет — почему.
Не роскошь, а средство передвижения — это не только про автомобили. Бургеры, пицца, суши, хот-доги, сэндвичи, картофель фри и прочая быстрая еда — норма для современной жизни на высоких скоростях, осознанный выбор вечно занятых и «игла», на которую так легко подсесть.
Меню фастфуда (англ. fast — быстрый и food — пища) многопланово. С одной стороны, «фабричные» полуфабрикаты с химическими пищевыми добавками, с другой — продукты безвредные и даже полезные (овощные, фруктовые блюда, натуральные напитки и проч.).
В массовом сознании небезосновательно перевешивает вред (в экспресс-еде мало витаминов, но много калорий и жиров), а последствия нездорового питания становятся предметом интереса учёных. В том числе, экономистов, которым, казалось бы, не до фастфуда.
Но на самом деле, до него. Как с точки зрения преимуществ: фастфуд — это выигрыш во времени, а время — деньги. Так и с позиций угроз: увлечение подобной пищей ведет к ожирению, ожирение — к экономическим потерям от спровоцированных им избыточных смертей и болезней.
Древний Рим — первое место в мире, где торговали готовой едой, в закусочных-термополиях (от греч. θερμός — тёплый и πωλέω — продавать).
Средневековая Европа (а не США, как принято думать) — родина гамбургера.
Первая автоматизированная точка питания (ресторан-автомат без официантов, очередей и чаевых) появилась в Берлине в 1896 году.
Пять центов стоил гамбургер в первом ресторане фастфуда White Castle («Белый замок»), открытом в 1921 году в Канзасе. Цена не менялась до 1946 года вопреки Великой депрессии, Второй Мировой войне и инфляции.
12 килограммов лишнего веса, испорченная печень, снижение сексуального желания, рост уровня холестерина и съемка ставшего популярным фильма «Двойная порция» — результаты эксперимента американского документалиста Моргана Сперлока, в течение месяца питавшегося исключительно в McDonaldʼs.
«Когда мы, экономисты, смотрим на проблемы питания, мы оцениваем, во сколько обществу обходится то, что люди живут меньше, чем они могли бы, — говорит Людмила Засимова, руководитель Лаборатории экономических исследований общественного сектора (ЛЭИОС) Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. — Смотрим на такой показатель как снижение трудоспособности населения. Человек с избыточным весом менее активный и выносливый, как правило, и трудится с меньшей эффективностью. Это потери для него самого (что видно по разнице в зарплате) и для работодателей, нанимающих малорезультативных сотрудников».
Изредка заглядывать в рестораны фастфуда — не беда, издержки возникают, если походы становятся регулярными, объяснила эксперт на вебинаре онлайн-магистратуры НИУ ВШЭ «Экономический анализ». Как эта регулярность связана с занятостью — один из вопросов новой статьи Людмилы Засимовой в журнале Economics & Human Biology и научной работы Лаборатории на данных опроса 4008 взрослых россиян, проведённого в 2017 году.
Интерес к трудящимся не случаен — быструю еду в России потребляют, как правило, они. Но зачем? Что толкает к перекусам «на бегу» и наоборот — может от них отучить? Выявленные закономерности остаются актуальными. Даже сейчас, после того, как отрасль «переболела» пандемией и перестраивается из-за закрытия зарубежных сетей.
Самым значимым для вероятности и регулярности потребления фастфуда стало место проживания. Лидируют Москва и Санкт-Петербург, по мере уменьшения размера населённого пункта показатели снижаются.
Ничего неожиданного в этом нет. Как и во влиянии грамотного отношения к питанию: внимательные к маркировке товаров (читающие этикетки и изучающие состав продуктов) быстрой едой увлекаются реже.
Удивительно другое — положительная связь потребления и образования. Обычно люди образованные, понимая сомнительную полезность фастфуда, держатся от него подальше, в России — ситуация скорее противоположная — наличие диплома вуза не снижает регулярности потребления.
Дело, должно быть, в эффекте дохода. Поскольку такие блюда у нас не настолько дешёвые и доступные, высокообразованные россияне могут выбирать их чаще из-за своих сравнительно лучших заработков.
Отечественная публика «быстрых» ресторанов не бедная. В основном — условный средний класс, те, кто приобретает товары длительного пользования, но ограничен в покупках дорогих вещей.
«Когда люди оказываются в этой доходной группе, их шансы на фастфуд возрастают, а когда перемещаются в группу богатых (могут позволить себе автомобиль, квартиру, дорогостоящий отпуск), регулярность посещения подобных заведений снижается», — уточняет Людмила Засимова.
Всё это и про работающих тоже. Среди взрослых потребителей быстрой еды их почти 80%. Те, кто трудится больше и полный рабочий день, чаще выбирают фастфуд и реже от него отказываются, чем занятые частично.
Наличие второй работы — не путь к фастфуду в принципе, но если она имеется, и человек в эти рестораны ходит, то ходить будет чаще тех, у кого рабочее место одно. Видимо, в силу большей обеспеченности деньгами и меньшей — временем.
Особенно притягательны точки общепита, расположенные рядом с офисами. Однако конкуренцию с корпоративными столовыми они не выдерживают.
Столовые на работе — удобный доступ к здоровой пище. Если они есть, вероятность регулярного и частого потребления нездоровой уменьшается на более чем 2%.
Вывод — на заметку работодателям, понимающим ценность сотрудников с не подорванным фастфудом здоровьем. И — государству, в интересах и возможностях которого субсидировать или организовывать полноценное горячее питание на предприятиях.
«В основном взрослые проводят на работе б о льшую часть жизни, поэтому учитывать связанные с занятостью характеристики важно для укрепления здоровья и продвижения качественного питания», — отмечает Людмила Засимова.
Это ещё раз подтверждает актуальность результатов исследования. В нынешних обстоятельствах проверку на выживаемость проходят скорее не они, а звучавшие из разных источников прогнозы по рынку.
До пандемийного 2020 года траты россиян в «быстрых» заведениях росли на фоне сокращения расходов на традиционные рестораны. Из-за ковидных ограничений количество заказов фастфуда в 2020 году уменьшилось — по оценкам BusinesStat, до 1,88 млрд против 2,16 млрд в 2019.
Однако совершенствование служб доставки и развитие клиентского сервиса сделало своё дело. Рестораны быстрого обслуживания, по мнению аналитиков, лучше других продавали и доставляли блюда в условиях локдауна.
В итоге падение было меньше, чем могло бы, а в 2021 году количество заказов (2,22 млрд) даже превзошло докоронакризисный 2019-й.
Потребление существенно переместилось в квартиры и офисы. В январе–октябре 2020 года в них увозилось 35% заказов, 2021-го — уже 53%, а за несколько лет (2017–2021) объём доставки в стране увеличился в 2,6 раза: со 161,7 до 417,5 млн заказов.
Наконец, серьёзная цифра в 73,8 миллиона. Такова численность потребителей фастфуда в России. К 2026-му ожидается 78,1 миллиона. Через четыре года — проверим, хотя понятно и без того: недостатка в клиентах у ресторанов быстрого питания нет.
Были бы рестораны. Но и тут бояться дефицита не нужно. Санкционные уходы не отменяют принципа свято место пусто не бывает. Так, заведения покинувшего Россию McDonaldʼs с 12 июня начали открываться под брендом «Вкусно и — точка». До конца июня новые владельцы одной из крупнейших (850 предприятий) сетей фастфуда в РФ обещают «реанимацию» около 200 ресторанов в столичном регионе, а дальше — до 100 еженедельно в остальных.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!