Ситуация: Считается, что наличие любимой работы значительно влияет на удовлетворённость жизнью.
На деле: Характер связи между удовлетворённостью работой и жизнью отличается в разных социально-демографических группах.
В НИУ ВШЭ провели глобальное исследование, посвящённое факторам, влияющим на связь удовлетворённости работой и удовлетворённости жизнью. Оно основано на данных Европейского исследования ценностей (European Values Study, EVS) и охватывает 28 653 респондентов. В ходе их подробного анализа старший научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) им. Рональда Франклина Инглхарта Наталья Соболева выяснила, что удовлетворённость работой имеет разное влияние на удовлетворённость жизнью в разных социальных группах. И опосредуют это влияние, в первую очередь, социально-демографические характеристики, такие, как пол, возраст, уровень образования, семейный статус, а также религиозность и тип занятости. Так, например, для мужчин удовлетворённость работой до сих пор вносит более весомый вклад в удовлетворённость жизнью, чем для женщин. А наличие или отсутствие детей на эту связь не влияет. Значение имеет брачный статус — среди женатых, замужних связь слабее. Кроме этого, удовлетворённость работой в меньшей степени влияет на удовлетворённость жизнью у религиозных людей и молодежи. Статья с результатами работы опубликована
Многочисленные научные исследования подтверждают, что работа — один из важных факторов субъективного благополучия и удовлетворённости жизнью. Люди проводят в работе много времени и нередко находят в ней жизненные смыслы.
Есть три теоретических объяснения связи удовлетворённости жизнью и работой. Это гипотезы:
«перелива» (spill-over hypothesis),
сегментации (segmentation hypothesis),
компенсации (compensation hypothesis).
Согласно гипотезе «перелива», установки и практики, имеющие место в жизненной сфере человека в целом, перетекают в сферу труда и наоборот. Сторонники гипотезы сегментации считают, что удовлетворённость работой и удовлетворённость жизнью вообще не связаны. А в соответствии с концепцией компенсации, низкий уровень удовлетворённости в одной сфере может быть компенсирован высоким уровнем удовлетворённости в другой.
Метаанализ подтверждает верность гипотезы «перелива» — то есть, если человек удовлетворён жизнью в целом, то это влияет на удовлетворённость и его работой, и наоборот.
Тем не менее работа играет неодинаковые роли для разных групп людей. Существует очень мало исследований, посвящённых вопросу — насколько значима удовлетворённость работой для удовлетворённости жизнью в целом среди разных групп населения. Поэтому в ЛССИ проанализировали роль социально-демографических характеристик, религиозности, а также социально-экономических факторов.
Помимо этого в фокусе внимания оказалась и роль трудовых ценностей — внутренних и внешних. К внутренним ценностям относятся интерес к деятельности, желание сделать в процессе работы что-то полезное для общества, автономность в работе и т.д. Внешние ценности состоят из таких аспектов, как уровень заработной платы, гарантии занятости, карьера и т.п.
Исследование основано на данных Европейского исследования ценностей (European Values Study, EVS) за 2008-2009 годы. Анализом охвачено 28 653 наблюдений из 45 стран. Выборка ограничена занятыми и самозанятыми респондентами. Автор поясняет, что в исследовании используются данные волны EVS 2008-2009 годов, потому что следующая волна — 2017 года — не содержит вопрос об удовлетворённости работой. Тем не менее, как отмечает Наталья Соболева, вклад удовлетворённости работой в удовлетворённость жизнью для разных групп людей за это время не мог значительно изменится.
В качестве зависимой переменной использовался вопрос об удовлетворённости жизнью в целом, в качестве независимой — вопрос об удовлётворенности работой. В обоих случаях применялась десятибалльная шкала. Главный метод анализа — многоуровневое регрессионное моделирование.
В целом подтвердилось, что удовлетворённость работой имеет сильный позитивный эффект на удовлетворённость жизнью. Выяснилось также, что внутренние трудовые ценности повышают удовлетворённость жизнью, в то время как внешние трудовые ценности, наоборот, её снижают. И это соответствует выводам предыдущих исследований, отмечает Наталья Соболева.
Что касается остальных факторов, то оказалось, что у женщин связь удовлетворённости работой и жизнью слабее, чем у мужчин. Похожим образом ситуация обстоит и у людей, состоящих в браке, нежели у холостых и незамужних.
Результаты исследования косвенно подтверждают, что разница в социальных ролях мужчин и женщин до сих пор существует, несмотря на тренды в сторону гендерного равенства, считает исследовательница. Для женщин, которые часто берут на себя основную нагрузку по поддержанию быта и воспитанию детей, работа остаётся в целом менее значимой сферой жизни, чем для мужчин.
Вопреки ожиданиям, связь удовлетворённости работой и жизнью одинакова для людей с детьми и без детей. Здесь, по мнению Натальи Соболевой, нужны дополнительные исследования с учётом факторов количества детей и их возраста.
Ещё выяснилось, что удовлетворённость работой вносит существенно больший вклад в удовлетворённость жизнью для людей 30-49 лет и 50 лет и старше. Это, как отмечает автор, может быть объяснено тем, что среди молодежи работа часто — далеко не главная активность в жизни.
Уровень образования также имеет значение в исследуемой связи. Чем респонденты более образованны, тем больше они удовлетворены работой и жизнью. И это также объяснимо — люди, которые серьёзно вкладываются в свое образование, более склонны придавать большее значение и работе.
Вопреки ожиданиям, не обнаружилась разницы между частично занятыми и респондентами с полным рабочим днём — вероятно, из-за того, что полная занятость достаточно разнообразна, предполагает исследовательница. В то же время самозанятые, по сравнению с наёмными работниками, чувствуют б о льшую удовлетворённость жизнью при наличии высокой удовлетворённости работой. Это, по мнению автора, может быть обусловлено тем, что самозанятые более вовлечены в работу.
Среди религиозных респондентов связь удовлетворённости работой и жизнью ниже. Можно предположить, что значимая роль веры в их жизни снижает значимость работы.
Результаты проведённого анализа имеют практическое значение, отмечает Наталья Соболева. Вместе с удовлетворённостью жизнью, удовлетворённость работой — важный фактор эффективности работника и, как следствие, экономического развития.
Выводы исследования не просто подтверждают то, насколько удовлетворённость работой важна в жизни отдельных людей, но и как влияние этого аспекта может меняться в зависимости от возраста, гендера, образования и других факторов. Политики и работодатели должны учитывать, что важно заботиться о благоприятных условиях труда не только социально уязвимых групп, но и ядра рабочей силы, считает Наталья Соболева.
«В частности, в эпоху пандемии, например, было бы актуально повысить гибкость, связанную со временем и местом работы. Кроме того, следует обратить внимание на категорию самозанятых, так как для них удовлетворённость работой вносит большой вклад в удовлетворённость жизнью», — комментирует Наталья Соболева.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!