Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Студенты из НИУ ВШЭ описали процесс поиска пары на православном сайте знакомств

Студенты из НИУ ВШЭ описали процесс поиска пары на православном сайте знакомств

Сначала коротко

Ситуация: Онлайн-дейтинг или поиск пары через интернет (англ. dating — свидание, знакомство) отсылает к рынку, где есть покупатель, продавец и товар, имеющий свою цену. Стандартные анкеты, отбор по фильтрам, «постоянная калькуляция результативности» действий — и вот уже романтика вправе считаться вещью рациональной — человек приходит «покупать» партнёра и «продавать» в том же качестве себя.

На деле: Но происходит ли так повсеместно, или всё зависит от платформы? Например, когда речь о дейтинг-сайте с религиозной направленностью, где партнёров — по определению раз и на всю жизнь — ищут верующие люди, чьи романтические нормы и ценности не укладываются в маркетинговую логику.

Теперь подробнее

Выбор пары на религиозных сервисах может быть описан через призму рынка как формы интеграции, полагают студенты-исследователи из НИУ ВШЭ и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) Кристина Галицина, Полина Калиновская и Ольга Хворостянова. На вопрос, какие модели больше подходят для этого описания, они ответили, проанализировав интервью с пользователями известного российского православного сайта знакомств. В качестве моделей рассмотрели две: поиск «второй половинки» как поиск на рынке в традиции экономиста Джорджа Акерлофа и как базар в духе антрополога Клиффорда Гирца. Результаты работы опубликованы в электронном журнале «Экономическая социология».

О чём речь?

Джордж Акерлоф — один из лауреатов нобелевской премии по экономике 2001 года за анализ рынков с асимметричной информацией (рынков «лимонов»). Под асимметрией понимается ситуация, когда продавец знает о качестве товара больше, чем покупатель, что приводит к вытеснению хороших товаров плохими.

 

Цитрусовое название появилось из статьи Акерлофа «The Market for “Lemons”: Quality Uncertainty and the Market Mechanism», в которой он проиллюстрировал ситуацию на примере рынка подержанных автомобилей, где есть машины хорошего и плохого качества (последние на американском сленге и называют «лимонами»).

Продавец «лимона» дефекты своего авто знает, но волен скрывать, выдавая товар за добротный. Покупателю эти сведения не доступны, возможности отличать «лимоны» от хороших машин нет. В результате он ориентируется на среднее качество, а все автомобили реализуются по более-менее сходной цене. Это выгодно владельцу плохого автомобиля (можно продать дороже) и не выгодно хозяину хорошего (вынужден продавать дешевле). В итоге качественный продукт «ретируется», а торговцы «лимонами» остаются.

 

На сайтах знакомств проблема та же. Потенциальный брачный партнёр — «товар, полную информацию о котором до его приобретения вряд ли можно получить». По анкетам, фото, фильтрам поиска узнать человека и сделать точный выбор нельзя, особенно когда критерием качества является религиозность.

Но что если недостаток информации вовсе не «вид нежелательных издержек», а точка отсчёта для её поиска, который и есть основное занятие на платформе знакомств?

В этом случае рынок «лимонов» отступает. Начинается базар — экономическая модель, которую Гирц предложил, изучив взаимодействия участников классического восточного базара в Марокко. Главными здесь оказываются торг и клиентелизация (склонность не искать товар по всему рынку, а покупать у одного поставщика, установив с ним продолжительные отношения).

В переводе на дейтинг это означает, что «людей прежде всего интересует совпадение симпатий и последующая переписка». «Поиск растягивается и обретает новые свойства и характеристики, а выбор откладывается до определённого времени», — поясняют исследователи.

Как изучали?

Весной 2021 года было проведено 21 онлайн-интервью с 11 мужчинами и 10 девушками 18–35-лет, пользователями российского православного сайта знакомств. Все они — жители Москвы и ближайшего Подмосковья, не состоявшие в браке и в основном воцерковлённые (участвующие в жизни Церкви). Выбор сайта (по этическим соображениям название скрыто) обусловлен его религиозной направленностью и провозглашаемой им целью — поиск пары непосредственно для создания семьи.

Что получили?

Основные механизмы определения качества на сайте знакомств — анкета и фотографии. С них начинается поиск, и они же сразу ориентируют на то, что речь о специфической платформе.

В поиске избранника воцерковленные пользователи могут обращать внимание на то, как заполнены анкеты других (сама анкета содержит свыше 60 вопросов) с точки зрения православного мировоззрения. Есть, например, пункты, важные для верующих: о духовной жизни, допустимости интима до брака, о наличии предыдущего брака, детей от него, об отношении к венчанию.

Информация, сообщаемая анкетой и фото, не должна быть ложной. Не только потому, что цель знакомства — семья. Попытка приукрасить свои достоинства или подправить внешность с помощью фотошопа — это обман, а обман есть грех.

 

Если сайт — рынок, значит, необходимо привлекать внимание, эффективно саморекламироваться. Однако в православии ценятся смирение и скромное мнение о себе, поэтому не на все вопросы анкеты человек осмелится сказать «да». Как следствие — увеличение неопределенности на «брачном рынке».

Гарантия «качества» — подробно заполненная анкета. Но так поступают не все. Кто-то ни с ней, ни с фото «не заморачивается»:

«Ну, взял, сфотографировался и сделал. Ну, без лишних этих самых… понтов. <…> Я понял как бы <…> что можно запустить какую-то приманку, если есть на что клюнуть, но я этого делать не собираюсь. Всё-таки человеку нужно открываться постепенно» (Максим, 22 года).

К подробностям чаще склонны девушки, к «незаморачиванию» — мужчины. И это уже не просто асимметрия информации, а гендерная асимметрия, когда потенциальные жених и невеста по-разному представляют правила контактов на брачном онлайн-рынке. В результате они не получают нужных данных друг о друге и не способны «“состыковаться” для продолжения общения».

Сложности усиливаются негласным правилом: первыми писать должны мужчины. Девушки чаще ждут и отвечают. Причем не всем, заставляя состязаться за своё внимание.

«На ином ресурсе (условно “светском”) отмечается похожая тенденция: 80% мужчин соревнуются за 20% женщин, которые “готовы взаимодействовать лишь с небольшим количеством наиболее привлекательных мужчин”», — пишут авторы.

В ситуации асимметрии в таком соревновании проигрывают даже лучшие. До них элементарно не доходит очередь: девушка, ждущая от мужчины подробной анкеты и нескольких фото, не ответит тому, кто пренебрегает деталями до личного общения.

Словом, искать пару по анкетам совсем не так эффективно, как товар в интернет-магазине. Рынок по Акерлофу на этом этапе заканчивается, а попадутся ли тебе «лимоны», показывает уже следующий — базар по Гирцу.

Тут поиск (исследователи называют его интенсивным) становится глубже, вести его, особенно с задачей создать семью, человек готов дольше, а дефицит информации из проблемы превращается в отправную точку увлекательного процесса. «“Поиск информации, которой кому-то не хватает, и защита информации, которой кто-то обладает, — так называется эта игра”, и воплощается она в переписке. Таким образом, переписка может быть рассмотрена как торг».

 

В торге-переписке качество «товара» рассматривается со всех сторон. Его характеристики уточняются у «продавца» и впрямь как на базаре. Хотя искусством «торговаться» владеют далеко не все. Мужчины продолжают соревноваться и наступают на те же грабли — своей слабой осведомленности о том, чего хотят девушки.

Интервьюер: «А вот “достойный собеседник” — это какой?»

Респондент (Нина, 26 лет): «Это когда не “привет, как дела?” <...> Опять же странно: ты же ищешь себе невесту, откуда “привет, как дела”? Давайте как-то уж поэлегантней».

«Меня несказанно раздражает, когда человек тебе пишет незнакомый: “Привет, как дела, расскажи о себе”. Пойди, прочитай мою анкету, и ты найдёшь там рассказ, и с этого легче завести разговор (Елена, 32 года)».

Мужчина таких «ключей» к переписке подчас не знает, но с реальностью не поспоришь. Вот как размышляет «покупатель», мечтая об отсутствии конкуренции и (в формулировках базарной экономики) — о клиентелизации:

«Ты один из 15. И зачем это нужно!? Я надеюсь найти такую девушку, которой не будет там написывать по 15–100–100 000 желающих с ней дружить, завести отношения» (Максим, 22 года).

«Клиентелизация заключается в том, что пользователь в процессе переписки возвращается к одному и тому же человеку, чтобы лучше его (её) узнать, потому что цель — не расширить число контактов, а встретить своего единственного».

Участники интервью говорили о неприятии типичности действий (когда сообщения-приветствия копируются и рассылаются всем подряд), о желании избежать потребительского отношения. Всё это подтверждает выбор базарного подхода, то есть «ценностно нагруженной интенсивной стратегии». Именно она, а не пробежка по анкетам и фотографиям, «укоренена в гендерных и религиозных нормах». Особенно среди верующих и особенно — на религиозном дейтинг-сайте.

 

В сравнении со «светскими», на нём действительно меньше потребительского отношения (когда знакомясь с человеком, не очень-то его ценишь, поскольку вокруг много других), которое к тому же часто воспринимается как искушение. И меньше — «потоковости», характерной для приложений, действующих по принципу свайпинга (от англ. to swipe, — провести пальцем), то есть легкого выбора претендентов одним движением по экрану смартфона или планшета.

Для чего это нужно?

Стремление встретить спутника на всю жизнь заставляет искать его не по поверхности, а вглубь. Стандартная — рыночная — механика сайта здесь не всегда помощник, и описывать процесс поиска пары правильнее через опции базара. При огромной роли IT в социальном взаимодействии такой вывод исследования — одна из попыток понять, как происходит «интеграция технической системы и людей», насколько алгоритмы отвечают живым запросам и учитывают ли ценности определенных групп. На примере онлайн-знакомств взглянуть на это любопытно, тем более когда и платформа, и её пользователи имеют самые серьезные намерения.
IQ
 

Авторы исследования:
Кристина Галицина, студентка НИУ ВШЭ, стажёр-исследователь Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ
Полина Калиновская, студентка НИУ ВШЭ, сотрудник лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ)
Ольга Хворостянова, студентка НИУ ВШЭ
Автор текста:Салтанова Светлана Васильевна,24 мая, 2022 г.