Тематический реферат — ещё один распространенный учебный жанр академического письма, который можно разместить между аналитическим конспектом и академическим эссе. Директор ИГИТИ им. Полетаева НИУ ВШЭ Алексей Плешков помогает разобраться в тонкостях этого академического жанра и даёт несколько полезных рекомендаций.
Как и аналитический конспект, реферат — «зависимый» жанр: его подготовка основывается на том или ином тексте (чаще книге) или группе текстов (возможен ряд статей или несколько монографий). Кроме того, реферат зависим и в том смысле, что обычно становится именно подготовительным этапом для написания собственного исследования или его части: обзора литературы, рецензии, статьи, курсовой, диплома. Тем не менее реферат предполагает бо́льшую, чем аналитический конспект, степень авторской свободы и ответственности. И в этом походит на эссе: реферат не следует за тезисами и аргументацией в структуре исходного текста, но подчинен выбранной вами теме или проблеме.
Материал впервые опубликован на сайте Antibarbari HSE — Греко-латинский клуб ВШЭ
Собственно, ориентирование на тему или проблему — это ключевой элемент для написания хорошего тематического реферата. Большие академические жанры (например, монография) довольно часто работают с рядом взаимосвязанных исследовательских проблем и вопросов, которые могут находиться в соподчинении или решаться параллельно. При работе над тематическим рефератом вы должны выделить для себя ту или иную тему/проблему, с которой будете работать. Основанием может выступать и простое любопытство, и исследовательский интерес, т.е. связанность выбранной проблемы с той, которую вы планируете исследовать в собственной работе.
После того, как вы определились с центральной темой/проблемой своего реферата, вы начинаете работать с реферируемым текстом (или текстами): выделяете ключевые тезисы исходного текста, связанные с интересующей вас проблемой, фиксируете исходные аргументы, поддерживающие эти тезисы, анализируете их и даете оценку. Важно, что структура аргументации, в таком случае, выстраивается вами самостоятельно, не нужно следовать за исходной: разные аргументы приходится собирать в разных главах, а первоначальные тезисы исходного текста могут трансформироваться внутри одной книги (или ряда статей, монографий).
Введение, в котором вы определяете тему/проблему реферата и обосновываете ее выбор. Конечно, это определение зависит от исходного текста — насколько выбранная вами тема является центральной для реферируемого материала, как она представлена в исходном тексте. Здесь стоит помнить про принцип воронки и про «крючки», которые смогут заинтересовать читателя. Также уместными для тематического реферата могут быть фиксация ключевых терминов / понятий, краткое описание исследовательского поля, план реферата. Введение оказывается вполне «эссеистичным» (в смысле именно академического эссе).
Основная часть, в которой вы обсуждаете ключевые тезисы исходного текста, имеющие отношение к выбранной вами теме / проблеме, в их связи с предложенными в реферируемом произведении аргументами. Эта часть уже намного больше похожа на аналитический конспект: здесь вы не предлагаете свое видение проблемы, но работаете с обнаруженными в исходном тексте тезисами и аргументами. Тем не менее, вы не обязаны воспроизводить структуру аргументации реферируемого материала, как в конспекте, но сами собираете аргументативную структуру так, чтобы наилучшим образом продемонстрировать обоснованность рассматриваемых тезисов. Здесь стоит помнить про «принцип академической благожелательности» (представить реферируемый текст в наиболее сильном, «выгодном» для его автора свете), про необходимость писать сильными абзацами (тематическое предложение — обоснование — детали и примеры — заключение), про связанность своего письма (простейшая схема «темы и ремы»). Реферат не обязательно предполагает критику, но это не значит, что вы должны отказаться от аналитического чтения: сильные и слабые стороны аргументации исходного текста должны объективно вами оцениваться.
Заключение тематического реферата завершает вашу работу, а не воспроизводит выводы исходного текста. Соответственно, оно должно быть соотнесено с вашим введением: как в реферируемом произведении раскрывается интересующая вас тема/проблема? Насколько обоснованы и убедительны тезисы исходного текста? Какие детали и сложности игнорируются, какие «слепые пятна» вы обнаружили, работая с текстом? Наконец, какие исследовательские перспективы открываются для вас, уже после работы над рефератом, внутри интересующей темы?
Как и любой академический текст, тематический реферат требует корректного оформления: цитирование и парафраз (кавычки и сноски), соблюдение грамматических и пунктуационных правил, форматирование текста.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!