Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Картотека: экопоселения в России

Картотека: экопоселения в России

Сообщества экопоселенцев сильно отличаются друг от друга: одни живут в стиле Робинзона Крузо или Агафьи Лыковой — без достижений городской цивилизации. Другие превращаются в обычных фермеров. Как поселиться в глуши, жить в согласии с природой и соседями по участку, рассказываем с помощью исследования аналитика Проектно-учебной лаборатории муниципального управления НИУ ВШЭ Елизаветы Кузнецовой. Она провела 26 интервью с жителями 17 экопоселений в двенадцати областях России — от Краснодарского края до Сибири.

Что такое экопоселение?

Это форма идейной общины, цель которой — организовать экологичное проживание для группы семей. Обычно такие сообщества включают образованных горожан, которые разочаровались в прежнем образе жизни и ищут другую почву под ногами. Желательно, плодородную. Они хотят жить в согласии с природой и возделывать на земле свой маленький рай — с органической продукцией. А потом передавать этот рай из поколения в поколение — детям, внукам и правнукам. Так называемые поселения родовые поместья — самый распространённый в России вид экопоселений. Идею предложил писатель и предприниматель Владимир Мегре в 1996 году в своей книге «Анастасия».

Правда, жизнь бок о бок нескольких (десятков) семей, пусть и единомышленников, — не совсем рай. Бытовых трудностей немало: от проведения линий электропередач и дорог — до нюансов труда на земле. Да и взаимоотношения соседей не всегда идиллические. Но в общине нужно уметь решать вопросы «всем миром» — на фоне самоуправления.

Экопоселения — вариант изолированных сообществ?

Да. Исследователи даже называют их самоизолирующимися сообществами (как бы «пандемийно» это ни звучало) и сравнивают со стихийной внутренней эмиграцией. Такие поселения — вариант добровольного бегства на природу. От городского шума, суеты, сложных отношений — к земле, корням, гармонии. Ряд семей живут на одной территории бок о бок, растят детей. Это общий знаменатель большинства экопоселений. Но нужно учитывать, что в целом движение разнородно по многим признакам, в том числе, по идеологии и управлению сообществом.

Если говорить о поселениях родовых поместий, то их состав может быть весьма представительным — несколько десятков семей (иногда даже сотня). По поводу их изоляционизма отчасти можно поспорить. Так, исследователи отмечают, что жители таких сообществ прежде всего «отгорожены» от системы здравоохранения, но не образования. Несмотря на декларирование значимости домашнего образования, создать полноценную альтернативу общему образованию внутри сообществ обычно не удаётся. Изолируясь от электросетей, жители поселений стараются использовать солнечную и ветровую энергию.

Где живут такие общины?

Во многих регионах. Когда движение началось во второй половине 1990-х, это был относительно небольшой ручеёк. Сейчас, по данным самого сообщества, таких поселений свыше 500. Правда, на зиму в них остаются далеко не все жители. Зимовка в родовом поместье — определённое испытание. Его готовы проходить не все. Между тем, один из критериев успешности экопоселения — процент людей, живущих в нём круглый год. Что касается географии, то одни сообщества живут в глуши, другие — не слишком далеко от областного центра. Так или иначе, такие поселения есть по всей России.

С чего начинаются экопоселения?

С инициативной группы, решившей создать общину. Единомышленников ищут через «профильные» порталы и сообщества в социальных сетях. Так складывается группа. Далее идёт поиск места для будущего поселения, решаются юридические задачи, регистрация и пр. Параллельно рекрутируются новые участники. Поскольку рекомендуемый Мегре размер поселения составляет 150 поместий, то земельный участок стараются найти площадью более 100 гектаров. Если рядом с участком есть деревня, участники группы знакомятся с её жителями — с тем, чтобы спокойно сосуществовать.

Как вступают в общину?

Это не так легко — нужно пройти отбор. Придётся изрядно попотеть, в буквальном смысле: приехать на субботник или в гостевые дни и показать себя в деле, поработать на земле. Такая вот инициация. А потом общее собрание экопоселения голосует, подходит ли новичок (где-то это решается простым большинством голосов, где-то нужно единогласное одобрение).

Вот, например, порядок принятия в одно из крупных поселений родовых поместий: «<...> Семья приезжает на гостевой день, знакомится. Может пожить хотя бы неделю у нас, можно пожить в общем доме <...>. Приветствуется, если семья поучаствовала в дне общения (каждая 3-я суббота месяца) и в субботнике (каждая 4-я суббота месяца). Также можно походить по поместьям <...> познакомиться с каждой семьёй. <...> Вступить [в общину] можно на очередном собрании каждую первую субботу месяца». На нём семья рассказывает о себе и своих планах, и каждый житель может задавать ей вопросы. Самые типичные из них: «Как собираетесь зарабатывать на своей земле? Как планируете строиться? Чем собираетесь заниматься в поместье?». Потом семью просят временно удалиться, и идёт обсуждение и голосование. Если все голосуют за, то семья принята. Далее у неё начинается испытательный срок (три года), за который она должна построиться и переехать. Спустя год подводятся первые итоги переезда. Но приём в поселение может происходить и по другой схеме. Соответствующие правила варьируются в разных местах.

Как всё серьезно. А зачем?

Чтобы в поселении было спокойнее. Если в группу принимают без первичного знакомства с участниками, впоследствии могут быть конфликты из-за разницы интересов и характеров. А если для переезда предполагается инициация (знакомство с жителями, анкетирование), число разногласий снижается.

Иногда новичок получает от ворот поворот в самом начале знакомства. Поселенцы не позволяют покупать землю тем, кто, по их мнению, будет не способен на ней проживать, например, не хватит денег, поддержки, слишком молод, одинок и пр.

Бывает, происходит и самоотбор. Спустя какое-то время после вступления в общину кто-то не выдерживает жизни на земле, устаёт от бытовых и финансовых трудностей и сосуществования в «коммуне» — и откалывается от неё. Например, превращается в обычного фермера или даже возвращается в город.

Экопоселенцы имеют «запасной аэродром»?

Нередко. Для многих город связан с доходом. Не всем ведь удаётся успешно трудиться на земле — так, чтобы не только было свое «натуральное хозяйство» с органической продукцией, но и её излишки, обеспечивающие доход. О реальном самообеспечении речь часто не идёт. Кто-то имеет в городе своё дело, кто-то работает удалённо или занимается фрилансом, а кто-то живёт за счёт сдачи городской квартиры внаём.

В чём разница между экопоселенцами и дачниками?

Дачники в большинстве своём всё же не живут на своих «фазендах» круглый год. Их «дезурбанизация» — сезонная, полное самообеспечение продуктами не предполагается. Но если под дачей понимать личное подсобное хозяйство, которое кормит людей (такую функцию для горожан раньше выполняли и коллективные сады), то тут точек соприкосновения больше. Однако дача обычно предполагает совсем другое. Это территория отдыха и удовольствий — вроде шашлыков, песен под гитару, купания в реке. Дачники всё же не занимаются тяжёлым «крестьянским» трудом, не выращивают тонны картошки и капусты. А в экопоселениях нужно последовательно и много работать на земле. Наконец, на собраниях каждый дачник тянет одеяло на себя. А в общине важны коллективные запросы и обязанности.

Получается в экопоселениях мир, дружба и круговая порука?

Бывает всякое. Но в них у людей есть серьёзный идеологический консенсус, связанный с экологией, тягой к корням и перестройкой собственной жизни. Экопоселенцев также объединяет общий труд. Помимо этого, у людей есть немало общих проектов — и инфраструктурных (от ремонта дорог, электрификации и сотовой связи — до постройки школ и медпунктов), и досуговых — кружков и культурных мероприятий. Не случайно в некоторых экопоселениях есть «поляна» — общая территория, на которой происходят сборы общины. Есть и красноречивое понятие «общий дом» (реже клуб) — его строят для праздников и других общепоселенческих дел. Это важнейший символ общинной жизни.

Дети тоже растут вместе. В идеале организуются детские сады и школы. Конечно, так бывает не всегда. Но важен общий конструктивный настрой. «В целом всё хорошо, — рассуждает респондент-экопоселенец. — Конечно, было бы лучше, чтобы был больше общий дом для праздников и собраний, чтобы были лучше дороги, своя школа <...>. Всё это нужно просто строить нам. Я считаю, что сейчас у нас этап, когда уже много семей заканчивают строительство своего жилья и закрывают первые необходимые потребности, а значит, уже больше будет времени на общие дела».

В общине социальные статусы у людей примерно равны. Так что в идеале получается «свобода, равенство и братство». Впрочем, как и в любом коллективе, в общине бывают расколы.

А из-за чего в экопоселениях происходят конфликты и к каким последствиям ведут?

Простой пример. Люди размежевали земельный участок и стали строить дома. На этом этапе в группе ещё действует взаимопомощь. Но когда дома построены и людей начинает затягивать непривычный для горожан быт, лишённый многих удобств, могут разгореться конфликты. Кто-то не хочет сдавать деньги на обустройство дороги, аргументируя тем, что у него самого нет машины. Кто-то, вопреки принятому в поселении вегетарианству, хочет выращивать скот на убой. Так может возникнуть ситуация, когда поселение разделяется на два юридических лица.

Иногда конфликты могут спровоцировать отъезд из поселения или переезд в более дружественные общины. Но потеря члена группы, как известно, плохо отражается на общих делах.

То есть бывают ссоры из-за идеологии. Но, видимо, чаще их провоцирует быт?

Да. Вообще раздоры случаются и на идеологической, и на материальной почве. Но когда в экопоселении начинают развивать инфраструктуру, важно формализовать взаимодействие в общине. Так, на фоне регистрации юридического лица при голосовании большинством за ту или иную статью расходов исчезают конфликты по финансовым вопросам (сдавать/не сдавать деньги на что-либо).

Экопоселенец рассказывает, как решаются инфраструктурные вопросы: «Мы ежегодно проводим ревизию, плановое обслуживание [дорог]. ЛЭП есть, у нас есть своя <...> трансформаторная подстанция, есть свои электросети, они принадлежат <...> юрлицу, в общем балансе находятся. <...> Бухгалтер наёмный на аутсорсинге. Есть взнос ежегодный обязательный 2400, есть целевые взносы на ремонт дорог. Наш домик тоже был за счёт целевого взноса <...>. 6 тысяч мы приняли на общий дом и разбили этот платеж на 2 года <...>, чтобы людям было комфортно платить». По словам респондента, «всё оформляется протоколом общего собрания».

Если же кто-то против тех или иных решений, и назревает конфликт, то тогда «к ним подходят люди тут же, на собрании, и общаются, рассказывают, и объясняют, что <...> это необходимость». В итоге несогласные «меняли свою точку зрения прямо на собрании».

Как после конфликта живёт сообщество?

По модели развития группы, предложенной американским исследователем групповой динамики Брюсом Такменом, после стадий формирования и конфликта сообщество входит в фазу нормирования. Тут два варианта. Первый: формулируются нормы для относительно бесконфликтного сосуществования. Выбирается дата обязательных для посещения общих собраний, а другие совместные мероприятия не проводятся. Группа живёт разобщенно. Второй вариант: удаётся выбрать приемлемый для всех принцип принятия решений, например, «вече». Группа выходит из конфликта готовой к продолжению совместных дел.

На стадии нормирования людей перестаёт тяготить ощущение, что они не обладают свободой выбора. Поэтому они начинают чувствовать себя комфортнее. Далее группа переходит к стадии функционирования: люди понимают, что не обязаны «со всеми дружить», и общаются с теми, с кем комфортно.

Есть ли у экопоселений юридические проблемы?

Случаются. Особенность многих экопоселений — неопределенность правового статуса. Для поселения, как правило, используется цельный участок земли сельхозназначения, который оформляется на одного человека или на юридическое лицо в виде некоммерческого партнёрства. В дальнейшем участок может быть перепродан членам сообщества по частям. Но проживание и строительство (кроме хозяйственных построек) на землях сельскохозяйственного назначения запрещено (хотя и не всегда, зависит от вида разрешённого использования земли). И это порождает конфликты и судебные разбирательства.

Кто главный в общине?

Постоянной власти у таких сообществ обычно нет, проблемы решаются с помощью создаваемых инициативных групп. Но в поселениях, зарегистрировавших юридическое лицо, формальным лидером может считаться его председатель. Как уже говорилось, есть практика выкупа всей земли в собственность одним человеком и дальнейшая продажа. Тем самым собственник земель может играть ключевую роль в заселении территории: ему принадлежит решающее слово при приёме новых членов. Но таким формальным лидерством можно манипулировать: в некоторых поселениях идут судебные распри по поводу сбора денег и их растраты.

Иногда всех экопоселенцев считают андеграундом. Это из-за идеологии?

Во многом да. На этой основе возможна стигматизация. Но нужно учесть, что поселения делятся на строго и не строго идеологические. Многие жители родовых поместий сознательно уходят от ассоциации со стигматизированным понятием «анастасиец», справедливо считая, что общество рассматривает это движение как секту, и не желая маргинализироваться.

Нужно всё-таки понимать, что экопоселения бывают разные. Не стоит их категорично ставить в один ряд. И в самом по себе экологичном образе жизни гораздо больше плюсов. А идеология — это уже другой вопрос.

Как экопоселения влияют на окружающую территорию?

Возможно как негативное, так и позитивное влияние. Вероятны конфликты с местными жителями, представителями местной администрации и различными надзорными службами. Во многом это результат отсутствия законодательной базы по экопоселениям. В этом случае мирное соседство с локальными сообществами малореально.

С другой стороны, экопоселения обеспечивают временной работой население окружающей территории. А порой и способствуют сохранению сельских школ. В целом, при соблюдении некоторых базовых правил взаимодействия, экопоселения становятся комфортной средой для проживания и самореализации. В этом случае они стимулируют близлежащие территории к развитию.

IQ

 

 
 
 
Автор текста:Соболевская Ольга Вадимовна,21 февраля, 2022 г.