Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Что влияет на внезапный рост цен?

Что влияет на внезапный рост цен?

На рынке нередко случаются ситуации, когда цены на определённые ценные бумаги внезапно начинают падать. И, наоборот, на какие-либо товары, например, жилую недвижимость — резко расти. Почему так происходит и причём здесь «эффект домино» — рассказывает старший научный сотрудник Международного центра анализа и выбора решений НИУ ВШЭ Генрих Пеникас в тридцать шестом выпуске рубрики «Экономист на диване».

 




Генрих Пеникас,
старший научный сотрудник
Международной научно-учебной лаборатории
анализа и выбора решений НИУ ВШЭ


После кризиса 2007-2009 годов часто можно услышать термин «спонтанные продажи» (fire sales). Начинается всё с того, что кому-то внезапно нужно что-то продать. Например, в банк пришли за вкладом. Чтобы кредитная организация могла его выдать, нужны свободные деньги. Банк продаёт ценные бумаги, а вырученные средства отдаёт вкладчику. 

Обычно это стандартная операция. Однако, когда банк большой или операция крупная, на неё тут же обращают внимание другие банки. Помните, как у Ильфа и Петрова, смотря друг на друга, все соседи начали выносить вещи из общежития, поскольку пошёл слух, что оно сгорит? 

И вот здесь происходит самое интересное. Когда по примеру первого банка начинают продавать другие, то цена на торгуемые ценные бумаги падает. Происходит это по двум причинам. С одной стороны, до начала массовых продаж разные покупатели готовы были выложить за них определённую сумму средств. При резком росте предложения денег на рынке больше не стало, а число продаваемых ценных бумаг увеличилось. Поэтому теперь — чтобы их купить — те же самые покупатели готовы платить за единицу меньше. 

С другой стороны, начало продаж могло часть покупателей не только охладить в их желании купить эти ценные бумаги, но даже переубедить и тоже сделать продавцами. Раз цена падает, то первому банку нужно продать уже больше ценных бумаг, чем он рассчитывал. В итоге, продают все и много. 

Примерно так развивались события и в самые тёмные дни на фондовом рынке в кризис 2007-2009 годов. Из-за того, что действия одного игрока тянут за собой действия другого, потом — третьего и т.д., такое явление называют «эффектом домино».

Интересно, что «эффект домино» могут вызывать не только продажи, но и покупки. Более того, примечательно, что об этом знали почти столетие назад. Так, Людвиг фон Мизес в 1931 году использовал для описание подобного явления понятие «неистовые покупки» (frenzy purchases). 

Данный эффект чаще связывают с обычными товарами, а не ценными бумагами. Начинается всё с того, что люди ожидают роста цен. Причём оснований для этого может и не быть, только слухи. А раз цены будут расти, то люди начинают покупать больше — лишь бы избавиться от денег. Продавцы видят, что продажи увеличились, а запасы товаров сокращаются — и поднимают цены. В свою очередь, люди отмечают, что цены растут, как и предсказывалось, поэтому хотят ещё быстрее избавиться от денег и начинают покупать активнее. Цены поднимаются вновь и вновь. 

Если у экономистов спросить — какое явление страшнее? То, наверное, неистовые покупки всё-таки пугают их больше. Дело в том, что для покупок люди могут начать забирать деньги из банков. Тогда неистовые покупки стимулируют спонтанные продажи. И получаем «эффект домино» в квадрате.

В этом сюжете мы вспомнили с вами фамилию фон Мизеса. И причина тому — не только описанная Людвигом логика развития кризиса. Семья фон Мизес — уникальное сочетание талантов. Так, младшего брата Людвига — Ричарда фон Мизеса — знают все уважающие себя математики. В том же 1931 году он показал, как сравнить два набора чисел и сказать, похожи ли они между собой или нет. Более формально инструмент для такого вывода сегодня называют статистикой Крамера-фон Мизеса, поскольку Гаральд Крамер независимо предложил этот инструмент в 1928 году.

Интересно, что в то время экономисты — тот же Людвиг фон Мизес — практически не использовали математику (кроме трактования цифр), а математики — как Ричард фон Мизес — не занимались экономикой. Сегодня можно представить математика без экономики, а вот экономиста без математики — нет.
IQ

 

Автор текста:Пеникас Генрих Иозович,22 ноября, 2021 г.