Попытки решить экологические, социальные или экономические проблемы с помощью, казалось бы, разумных и логичных мер — часто приводят ровно к противоположному эффекту. Как и почему это происходит — объясняет доцент факультета экономических наук и старший научный сотрудник Международного центра анализа и выбора решений НИУ ВШЭ Генрих Пеникас в двадцать пятом выпуске рубрики «Экономист на диване».
Генрих Пеникас,
доцент факультета экономических наук,
старший научный сотрудник
Международной научно-учебной лаборатории
анализа и выбора решений НИУ ВШЭ
В прошлом сюжете я предлагал всем читателям подумать, как мог бы называться «эффект Стрейзанд» в экономике. В России его скорее нужно назвать «эффект Черномырдина» — в полном соответствии со словами бывшего премьер-министра: «Хотели как лучше, а вышло как всегда». Или даже хуже. Но на самом деле во всём мире его называют «эффектом кобры» — и всё из-за вклада англичан в историю Индии.
Дело было так. Лет двести назад англичане, колонизировав Индию, невзлюбили кобр и решили избавиться от них. Но как это сделать? Не то чтобы идея пришла от Адама Смита и первых принципов экономики. Однако колониальная администрация решила, что в основе всего лежат стимулы. А среди них лучше всего работают деньги. Вот и предложили англичане платить местным жителям за каждую убитую кобру.
Вы, кстати, помните, что такое стимул? Это острая палочка, которой толкали в эпоху античности слонов, коров и других крупных животных, чтобы они шли, куда нужно.
Так вот, предприимчивые местные жители решили не просто немного подзаработать на ловле диких кобр, но поставить прибыль на поток. Они начали создавать фермы и разводить кобр. Затем убивали их, сдавали англичанам и получали обещанный гонорар. Как итог — популяция кобр в Индии в тот период выросла в четыре раза. Англичане с помощью своей политики хотели извести ненавистных змей, но в итоге повлияли с точностью до наоборот, только увеличив их численность.
В экономике «эффект кобры» появился около 20 лет назад благодаря немцу Хорсту Зиберту. Он заметил, что эффект в равной мере работает и для мер социальной поддержки в Европе, например, пособий по безработице. В Германии они были очень щедрыми. Ответственные за социальную политику чиновники думали, что имеющие хорошую финансовую поддержку люди смогут спокойно и быстро найти новую работу. А это приведёт к снижению безработицы. Но в реальности гражданам понравилось получать деньги просто так и ничего не делать. В результате из-за щедрых пособий безработица в Германии только выросла.
Думаю, не будет преувеличением сказать, что Россию с понятием «эффекта кобры» познакомил профессор Евгений Григорьевич Ясин. Он решил подготовить и выпустил перевод книги Хорста Зиберта с немецкого на русский. Так что если интересуетесь подробностями, то рекомендую взять её в библиотеке НИУ ВШЭ.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!