Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Картотека: креативные индустрии в России

Картотека: креативные индустрии в России

В России 3,5 млн людей творческих профессий и 2,7 млн работающих в креативных индустриях. Пересечение этих цифр и отличие креативной занятости от творчества IQ.HSE изучил по данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Вслед за оценкой креативной экономики Москвы эксперты проанализировали ситуацию в масштабах всей России. Результаты работы опубликованы в первом номере дайджеста научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

Что такое креативные индустрии?

Это секторы экономики, значимая часть добавленной стоимости в которых формируется за счёт творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность. К креативным индустриям относят архитектуру, дизайн, моду, музыку, кино и т.д. Всего в России их 16, подсчитали в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе классификаций зарубежных стран.

Насколько креативный сектор важен для экономического развития?

Креативный сектор генерирует около 3% мирового ВВП и обеспечивает работой 1% экономически активного населения планеты. Показатель России — 2,4% ВВП — сопоставим со среднемировым, но ниже, чем в странах-лидерах — Италии (6,1%), Великобритании (5,8%), Австралии (5,7%).

По валовой добавленной стоимости креативных индустрий впереди Китай ($988 млрд по паритету покупательной способности, ППС) и США ($921,6 млрд по ППС). Остальные государства существенно отстают, Россия —  примерно в 9 раз: $104,6 миллиардов по ППС.

Какие креативные отрасли растут быстрее всего?

В 2019 году почти весь прирост этого рынка в России (348 из добавочных 399 млрд руб.) обеспечили  реклама (+48%) и информационные технологии (+36%). В пятерке наиболее динамичных — мода, телерадиовещание, музыка, исполнительское искусство и культурно-досуговые учреждения.

Кто занят на креативном «поле»?

В классификаторе ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, составленном на базе классификации Департамента культуры, медиа и спорта Великобритании (DCMS), 44 креативных профессии — от гончаров, швей и рабочих художественных промыслов до музыкантов, литераторов, актёров, архитекторов, ИТ-разработчиков, руководителей служб маркетинга и PR.

При этом люди творческих профессий могут работать не в креативных отраслях (например, дизайнеры в автоконцернах), а занятые в креативных делятся на специалистов (например, копирайтеры в рекламных агентствах) и вспомогательный персонал (например, секретари в кинокомпаниях).

Классификация креативных профессий

  1. Руководители служб по сбыту и маркетингу
  2. Руководители служб по рекламе и связям с общественностью
  3. Руководители служб и подразделений в сфере информационно-коммуникационных технологий
  4. Системные аналитики
  5. Разработчики программного обеспечения
  6. Разработчики Web и мультимедийных приложений
  7. Программисты приложений
  8. Архитекторы зданий и сооружений
  9. Ландшафтные архитекторы
  10. Проектировщики-градостроители и проектировщики транспортных узлов
  11. Архитекторы зданий и сооружений
  12. Специалисты библиотек
  13. Специалисты архивов и музеев
  14. Журналисты
  15. Специалисты по связям с общественностью
  16. Специалисты по рекламе и маркетингу
  17. Техники по гражданскому строительству
  18. Проектировщики-градостроители и проектировщики транспортных узлов
  19. Художники
  20. Художники-декораторы и оформители
  21. Художники по росписи, художники-оформители, гравировщики и травильщики
  22. Писатели, поэты и другие литераторы
  23. Переводчики и другие лингвисты
  24. Актеры
  25. Танцоры и хореографы
  26. Музыканты, певцы и композиторы
  27. Режиссеры кино, театра и родственные им деятели искусства и продюсеры
  28. Фотографы (художественные)
  29. Специалисты-техники по радио- и телевещанию
  30. Графические и мультимедийные дизайнеры
  31. Дизайнеры товаров и одежды
  32. Специалисты по рекламе и маркетингу
  33. Кузнецы
  34. Швеи, вышивальщицы и рабочие родственных занятий
  35. Формовщики изделий из стекла, резчики по камню, шлифовщики и полировщики
  36. Гончары и рабочие родственных занятий
  37. Краснодеревщики и рабочие родственных занятий
  38. Рабочие художественных промыслов, изготавливающие плетеные изделия, изделия из дерева и аналогичных материалов
  39. Изготовители, настройщики и реставраторы музыкальных инструментов
  40. Мастера по изготовлению ювелирных украшений и изделий из драгоценных металлов и камней, изделий художественных промыслов (лаковая миниатюра, художественная роспись по металлу и керамике)
  41. Художники по росписи, художники-оформители, гравировщики и травильщики
  42. Квалифицированные рабочие ручного труда, не входящие в другие группы
  43. Рабочие художественных промыслов, изготавливающие плетеные изделия, изделия из дерева и аналогичных материалов
  44. Рабочие художественных промыслов, изготавливающие изделия из текстиля, кожи, меха и аналогичных материалов

Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, на базе классификации Департамента культуры, медиа и спорта Великобритании (DCMS)

Сколько в России представителей креативного сектора?

В креативной экономике, по данным 2019 года — 4,9 млн человек или 6,8% от всего занятого населения в России, но это в целом, то есть с учётом не только креативных отраслей. Непосредственно же в них — 2,7 млн человек (3,8% всех занятых).

А если сравнить с другими странами?

Такое же соотношение — 3,8% — в Австралии и близкое (3,5%) — в Канаде. По количеству представителей индустрии Россия сопоставима с Великобританией (2,1 млн чел.) и вдвое отстает от лидирующих по данному показателю США (5,2 млн чел.).

Где больше всего творческого персонала?

В моде, музыке, исполнительском искусстве, культурно-досуговой деятельности и издательском деле. На эти три индустрии, по данным Росстата, в целом приходится свыше двух третей представителей креативных профессий.

В случае с модой, правда, не всё однозначно. Она лидирует фактически благодаря швеям, между тем в мире нет однозначного согласия насчет отнесения этой профессии к креативным.

В каких городах чаще всего живут креативные россияне?

В городах и посёлках городского типа, где выше спрос и конкурентнее рынок. Там проживает почти 87% всех работающих в креативной экономике. Главный центр притяжения — Москва с долей в 24,5%, то есть в столице трудится каждый четвёртый занятый в креативном секторе в РФ. Следом идут Санкт-Петербург (7,3%) и Московская область (5%).

Масштабы занятости позволяют измерять креативную экономику?

Да, но не только они. Также её оценивают через анализ внешней торговли креативными товарами и услугами, экономические характеристики компаний креативных индустрий, вклад креативных отраслей в экономику — на основе статистических классификаторов.

Методика измерения ещё окончательно не сформирована, в том числе потому, что нет единого подхода к типологии креативных индустрий и профессий, которые в разных странах группируются по-разному.

Внешняя торговля — это о чём? Что покупаем и продаём?

Россия зависима от зарубежных архитектурных, инженерных и технических креативных услуг. Основные статьи отечественного экспорта — услуги в области маркетинга и рекламы, научных исследований и разработок.

В целом креативных услуг и товаров получаем из-за границы больше, чем отправляем на экспорт. Так, в 2016–2019 годах экспорт услуг подрос в пределах 10%, в то время как импорт примерно на треть.

Из креативных товаров в 54% случаев продаём печатную продукцию (книги, газеты и проч.), на втором месте — предметы интерьера. Завозим преимущественно (на 77%) дизайнерские товары, в первую очередь мебель и игрушки.

 

 
 
 
 
 
 
Автор текста:Салтанова Светлана Васильевна,6 августа, 2021 г.