Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Страна восходящих корпораций

Страна восходящих корпораций

В Издательском доме ВШЭ вышел 13 выпуск журнала «История и культура Японии». IQ.HSE публикует из него статью (с сокращениями) кандидата экономических наук и независимого исследователя Ксении Спицыной, посвящённую предпринимателям эпохи Мэйдзи (1868 – 1868 годы), а также становлению величайших японских транснациональных технологических корпораций.

В эпоху Мэйдзи во всех сферах жизни шла борьба между реформистами, стремящимися к обновлению, и консервативными силами, которые прилагали усилия для сохранения старых традиций. Водоворот драматических событий ломал судьбы, сложившиеся экономические взаимоотношения и традиции торговли, кидал в пучину неизвестности, лишая людей источников дохода и стабильности.

В ту пору в Японии прилагалось много усилий как для импорта знаний и технологий из стран Европы и США, так и для развития собственной научно-технической базы. Особенное внимание уделялось поддержке и развитию национальных научно-технических традиций, а также воспитанию и обучению научно-технической элиты Страны восходящего солнца, прежде всего инженеров, владеющих современными западными знаниями: механикой, электротехникой, физикой и т.д.

Мы расскажем о нескольких предпринимателях, которые были умелыми мастерами-изобретателями и начали своё дело в маленьких мастерских, кропотливо работали над своими изделиями, стараясь сделать их полезными. Наша статья о тех, кто смог реализовать собственную оригинальную идею и создал крупные предприятия, ставшие международными гигантами.

Рождение «Тосиба»  

Компания «Тосиба» образовалась в 1939 году в результате слияния компаний «Сибаура сэйдзо:сё» и «Токио дэнки». Она называлась тогда «Токио Сибаура дэнки», название компании было официально изменено на «Тосиба» в 1978 году. В настоящее время «Тосиба» — транснациональный гигант, диверсифицированный портфель продуктов которого включает оборудование и системы в области IT и коммуникаций, электронные компоненты и материалы, электроэнергетические системы, бытовую технику и т.д. 

Компанию «Сибаура сэйдзо:сё» основал в 1875 году Танака Хисасигэ (1799–1881), а «Токио дэнки» в 1890 году Фудзиока Итисукэ (1857–1918).

Танака был учёным, инженером и изобретателем, работать начал ещё в период заката военного правительства бакуфу. Он был старшим сыном в семье мастера из Курумэ, который изготовлял изделия из черепашьего панциря. Хисасигэ рано начал учиться, проявляя явный интерес к ремеслу. С детства он стал придумывать разные необычные предметы: в возрасте 8 лет смастерил футляр для чернильного камня с секретным замком, а в 14 лет придумал приспособление для изготовления тканей.

С 20 лет он начал делать куклы с механическим секретом, которые приводились в движение пружинами, пневматикой и гидравликой. Эти куклы, способные выполнять замысловатые движения, приобретались аристократами Киото, даймё и даже людьми из окружения сёгуна в Эдо. Танака Хисасигэ регулярно выступал со своими куклами на праздниках в разных уголках страны. Чтобы посвятить себя изготовлению кукол с секретом, он отказался взять на себя управление семейным предприятием, передав полномочия младшему брату. Однако в середине 1830-х годов его механические куклы начали выходить из моды, пришлось принять решение о смене места жительства и занятия. В 1834 году он переехал в Осака, где начал проводить эксперименты с пневматикой и гидравликой. В результате он придумал карманный фонарь и масляную лампу с воздушным топливным насосом, которые оказались очень популярными и хорошо раскупались.

Через несколько лет Танака переехал в Киото, где увлеченно изучал западные науки и астрономию. В это время он изобрел пневматический пожарный насос, а в 1851 году сконструировал «Тысячелетние часы», уникальный механизм которых позволял соблюдать длительную точность, за что они и получили такое название. Однако со временем ситуация в Киото становилась всё более опасной, и отношение к развитию иностранных технологий и распространению иностранных знаний стало негативным. Танака был приглашен Сано Цунэтами в клан Сага на Кюсю, где его приезд приветствовал и даймё Набэсима Наомаса.

Находясь в Сага, Танака спроектировал и построил прототипы паровоза и парохода. Хотя у него не было опыта работы в этой области, он имел доступ к голландскому справочнику и наблюдал за демонстрацией парового двигателя в Нагасаки в 1853 году Кроме того, Танака участвовал в строительстве отражательной печи в Сага, обслуживающей производство пушек системы Армстронга. В 1864 году он вернулся в родную область Курумэ, где также помогал в разработке современного вооружения.

В 1873 году Министерство промышленности Японии пригласило Танака, которому тогда было уже 74 года, в Токио, чтобы он на небольшой фабрике занялся разработкой телеграфа. В 1875 году в районе Кёбаси на Гиндза Танака арендовал небольшое помещение для мастерской. Это было началом работ, ставших основой первой компании мастера — «Танака сэйдзо:сё», производившей телеграфное оборудование.

Танака скончался в 1881 году. Дело перешло к его сыну, который перенёс производство в район Сибаура в Токио. В 1904 году компания стала называться «Сибаура сэйдзо:сё».

А вот Фудзиока Итисукэ родился в Ивакуни и был старшим сыном в семье самурая. Он окончил факультет электротехники в Императорском техническом колледже в мае 1881 года. Там с 18 лет он начал учиться у профессора Уильяма Айртона — специалиста по телеграфному делу и электрическому освещению.

В 1878 году Фудзиока под его руководством разработал первую в Японии дуговую лампу, вариант которой был установлен в одном из магазинов на Гиндза, что вызвало сенсацию и привлекло большое внимание. После окончания колледжа Фудзиока сразу получил там же должность доцента, а в 1884 году стал профессором.

В том же 1884-м Фудзиока, ещё молодой, подающий надежды инженер, по назначению правительства в составе делегации отправился в Соединенные Штаты. Там он посетил электротехническую выставку в Филадельфии, которая знаменовала наступление эры электричества, осмотрел компанию Edison Electric Light (позже General Electric) в Нью-Йорке. В США Фудзиока видел различные электрические приборы, в том числе лампы накаливания, и был очень впечатлен американскими технологиями. В итоге поездка в Соединенные Штаты подтолкнула его к работам по применению ламп накаливания в Японии.

Ещё из Бостона Фудзиока написал письмо Томасу Эдисону, где попросил отправить лампы накаливания и телефоны в Японию, чтобы представить их лидерам страны. В следующем году Императорский технический колледж получил от Эдисона лампы и несколько телефонов.

В 1886 году Фудзиока отказался от преподавания в колледже, чтобы начать разработку и производство прототипов ламп накаливания. В 1890 году он основал компанию «Хакунэцуся» и задался целью начать полномасштабное производство ламп. После шести лет изнурительных усилий и усовершенствований компании удалось увеличить производительность до 280–290 ламп в день. Но их продукция не могла сравниться с иностранными аналогами ни по качеству, ни по цене, и финансовое положение компании на первых порах выглядело мрачно. После интенсивных поисков Фудзиока сумел создать экономичную и долговечную лампу и тем самым заложил основы для японской электроэнергетики, способной конкурировать с иностранными компаниями.

После участия в ряде ознакомительных зарубежных поездок Фудзиока был привлечен к работе по организации железнодорожного сообщения в Японии. На Третьей промышленной выставке в 1890 году в Токио Фудзиока демонстрировал электропоезд, который он спроектировал сам, изменив вагон, построенный в США. Чуть позже он руководил строительством первой в Японии электрической железной дороги — Киотской, которая начала работу в 1895 году. Он также разработал электродвигатель для поездов. Впоследствии Фудзиока руководил проектированием и строительством Токийской муниципальной электрической железной дороги. Таким образом, он сыграл значимую роль в создании системы электрических железных дорог в Японии.

Компания «Хакунэцуся», созданная для производства в Японии ламп накаливания, в 1899 году была переименована в «Токио дэнки» в связи с тем, что профиль производства расширился. Русско-японская война привела к сокращению импорта, и лампы японского производства стали быстро продаваться на внутреннем рынке. В этот момент Фудзиока установил выгодное партнерство с американской фирмой General Electric . В 1908 году был запущен завод в Кавасаки, и это значительно увеличило производственные мощности и конкурентоспособность изделий компании Фудзиока. В 1911 году была выпущена вольфрамовая лампа нового типа. Эти экономичные, долговечные лампы японского производства быстро завоевали популярность.

Восхождение «Тоёта»  

История современной компании «Тоёта Дзидо:сёкки» начинается с имени Тоёда Сакити (1867–1930) — мастера, изобретателя, предпринимателя и промышленника. Он родился в 1867 году в деревне Ямагути в провинции Тотоми. Он был первым сыном Икити и Эй Тоёда. Отец Сакити был крестьянином, но работал ещё и плотником, чтобы содержать семью. Он был хорошим мастером, его изделия ценились. Сакити окончил начальную школу и начал помогать отцу.

Детство и юность Тоёда Сакити пришлись на период всеобщих потрясений эпохи Мэйдзи. Деревня, в которой жил Сакити, была очень бедной. В дни, когда не было работы над плотницкими заказами, Сакити усердно читал газеты и журналы. Он собирал местную молодежь в вечернюю учебную группу, стараясь поддерживать самообучение.

В 1885 году Сакити исполнилось 18 лет. Он узнал о недавно принятом «Законе о патентах». Внимательно изучив его, он понял, что надо использовать свои знания и усердие, чтобы создать что-то новое. Его заинтересовал ручной ткацкий станок, который имелся во многих семьях жителей деревни. Крохотные мастерские, где трудились несколько человек, были обычным явлением. Женщины, работая на станках в мастерской или на дому, зарабатывали совсем немного денег для семьи. Сакити задумался о том, как можно улучшить ткацкий станок, чтобы облегчить труд многим людям. В поисках желаемого результата, он многократно ломал свои изделия, вызывая недоумение у односельчан.

В 1890 году он отправился в Токио на Третью национальную выставку машиностроения в Уэно. На выставке было представлено много различной техники как японского, так и зарубежного производства. Тоёда Сакити был потрясен. Он ходил на выставку каждый день, пытаясь понять, как работает каждая машина. Его старания не прошли даром. Осенью того же года он закончил своё первое изделие — деревянный станок с ручным приводом — а 1891 году получил свой первый патент на этот станок. В отличие от других станков, на ткацком станке «Тоёда» можно было работать только одной рукой, а другой корректировать неровности, улучшая качество полотна. Однако этот станок всё ещё нужно было приводить в движение вручную.

Тоёда занялся разработкой двигателя для ткацкого станка. Он не знал, какой источник энергии выбрать, стал экспериментировать, пытаясь приспособить для привода паровую машину. Методом проб и ошибок, постепенно набираясь опыта, он решил эту задачу.

Для дальнейшей работы были нужны средства, и в 1892 году Тоёда основал небольшую фабрику в токийском приходе Тайто, которая использовала несколько ткацких станков, изобретённых им. Фабрика помогала поправить финансовое положение и заработать средства на дальнейшее развитие, кроме того, она была наглядной демонстрацией характеристик изобретения потенциальным клиентам. Ткани, изготовленные фабрикой Тоёда, были хорошего качества, но дела шли не лучшим образом, и через год фабрику пришлось закрыть. Тоёда Сакити вернулся в родной город.

Вскоре после этого он отправился в гости к дяде, жившему в городе Тоёхаси в префектуре Аити. Он остался жить в его доме и продолжил работы по созданию ткацкого станка. Чтобы обеспечить себе средства на жизнь, Тоёда придумывал и другие полезные детали для ткацкого производства. Результатом его инженерного творчества в 1894 году стала высокоэффективная намоточная машина Тоёда.

В том же году, чтобы стабилизировать производство и обеспечить продажу своей новой машины, Тоёда учредил компанию «Ито: сё:тэн»; она должна была представлять Тоёда в Нагоя. Как только намоточная машина начала продаваться, Тоёда сосредоточился на усовершенствовании ткацкого станка. В 1896 году появился ткацкий станок с электроприводом «Тоёда» — первый станок такого типа, произведенный в Японии. Станок был относительно недорогой и значительно повышал производительность труда и качество ткацких изделий.

Очевидные преимущества нового ткацкого станка оценил один из клиентов Тоёда, которого звали Тохати Исикава. Он предложил организовать ткацкое производство. Вскоре Тоёда стал партнером в новой компании «Окава Мэмпу» в городе Ханда префектуры Аити. Предприятие начало выпускать на новых станках высококачественную ткань.

Ткацкий станок «Тоёда» привлек внимание и компании «Мицуи буссан», которая в 1899 году предложила открыть производство по изготовлению ткацких станков «Тоёда». Тоёда Сакити в этом новом предприятии стал главным инженером — руководителем производства ткацких станков и получил возможность полностью сосредоточиться на совершенствовании оборудования. Однако общие экономические условия были плохими, компания переживала трудные времена, что усложняло её дальнейшее развитие. 

В конечном итоге Тоёда оставил недавно начатое дело и открыл независимую компанию «Тоёда сё:кай», где смог заняться улучшением своих машин. Тоёда сфокусировался на изобретении устройства, которое могло бы автоматически заменить челнок, когда уток заканчивался. Первый автоматический механизм смены челнока появился в 1903 году, но в это время перед изобретателем появилась другая цель: создание кругового ткацкого станка. Так Тоёда двигался от одной цели к другой, но для решающего успеха ему требовались новые знания.

В 1910 году Тоёда отправился в длительную поездку в США и Англию. Масштабы возможностей современного ткацкого оборудования потрясали его, но он заметил и слабые места. В результате Тоёда убедился в оригинальности и преимуществах своих изобретений. Он вернулся в Японию, полный смелых замыслов, которые позволили ему начать новый этап предпринимательства и приступить к созданию автоматизированной ткацкой фабрики около Нагоя, которая стала полигоном для испытания и развития не только технических и творческих возможностей, но и для формулирования основных принципов автоматизированного производства. Дело, начатое Тоёда Сакити, было продолжено его наследниками, которые смогли значительно расширить сферы деятельности и построить успешный автомобильный бизнес.

Основание «Сэйко»  

История компании «Сэйко» неразрывно связана с именем её основателя — Хаттори Кинтаро (1860–1934), его философией ведения дел, умением определять далекие цели и оценивать перспективы.

Он родился в районе Унэмэ в Эдо в конце 1860 года в семье торговца антиквариатом. В детстве Кинтаро учился в храмовой школе, где осваивал азы письма и арифметики, но уже тогда он знал, что хочет стать торговцем. В 11 лет он поступил учеником в лавку Цудзия — оптового торговца галантерейными изделиями в районе Кёбаси, который импортировал товары напрямую из-за границы. В 13 лет Кинтаро зашёл в магазин Кобаяси недалеко от лавки Цудзия — традиционный магазин часов, основанный в эпоху Эдо. После этого Кинтаро твердо решил стать часовщиком.

Приняв такое решение, он поступил в часовой магазин Камэда в районе Нихонбаси. Через два года его перевели в магазин часов Саката в Уэно, где он научился и продавать, и ремонтировать часы. Но вскоре владелец магазина был вынужден объявить о банкротстве и закрыть магазин. Когда Кинтаро уходил из магазина, он выразил благодарность его бывшему хозяину, предложив ему деньги для восстановления дела, которые сэкономил, работая там. Владелец был глубоко тронут, а этот эпизод до сих пор приводится как пример щедрости и преданности Хаттори Кинтаро.

В 1877 году Кинтаро вернулся домой и установил при входе в дом вывеску «Ремонт часов Хаттори». Он начал ремонтировать и продавать подержанные часы, собирая средства для самостоятельного предприятия. В 1881 году Хаттори открыл собственную лавку недалеко от дома.

В Японии усиливался интерес к часам. Пионеры часового дела в Токио, Осака и Нагоя изучали карманные часы и пытались их делать на основе западных аналогов. Однако большинство японских торговцев покупало часы у иностранных компаний, созданных в Йокогаме, Кобэ и других открытых портах. Иностранцы обычно заключали соглашения с японскими партнёрами, обязывающие магазины платить в раз в месяц. Однако многие магазины настаивали на том, чтобы осуществлять платежи в соответствии с традиционной деловой практикой периода Эдо, то есть только дважды в год: один раз во время праздника О-бон (середина августа) и один раз в конце года. 

Иностранные поставщики были недовольны такими условиями. Хаттори удалось организовать новые взаимоотношения с поставщиками и торговцами часов. Он жёстко придерживался условий каждого делового соглашения невзирая на трудности, завоевал в деловом сообществе репутацию надёжного партнера. Многие иностранные торговые компании поставляли свои новые модели только для магазина Хаттори. Это преимущество позволило сделать значительный шаг вперед в течение относительно короткого периода. В 1886 году, во время экономического бума, Хаттори сконцентрировался на оптовой и розничной продаже импортных часов. Заработанные средства позволили в 1887 году лавке Хаттори переехать в район Гиндза, в самый центр Токио.

В связи с развитием часового дела в Японии стали появляться профессиональные организации часовщиков. В 1891 году Хаттори попросили занять две важные должности: директора Токийской ассоциации часовщиков и члена Токийской торговой палаты.

В 1892 году, ободрённый экономическим подъемом и общими результатами, Хаттори поставил себе амбициозную цель: начать собственное производство часов в Японии. В том же году Хаттори вместе с талантливым инженером Ёсикава Цурухико основали часовую фабрику «Сэйко:ся» и начали изготовление настенных часов в Токио в районе Ёсивара на свободном участке земли при заводе по производству селитры.

Вскоре после основания фабрики «Сэйко:ся» Хаттори построил общежитие и начал обучать сотрудников, готовить квалифицированных техников. В 1900 году он организовал вечерние занятия в общежитии, во время которых работники изучали японский язык, математику и каллиграфию.

Часы новой компании стали продаваться сначала в прежнем небольшом магазине, а уже в 1895 году Хаттори приобрёл участок на углу центрального квартала Гиндза, где построил здание с часовой башней и открыл новый магазин. В то время Гиндза был на переднем крае вестернизации, а башня с часами Хаттори стала символом района. Хаттори был полон желания изучать и использовать западные передовые технологии изготовления часов. Он активно работал над созданием самого современного завода, поэтому закупил в Америке оборудование, приобрел и внедрил самые передовые на тот период технологии.

В области часового производства Хаттори пытался догнать развитые западные страны, быстро организуя производство разнообразных изделий высокого качества: настенные часы — в 1892 году, карманные часы «Timekeeper» — в 1895 году, будильник — в 1899 году, карманные часы «Excellent» — в 1902 году, карманные часы «Empire» — в 1909 году, первые в Японии наручные часы «Laurel» — в 1913 году. Часы «Empire» были признаны превосходящими западные аналоги и получили широкое распространение в Японии и за рубежом.

Появление «Ямаха»

«Ямаха» является одной из старейших компаний мира. Она прошла путь от мелкого производства музыкальных инструментов до всемирно известной компании, работающей в нескольких инновационных отраслях.

Её основатель Ямаха Торакусу родился в 1851 году, а умер в 1916-м. Отец его служил в клане Кисю астрономом. Торакусу с детства был окружен книгами и оборудованием для астрономических наблюдений, а потому живо интересовался науками и техникой.

Торакусу хотел создать предприятие, которое бы занималась изготовлением часов. В 1871 году с намерением осуществить свою мечту он уехал в Нагасаки, где поступил на обучение к английскому часовому мастеру, но за несколько лет учёбы и работы не смог накопить средств, достаточных для начала своего дела. Поэтому он переехал в Осака и стал работать в компании, ремонтирующей медицинское оборудование.

В 1884 году была получена заявка из больницы города Хамамацу. Компания командировала туда Ямаха Торакусу для выполнения заказа на месте, и эта поездка стала поворотным моментом в его жизни.

В 1887 году в музыкальной школе Хамамацу сломалась фисгармония, которую привезли в своё время из США для занятий музыкой. В городе не было мастерских по специализированному ремонту фисгармоний, и по рекомендации больницы дирекция школы обратились к Ямаха Торакусу с просьбой о помощи. Он согласился, хотя впервые имел дело с фисгармонией. Ремонт дал возможность познакомиться с необычным музыкальным инструментом. Через некоторое время работа была благополучно закончена, однако интерес к этому музыкальному инструменту остался, и более того, появилось желание сделать фисгармонию самостоятельно. Ямаха знал, как дорого стоил привезённый в школу инструмент, и подумал, что было бы неплохо организовать в Японии производство фисгармоний и продавать их по доступной цене.

Его компаньоном в этом начинании стал Каваи Кисабуро, который работал в Хамамацу в слесарной мастерской. Он предоставил землю и капитал. Вдвоём Ямаха и Каваи сделали первую фисгармонию, пройдя длинный путь проб и ошибок. Однако проверка инструмента в местной музыкальной школе провалилась, мнение об изделии было очень невысоким.

Несмотря на это Ямаха и Каваи решили показать свой инструмент специалистам в Токио, думая одновременно и о возможности начать переговоры о продажах. Но для этого надо было перевезти инструмент из Хамамацу в Токио. Железнодорожного сообщения с Хамамацу в ту пору не было, и транспортировать инструмент пришлось в упаковке, размещенной на коромыслах.

В Токио инструмент доставили в Управление по делам музыкального обучения Министерства образования. Там сказали, что фисгармония никуда не годится, звучание совершенно не отлажено. Однако усилия мастеров были оценены, и они получили возможность прослушать в течение месяца специальный учебный курс. По возвращении в Хамамацу работы начались заново, и новая фисгармония, представленная в Токио, получила хорошую оценку. Это стало началом производства фисгармоний в Японии. В 1889 году была основана компания «Ямаха фукин сэйдзосё» («Фабрика фисгармоний Ямаха»), которая стала первым в Японии предприятием по производству европейских музыкальных инструментов.

В 1897 году компания стала называться «Ниппон гакки» («Японские музыкальные инструменты») и стала изготавливать также пианино и другие музыкальные инструменты, новые для Японии. Музыкальные инструменты, изготовленные в компании, постепенно получали признание в Японии, а в 1904 году были представлены в США на Всемирной выставке в Сент-Луисе и удостоились почётного приза. Так изделия марки Ямаха вышли на международную арену.

Вместо заключения

Исследования, касающиеся жизни и деятельности незаурядных предпринимателей, помогают открыть новые страницы истории экономики Японии. Даже короткий рассказ о нескольких выдающихся предпринимателях эпохи Мэйдзи позволяет составить представление о масштабах и направлениях их деятельности, создать своеобразную галерею их портретов на фоне событий эпохи.
IQ

2 июля, 2021 г.