Доля креативных индустрий в валовом внутреннем продукте США и Китая по 4,2%, в России — всего 2,2%. О чём речь и можно ли сравнивать? Разбираемся на основании доклада «Креативная экономика Москвы в цифрах», подготовленного экспертами Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.
Когда появился термин «креативная экономика»?
Термины «креативная экономика» и «креативная индустрия» вошли в оборот в конце 1990-х – начале 2000-х годов. В 1994-м в Австралии был выпущен правительственный доклад «Креативная нация: культурная политика Австралийского союза». В документе подчеркивался экономический потенциал отраслей культуры и искусства, в которых на тот момент было занято около 336 тыс. жителей страны, а индустрия в целом ежегодно зарабатывала 13 млрд долларов.
В 1998 году Департамент культуры, медиа и спорта Великобритании сформулировал официальное определение креативных индустрий: «виды экономической деятельности, основанные на индивидуальных творческих способностях, навыках и талантах и обладающие потенциалом создания добавленной стоимости и новых рабочих мест посредством генерации и использования интеллектуальной собственности».
Формулировка стала единой для всех стран?
Общего определения, как и единого термина, до сих пор нет. В ЕС применяют понятие «культурные и креативные индустрии» (cultural and creative industries). В ЮНЕСКО — «креативные индустрии». В ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) — «охраняемые интеллектуальным правом индустрии» (copyright industries). В Республике Корея и Японии — «индустрия контента» (content industry), которая ассоциируется с новыми технологиями. Существуют термины «медиаиндустрия» и «экономика впечатлений».
А можно точнее?
Обязательно! На основе определений Департамента культуры, медиа и спорта Великобритании и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в Институте статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ предлагают использовать два пересекающихся понятия:
Креативная экономика — совокупность общественных отношений и практик хозяйственной деятельности, в основе которой лежат взаимосвязи между творчеством, культурой, экономикой и технологиями.
Креативные индустрии — секторы экономики, значимая часть добавленной стоимости которых формируется за счёт творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность.
И как всё это измеряют?
Очень по-разному, в некоторых странах существуют различия даже на уровне регионов и городов. Ряд национальных стандартов сформировался на основе британского подхода, представленного в 1998 году. В основу расчётов легли показатели 13 видов экономической деятельности: рекламы, архитектуры, ремёсел, дизайна, моды, кино, музыки, исполнительского искусства, издательского дела, программного обеспечения, телерадиовещания, рынка искусства и антиквариата.
Этот подход (его называют отраслевым) сегодня самый распространённый. Во многих государствах созданы свои классификаторы креативных индустрий, а чтобы данные были сопоставимы, все придерживаются рекомендаций международных организаций — ЮНЕСКО, ЮНКТАД, ВОИС, Евростат.
Неужели творческая деятельность стала вопросом государственного значения?
В развитых странах — да. Ведь вклад креативных индустрий в ВВП там очень значителен. Так, в Австралии это 5,7%, Великобритании — 5,5%, в США и Китае — по 4,2%, Италии — 3,8%, Германии — 3,1%.
Экономический потенциал творческих способностей своих граждан поддерживают, например, Австралия, Германия, Республика Корея. А в Великобритании даже реализуют специальную стратегию и планируют стать мировыми лидерами в области креативных индустрий. На территории Евросоюза для помощи организациям и представителям творческих профессий работает программа «Креативная Европа» (Creative Europe) с бюджетом в 1,46 млрд евро.
В России тоже есть что-то подобное?
Федеральная политика в этой сфере в России только формируется. Идёт движение в отдельных регионах, но выделяется среди всех пока только Москва. В 2020 году при Департаменте предпринимательства и инновационного развития в столице учреждено Агентство креативных индустрий, а на базе Центра дизайна Artplay создан первый креативный технопарк. В планах регионального правительства разработать и Стратегию развития креативных индустрий.
Москва — первый и пока единственный российский город, чья креативная экономика проанализирована и оценена учёными. По официальным данным и на основе собственных методов, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представил детальный портрет отрасли. Измерен объём рынка, подсчитаны его участники, масштабы занятости и торговли, разработаны креативная карта столицы, классификаторы индустрий и профессий.
Значит, Москва — креативная столица страны. Что это значит?
Здесь всегда была высокая концентрация творческого потенциала и спроса на подобного рода продукты и услуги. К примеру, в столице практически полностью сосредоточена деятельность кино-, теле- и радиовещательных компаний, рекламных агентств, «осваивается» каждый второй рубль добавленной стоимости издательской отрасли.
Столичные организации создают около 1,12 трлн рублей, или 54% добавленной стоимости креативных индустрий в России. Они обеспечивают четверть всех занятых в креативной экономике страны. В Москве, с учётом традиционных отраслей, трудится почти каждый пятый творческий работник (около 829 тыс. чел.).
В город ввозится 55% всех «креативных» товаров, в основном дизайнерская продукция (модные аксессуары, игрушки, предметы интерьера и проч.) и свыше 20% отечественных товаров уходит на экспорт, как правило — печатные издания, модные аксессуары и игрушки.
Российский творческий сектор на примере Москвы – это…
16 отраслей;
Источник: доклад «Креативная экономика Москвы в цифрах». ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2021
Порядка 113 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей, заработавших в 2019 году 4 трлн рублей (общий объём выручки по оценке НИУ ВШЭ);
6,29% — доля в ВРП города. Для сравнения доля строительной отрасли в 1,6 раза меньше — 3,9%.
В пятёрке самых крупных креативных секторов — ИТ и видеоигры, реклама, архитектура, телерадиовещание, издательская деятельность. Суммарно они дают около 89% объема выручки креативного сектора.
Источник: доклад «Креативная экономика Москвы в цифрах». ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2021
Как быть со стереотипом о творцах одиночках? В креативной экономике больше индивидуальных предпринимателей, чем организаций?
Исследование показало, что нет. В Москве больше организаций. Правда, ненамного — примерно 58 тысяч против 54 тысяч. В некоторых отраслях индивидуальные предприниматели доминируют: в фотографии (84,7%), на арт-рынке (84,4%), в дизайне (79,1%), музыке (77,5%), кино и анимации (67,4%). При этом именно ИП делают индустрию молодой: 41% из них работают меньше трёх лет.
Сколько в отрасли творческих профессий?
По классификатору от ИСИЭЗ НИУ ВШЭ таких профессий 38.
Источник: НИУ ВШЭ на основе классификатора креативных профессий Великобритании (UK DCMS, 2016), Стандартного классификатора занятий Великобритании (SOC 2010) и Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ-2014).
Здесь много разных специальностей: от вышивальщиц, гончаров и кузнецов до музыкантов, писателей, архивистов, программистов, руководителей служб маркетинга и PR. Это основной штат индустрии. В Москве на него приходится более 50% занятых.
Максимум (свыше 70%) в фото- и ювелирном деле, на арт-рынке, в архитектуре и ИТ. «В других отраслях показатель ниже (в пределах 50–60%) за счет необходимости масштабного вовлечения в рабочие процессы вспомогательного персонала», — комментируют в Институте.
Токио позиционируется как центр искусств, Пекин и Берлин — центры дизайна. А Москва?
«Москва — это, безусловно, город с развитой цифровой инфраструктурой и масштабным ИТ-сектором, — рассказал IQ.HSE один из авторов доклада, заместитель директора Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Михаил Гершман. — В столице находятся крупнейшие российские разработчики программных продуктов и видеоигр (Яндекс, Mail.ru и др.). Почти 70% добавленной стоимости в этом секторе создают московские компании.
Ещё один крупный креативный сегмент столицы — рекламная индустрия. Многие эксперты фактически приравнивают московский рынок рекламы к российскому. В 2019 году Москва стала одним из мировых лидеров по числу рекламных агентств, вошедших в топ-100 рейтинга Global Effie Awards, опередив по этому показателю Нью-Йорк. Одновременно в Москве развиваются и другие, пока менее масштабные, но перспективные индустрии — анимация, модная индустрия, архитектура, арт-индустрия и дизайн».
А каков вклад креативного сектора разных городов мира в их экономику?
Доля креативных индустрий в валовом продукте Лондона — 12,1%, Пекина — 14%, Москвы — 6,3%, Гонконга — 4,4%, Мельбурна — 4,2%. Однако учёные предупреждают: сравнивать эти мировые столицы между собой сложно, в том числе из-за разных подходов к составу отраслей. В Пекине, например, к креативному сектору относят производство и торговлю сопутствующей продукцией (техника, оборудование и проч.).
Вместе с тем, обращают внимание авторы доклада, «двукратное отставание Москвы от Лондона — одного из глобальных лидеров в области развития креативных индустрий — при общей близости подходов к оценке их доли в ВРП демонстрирует потенциал дальнейшего роста креативного сектора в столице нашей страны и возможность выполнения ею роли мирового центра креативности в обозримом будущем».
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!