Суть: В ближайшее столетие человечество может столкнуться с катастрофическими последствиями из-за глобального потепления: рост количества наводнений, ураганов, землетрясений и т.д. Россия несёт ответственность за почти 5% мировых выбросов углекислого газа, ведущих к парниковому эффекту. Проэкологическое поведение российских компаний может стать весомым вкладом в защиту окружающей среды.
На деле: Сейчас лишь около одной пятой российских компаний, входящих в топ-100, занимаются вопросами экологии. А именно — обозначают их в своих официальных миссиях. Эти показатели, хотя и могут, на первый взгляд, показаться низкими, соответствуют тем не менее мировым тенденциям.
Учёные из НИУ ВШЭ, ЮФУ и ЧГУ провели первое в России исследование, посвящённое активности крупнейших отечественных предприятий в области экологии. В фокус внимания попали 100 российских компаний — лидеров национального бизнеса. Выяснилось, что 18,5% крупнейших корпораций России занимаются вопросами окружающей среды — по крайней мере публично заявляют об этом в своих миссиях. Большинство из них входят в группу из 25-100 крупнейших по общей стоимости компаний страны и одна в группу из 10 крупнейших. Все эти организации представляют пять отраслей: производство углеводородов, добыча (руда и уголь), производство и передача электроэнергии, химическое производство, транспорт. Результаты работы опубликованы в журнале Climate.
Учёные-экологи уже несколько десятилетий обеспокоены проблемой изменения климата и связанного с ним глобального потепления.
Среди серьезных последствий глобального потепления:
Таяние арктических льдов. Средняя температура в Арктике повышается вдвое быстрее, чем в остальных частях мира. К 2050 году ущерб зданиям и инфраструктуре России от таяния арктических ледников может превысить $100 млрд, поданным The New York Тimes .
Природные катаклизмы — увеличение частоты наводнений, засух, ураганов, цунами, оползней, рост сейсмической активности
Аномальная жара. Пример — лето 2010 года в европейской части России, когда в Подмосковье разразились лесные пожары, а Москву накрыл смог, что привело к повышенной смертности населения в тот сезон.
Закисление океана, потенциально угрожающее коралловым рифам, рыболовству, охраняемым природным ресурсам.
Исчезновение многих видов растений и животных. По некоторым данным, через 100 лет может исчезнуть до 50% всех видов растений и животных.
Социальные последствия — массовая потеря жилья людьми, миграции, увеличение преступности. Через полвека до 3,5 млрд человек могут оказаться в непригодных для жизни условиях.
Рост заболеваемости и увеличение человеческой смертности, в том числе количества самоубийств.
Россия — одновременно и фактор, способствующий изменению климата, и его возможная жертва, отмечают учёные. С одной стороны, страна обладает богатыми природными ресурсами, эксплуатация которых вызывает экологические нарушения. С другой — географическое положение России в северной части Евразии и вблизи Арктики, где ожидается значительное потепление, делает её одним из государств, наиболее подверженных изменению климата.
Ожидаемое столетнее повышение годовой температуры в стране составляет 2-7%, а в арктических регионах, по прогнозам учёных, способно достигнуть даже 10%. Количество осадков может увеличиться на 10-30% и более. В начале 2020 года правительство РФ даже утвердило национальный план адаптации к изменению климата, в котором определены меры по разработке отраслевых и региональных планов.
Исследователи из НИУ ВШЭ, МГУТУ им. К.Г. Разумовского, Южного федерального университета и Череповецкого государственного университета решили изучить, насколько ведущие производственные компании страны озабочены проблемами изменения климата и поддержки экологии.
Объектом исследования учёных оказались 100 российских компаний с самой высокой капитализацией. По сути это лидеры национального бизнеса. У каждой из них проверили наличие миссии в открытом доступе в онлайн-формате.
Миссия компании — важный элемент корпоративной стратегии, отражающий бизнес-приоритеты предприятия, философию, смыслы и цели существования.
В результате обнаружилось, что на сайтах компаний опубликованы миссии только 81 предприятия из топ-100. После чего учёные провели их контент-анализ.
Выяснилось, что только 18,5% крупнейших российских компаний занимаются вопросами окружающей среды, то есть по крайней мере обозначают их в своих миссиях. Большинство предприятий входит в группу из 25-100 крупнейших в стране по общей стоимости и только одна (Роснефть) — в число 10 крупнейших.
Результаты, как отмечают авторы, демонстрируют что проэкологическое поведение типично для относительно узкого круга российских лидеров бизнеса. Но в то же время 18,5% — это значение, схожее со среднем по миру. « Например, только 14,8% компаний, включенных в список S&P 500, имеют компоненты, направленные на защиту окружающей среды, в своих стратегических документах», — говорится в исследовании.
Авторы уточняют, что компании, выражающие озабоченность экологией, представляют пять отраслей: производство углеводородов, добыча (руда и уголь), производство и передача электроэнергии, химическое производство, транспорт.
При этом экологическая составляющая присутствует в миссиях:
33% крупнейших углеводородных компаний;
47% энергетических компаний;
40% химических компаний;
67% горнодобывающих;
20% транспортных.
Эти цифры, по мнению учёных, означают, что проэкологическое поведение довольно типично для нескольких важных российских отраслей. Однако не для всех.
Также исследователи заключают, что проблемы, связанные с окружающей средой, достаточно разнообразны в миссиях предприятий. Но некоторые из них демонстрируют сходство.
Авторы выделили с помощью контент-анализа четыре основные темы:
забота о природе;
экологизация производства (включая возобновляемые источники и экологическую безопасность);
энергоэффективность;
экологические стандарты.
Забота о природе встречается в семи утверждениях (47%), экологизация продукции зарегистрирована в шести случаях (40%), четыре утверждения касаются нергоэффективности (27%), экологические стандарты отмечены также в четырёх случаях (27%).
Ведущие российские компании всё же стремятся к проэкологическому поведению, считают авторы. Многие зарегистрированные понятия не являются слишком философскими, а относятся к конкретным технологическим процессам и нормативным актам. « Это свидетельствует о « зрелом», ориентированном на экологию мышлении лидеров национального бизнеса», — комментируют учёные.
Но есть и другой важный вопрос — конкретная деятельность. « Мировая практика показывает, что некоторые компании могут использовать всемирно популярную тему экологии для улучшения своего имиджа, но не для решения реальных проблем», — отмечают авторы, но при этом уточняют, что формулировки миссии — не единственный инструмент бизнеса в связях с общественностью.
Чтобы понять масштабы конкретной деятельности, нужны данные из корпоративных отчётов. Но они, как говорится в исследовании, нередко закрыты, недоступны для анализа.
В целом даже если заявления миссии отражают только намерения, они являются важными — как своего рода « информационное давление» на всё деловое сообщество, считают учёные. Другие исследования, например, показывают, что проэкологическое поведение топ-менеджеров стимулирует такое же поведение сотрудников в российских компаниях.
Нужны дальнейшие исследовательские проекты в этой области, резюмируют авторы. Например, позиции российских менеджеров в области охраны окружающей среды могли бы быть изучены с помощью анкет и интервью.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!