Всех и во всём ли? — уточняет с опорой на данные официальной статистики и социологических опросов Высшей школы экономики первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.
Леонид Гохберг,
первый проректор, директор Института
статистических исследований и экономики знаний
(ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ
В развитие цифровой экономики граждане вкладываются уже почти наравне с организациями. Ещё до пандемии, в 2019 году, затраты домохозяйств на цифровые технологии составляли 40%. В прошлом году из-за перевода многих процессов в онлайн вовлечение населения в интернет-среду усилилось, вместе с тем обозначились и различные аспекты цифрового неравенства.
В России, согласно последним имеющимся данным официальной статистики за 2019 год, три четверти (76,9%) домохозяйств подключены к интернету. Для сравнения: к глобальной сети, по данным Международного союза электросвязи, подключено более половины населения Земли (53,6%), в развитых странах — 86,6% взрослого населения, в развивающихся — 47%.
Подавляющее большинство российских интернет-пользователей в сеть выходят ежедневно. За десятилетие их доля выросла почти втрое (с 26% в 2010 год до 72,6% в 2019), причем ежедневная интернет-аудитория расширяется преимущественно за счёт граждан старших возрастов. В мире почти абсолютного покрытия добилась Южная Корея (99%), к такому же уровню близки Великобритания, Германия, Финляндия и Швеция (94–96%).
Важным трендом, который наблюдается в течение последнего пятилетия, стала «мобилизация» интернета: на фоне более низких тарифов на мобильный интернет в сравнении с фиксированным и стремительного развития гаджетов более половины (59,2%) взрослых россиян подключаются к сети вне дома или работы с помощью смартфонов (в 2015 годом — 37,6%). Ещё выше эта доля среди молодежи: как городской (более 87%), так и сельской (73%).
По уровню развития телекоммуникаций и использованию информационно-компьютерных технологий заметны сильные диспропорции среди российских регионов. Весьма неоднородными темпами внедряются, например, широкополосные сети, которые, как подчеркивает Международный союз электросвязи, в XXI веке относятся к важнейшим элементам национальной инфраструктуры наравне с транспортными, энергетическими и водными коммуникациями.
Разброс между регионами с преобладанием сельского населения и другими по этому показателю весьма значителен. Например, на 100 человек населения в 2019 году в Республике Ингушетия насчитывалось 1,5 абонента фиксированного широкополосного доступа в интернет (ШПД), в Республике Дагестан — 3,2 против 37,5 в Новосибирской области и 22,3 в целом по стране.
Интеграция населения в цифровую экономику, освоение новых технологий и цифровых навыков прямо коррелируют с факторами возраста и места проживания людей. В 2019 году сельской местности к сети подключены 68% россиян; при этом вдвое больше (18,8%) тех, кто никогда не открывал интернет (против 9% среди горожан). В целом по стране каждый десятый никогда не использовал интернет (11,4%), главным образом в силу субъективных причин: отсутствия интереса, необходимости и соответствующих навыков. Население, не использующее интернет, состоит на 91% из лиц старше 50 лет.
Основные причины выхода в сеть у взрослых россиян стабильно, в течение многих лет, связаны с общением и участием в соцсетях. В 2019 году в них были вовлечены 76,7% населения в возрасте от 15 до 74 лет. Вторая по значимости цель — поиск информации, начиная с товаров и услуг (56,5%), развлекательного контента (47,6%) и заканчивая поиском образовательных курсов (9,8%) и дистанционным обучением (3,4%). Каждый второй россиянин (51,6%) ещё до пандемии освоил интернет-банкинг.
Распространенность цифровых развлечений тесно связана с доступностью высокоскоростного интернета и мощных компьютеров, поэтому городские дети играют в компьютерные игры и смотрят фильмы заметно активнее, чем дети из сел (80,9% против 72,7%). Подготовка к урокам и школьным проектам была самой частой причиной использования компьютера детьми, проживающими на селе (78,4%), и второй по значимости — у городских детей (78,7%).
Если до пандемии цифровые технологии рассматривались как одно из возможных инструментальных решений, дополняющих физическую реальность, то в 2020 году они фактически стали альтернативной реальностью, в которую перешли многие повседневные рутинные задачи.
Для анализа изменений в потребительском поведении интернет-пользователей и оценки эффектов «вынужденной» (и к тому же срочной) цифровизации населения ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в ноябре 2020 года провёл онлайн-опрос среди взрослой интернет-аудитории. Результаты обследования наглядно показывают значительное влияние пандемии на вовлечение россиян в цифровую среду.
В 2020 году 76% опрошенных стали чаще применять цифровые инструменты для решения многих, хотя и далеко не всех, повседневных задач. Наиболее заметно вынужденная цифровизация повлияла на потребление информационного и развлекательного контента (игры, фильмы и сериалы, музыка), межличностное общение и использование образовательных услуг. Прирост интенсивности применения интернета в этих видах деятельности варьирует в диапазоне от 37 до 43 процентных пунктов, то есть более трети потребителей таких сервисов стали чаще их использовать именно в период социальной изоляции. Но, как было сказано выше, коммуникации у россиян и до пандемии были самой популярной целью выхода в сеть.
Ноябрьский опрос продемонстрировал, что различные цифровые практики стали более востребованными в условиях самоизоляции и в перспективе могут серьезно потеснить традиционные. Самые высокие значения индекса цифровизации (более 70 п.п.) наблюдаются у таких практик, как поиск информации, использование госуслуг, продажа товаров, потребление развлекательного контента. Самые низкие значения индекса (31-32 п.п.) — у цифровых медицинских услуг и занятий спортом/танцами. Однако в относительном выражении (разница между наблюдаемым уровнем цифровизации и приростом активности применения цифровых инструментов) переход в онлайн этих практик был более интенсивным. Аналогичная картина наблюдается для индивидуальной деловой активности, творческих занятий и хобби.
Примерно в трёх из 24 социальных практик, по поводу которых проводился опрос, респонденты в равной степени обращались к онлайн- и офлайн-форматам. К ним, в частности, относится приобретение товаров и услуг. Индекс цифровизации этого вида деятельности (53 п.п.) показывает, что наряду с онлайн-покупками (их в 2020 году совершали 74% респондентов), россияне продолжали ходить и в обычные магазины. В доковидном 2019-м к интернет-шоппингу были готовы чуть более трети (35,7%) населения против 63% в среднем в странах ЕС.
Несмотря на активный переход в онлайн, далеко не все виды работы оказалось возможным перевести на дистант: подавляющее большинство трудоустроенных респондентов (70%) в 2020 году работали очно. И хотя каждый второй опрошенный (44%) в той или иной степени использовал интернет для работы, основные свои обязанности занятые пользователи чаще выполняли без него. По оценкам Минтруда России, за время пандемии на дистанционную занятость перешли почти 6 млн россиян (11% трудоустроенных), но в дальнейшем сохранить такой формат смогут 5% работников.
Апробированные в период социальной изоляции интернет-практики определенно повысят общий уровень цифровых навыков россиян, который ещё в допандемийном 2019 году оценивался как один из самых низких на фоне большинства европейских стран. К такому эффекту, конечно, хотелось бы прийти в совершенно иных обстоятельствах и за счёт более мягких стимулов, но развитие цифровой экономики давно набрало стремительный темп, и в новой реальности онлайн-практики получат ещё большее распространение. Причём есть все основания полагать, что дальнейшая цифровизация может привести к появлению новых факторов для цифрового неравенства, прежде всего на уровне индивидуальных практик и различий в цифровых навыках.
Благодаря навыкам владения компьютером и подключению к глобальной сети уже сейчас в разных точках страны граждане получают (либо нет) возможность доступа к более качественным образованию, медицинским услугам, досугу; заказывать продукты онлайн по более низким ценам и т.д. Устранить факторы цифрового неравенства лишь за счёт обеспечения равного доступа к интернету вряд ли возможно, здесь требуются системные решения по поддержке спроса населения на цифровые услуги и широкомасштабному обучению цифровым навыкам.
Многие россияне в период социальной изоляции оказались вынужденными пересмотреть свои профессиональные планы и трезво оценить имеющиеся компетенции сквозь призму новых реалий и старались повысить уровень образования на разных учебных курсах и тренингах. Если в 2019 году, как показал опрос населения, самообразованием с разной интенсивностью занимались в среднем примерно треть (36%) россиян, то среди интернет-пользователей эта доля достигала 44%.
Период пандемии не только интенсифицировал частоту пользования онлайн-сервисами, но и спровоцировал рост показателей цифровой грамотности. Так, в течение прошлого года каждый третий интернет-пользователь (34%) освоил новые цифровые навыки, а почти каждый второй (48%) планирует научиться чему-то новому.
Очевидно, что одним из положительных эффектов вынужденной цифровизации в течение 2020 года стало расширение практик самообразования в разных группах общества, повышение уровня цифровой грамотности и в перспективе — общего уровня человеческого потенциала страны.
IQ
Справочно: Тренды в развитии информационного общества Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучает с начала 2000-х. Цифровой повесткой занимаются почти половина из его 20 центров, используя для этого инструменты статистики, социологии, анализа больших данных, мониторинговых и форсайт-исследований. Влияние пандемии на социальные практики коллектив ИСИЭЗ изучает также в рамках созданного в НИУ ВШЭ научного центра мирового уровня — Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала.
В этом материале представлены результаты исследования ИСИЭЗ, проведенного в ноябре 2020 года с целью оценить уровень интеграции населения в цифровую экономику и возможные эффекты пандемии на эти процессы. Общая выборка составила 3000 респондентов в возрасте от 14 лет и старше и отражает социально-демографическую структуру российской аудитории глобальной сети.
Также приводятся данные из нового статистического сборника серии «Цифровая экономика», которую ИСИЭЗ ежегодно публикует совместно с Минцифры России и Росстатом, и 4-го издания из серии ежегодных аналитических докладов о трендах развития интернета в России и мире, выпускаемой совместно с Координационным центром доменов .RU/.РФ.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!