Гендерные стереотипы устаревают, но гендерных признаков никто не отменял. Женщины и мужчины по-разному ведут себя в социуме, оценивают своё место в нём, включаются в отношения с окружающими. Нюансы мужского и женского поведения IQ.HSE сравнил по данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, собранных в ходе серии всероссийских опросов 2020 года.
Свыше половины (53%) россиян не согласны на безвозмездный труд в каких бы то ни было общественных организациях. Среди мужчин таких 57%. Среди женщин меньше — 49%. Работают без оплаты тоже в основном (66%) — женщины.
Лишь каждый пятый (21%) житель России знает о благотворительных мероприятиях и акциях, проводимых в его населённом пункте. Женщины в курсе событий («если не знают, то хотя бы что-то слышали») намного чаще мужчин: 60% против 45%.
Они же активнее в помощи нуждающимся. Например, вещами. В 2020 году безвозмездно помогали ими 50% женщин и в два раза меньше (26%) мужчин.
Среди россиян, делающих денежные пожертвования, в том числе подающих милостыню, женщин 58%, среди жертвующих деньги часто — 61%.
Источник: Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 2020
На помощь больным детям направляют денежные пожертвования 28% мужчин и 38% женщин, а на помощь животным — соответственно 11% и 17%. В остальных сферах разница невелика или отсутствует. Так, пожилым людям помогают по 16% россиян вне зависимости от пола, а средства для детей-сирот перечисляют 12% мужчин и 14% женщин. При этом и мужчины, и женщины в равной мере (в целом — 79% россиян) считают, что государство в первую очередь должно поддерживать НКО, помогающие больным детям.
Большинству российских НКО можно доверять, полагают 44% женщин. Мужчины настроены осторожнее — 36%. Доля мужчин и женщин, задействованных в НКО, примерно одинакова (24% и 29%), но формы участия разные: женщины реже выступают в роли членов организаций, зато чаще трудятся добровольцами, присутствуют на собраниях и конференциях.
Источник: Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 2020
Причём как мужчины, так и женщины. Среди первых знающих о таких организациях в своем городе или селе лишь 6%, среди вторых — 15%. В целом по стране всего 9%. Информацию в основном получают от других людей или через интернет. При этом заботу о материнстве и детстве россияне вне зависимости от пола называют в числе самых значимых сфер деятельности НКО, после здравоохранения и помощи малообеспеченным.
Каждый третий житель России теряет до 1000 рублей в месяц из-за того, что не успевает съедать все купленные продукты или приготовленные из них блюда. Каждый десятый — более 1000 рублей.
Мужчины по поводу таких излишков переживают меньше, а еду или продукты хорошего качества выбрасывают чаще, чем женщины.
Источник: Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 2020
Для женщин важнее (56% против 43% у мужчин) при покупке товара знать, что его производитель бережно относится к окружающей среде, не тестирует продукцию на животных, не нарушает прав работников.
Женщины больше готовы доплачивать за товар, понимая, что рост цены связан с соблюдением этических норм. Отказ носить одежду и обувь из натурального меха и кожи, приобретение продукции с маркировкой «эко» или «био» и косметики, не тестируемой на животных, — практики тоже преимущественно женские. За счёт них доля ответственных потребителей среди женщин (56%) в России выше, чем среди мужчин (49%).
Хотя, в отношении экологически ответственного поведения гендерные различия, возможно, будут стираться. Опросы показывают, что в ближайшие год–два женщины чаще мужчин намерены экономить воду (25% против 20%) и покупать товары в биоразлагаемой упаковке (9% против 6%).
Источник: Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 2020
Под патриотизмом женщины чаще, чем мужчины, понимают любовь к своей стране (70% против 64%) и помощь нуждающимся (23% против 18%). Мужчины, в свою очередь, чаще считают, что быть патриотом — это говорить о стране правду, даже самую горькую (27% против 21%).
В целом в России любовь к стране — наиболее распространенная версия патриотизма. Самая непопулярная — тратить личное время и деньги на решение общественных проблем.
Источник: Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 2020
80% жителей России могут назвать себя счастливыми в той или иной степени — доля равна для мужчин и для женщин — и только 3% считают себя безусловно несчастными. Это, однако, не означает, что россияне довольны абсолютно всем: в целом удовлетворены своей жизнью 67% независимо от пола, из них 15% — безусловно.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!