Большинство иностранных студентов, обучающихся в России — из стран СНГ. Этому способствуют сохранившиеся социальные и культурные связи, а также хорошее знание русского языка. Граждане стран дальнего зарубежья руководствуются преимущественно экономическими соображениями и хорошей репутацией ведущих российских вузов. При этом часто они считают Россию небезопасной страной и оставляют в списке запасных альтернатив. Это показало исследование, проведенное Алёной Нефедовой, старшим научным сотрудником, доцентом Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Россия — одно из ведущих государств по численности иностранных студентов. В 2018-2019 годы, по данным Министерства высшего образования и науки, в стране обучалось около 280 000 иностранных граждан.
На государственном уровне экспорт образовательных услуг обозначен как стратегически важная задача. В 2013 году 21 российский университет получил дополнительные субсидии в рамках проекта 5-100, чтобы увеличить свою конкурентоспособность на глобальном образовательном рынке. Кроме того, в 2017 году правительство утвердило специальную программу под названием «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Частью этой программы стало развитие специальной информационной платформы «Study in Russia», которая предназначена для иностранных студентов и представляет более 500 российских вузов.
С 1999 года по 2016 количество студентов во всем мире, обучающихся за пределами родной страны, выросло с двух до пяти миллионов человек.
Несмотря на то, что Россия имеет успехи на глобальном рынке образовательных услуг, очень мало информации о том, по каким причинам иностранные студенты выбирают российские вузы. Алёна Нефедова из НИУ ВШЭ решила восполнить этот пробел.
Автор провела интервью с 40 студентами, получающими степень бакалавра или магистра в России. Среди них — 14 девушек и 26 юношей, 18 из них представляют страны СНГ, 22 — государства дальнего зарубежья. Сбор данных проходил с сентября 2016 по февраль 2017 года.
Большинство иностранных студентов в России — граждане стран СНГ. Традиционно лидирует Казахстан — около 68 тыс. человек обучалось в 2018-2019 годы. Далее с существенным отрывом идут Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Украина.
Автор рассмотрела результаты отдельно для двух групп — студентов из стран СНГ и Прибалтики и остальных государств, поскольку они существенно отличаются друг от друга по структуре мотивации получения образования в России. В ходе исследования использовалась теоретическая «Push-pull» модель.
«Push-pull» модель применяется в исследованиях миграционных процессов. Факторами «отталкивания» (push factors) мигрантов из родной страны могут быть, например, безработица или низкий уровень жизни. Примеры факторов «притяжения» (pull factors) — экономическая стабильность, подходящие климатические условия и политическое устройство.
Выяснилось, что одним из «выталкивающих» факторов для студентов из стран СНГ является дефицит рабочих мест на родине, а также невысокое качество высшего образования дома. Об этом респонденты говорили чаще, чем о проблеме доступа к высшему образованию или отсутствии необходимых специальностей. В странах СНГ, как отмечает исследовательница, достаточно много университетов, в том числе филиалов зарубежных или российских вузов.
В целом относительно «выталкивающих» факторов исследовательница делает вывод, что, в первую очередь, их определяет состояние рынка труда в странах СНГ, а также качество образования. В отдельных случаях большую роль играет дефицит доступа к университетским курсам на русском языке дома (Азербайджан и Туркменистан) и нестабильная политическая обстановка (Украина).
Одно из обстоятельств, с которым сталкиваются молодые люди из русскоговорящих семей в странах СНГ — языковой барьер. Из-за него молодые люди испытывают дефицит рабочих мест и потому едут в Россию. «Я собираюсь остаться в России. Невозможно, либо сложно найти работу в Туркменистане без идеального знания туркменского языка», утверждает студентка университета ИТМО (Санкт-Петербург), из русскоязычной семьи в Туркменистане.
Что касается стоимости образования, то для студентов из стран СНГ дома учиться выгоднее, главным образом — из-за меньших расходов на еду и жильё. Сама стоимость обучения на родине может быть сопоставима с российской, либо ниже. В отдельных случаях студенты в России получают специальные стипендии для иностранных граждан.
В ходе интервью респонденты отмечали много «притягивающих» факторов выбора образования в России. Но среди наиболее часто упоминаемых оказались следующие:
общая осведомленность о России (в том числе о признании на родине российских дипломов и качества российского образования);
персональные рекомендации родственников и знакомых;
социальные связи в России.
Осведомленности о России и российских вузах в СНГ способствуют российские центры науки и культуры, которые действуют в разных странах под эгидой Россотрудничества. Также свою роль играют школьные учителя, поддерживающие связи с российскими вузами.
Часто образование в России рассматривается как возможность последующей миграции вслед за уже эмигрировавшими родителями абитуриента. «Мой отец живет здесь. Он приехал сюда три года назад и позвал меня, — говорит студент Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта из Казахстана. — Поэтому я решил остаться здесь».
В некоторых случаях студенты выбирают российские города из соображений удобства и близости к границе родной страны. Например, Томск традиционно привлекает абитуриентов из Казахстана, так как расположен близко к его границе. Для молодых людей из стран СНГ российский климат не представляет серьёзной проблемы, и они не чувствуют себя иностранцами в России.
Что касается выбора того или иного вуза, то важным фактором оказалась известность университета, а также его присутствие в интернете. Не все российские университеты хорошо представлены онлайн, отмечает автор исследования. «Можно говорить о ВШЭ и других университетах, потому что изначально мне понравился очень хорошо развитый веб-сайт, где можно найти любую информацию, — отмечает студентка НИУ ВШЭ из Молдовы. — Не каждый этим озабочен. Но я по-настоящему изучила расписание и курсы, чтобы понять, что мне нужно, и как я могу организовать моё обучение».
Другие факторы, играющие важную роль при выборе университета — рейтинг вуза, впечатление от посещения приёмной комиссии, доступность двойных дипломов, размер стоимости обучения, инфраструктура учебного заведения.
Чаще всего молодые люди из стран дальнего зарубежья выбирают учиться в Москве и Санкт-Петербурге. И одним из значимых факторов, кроме инфраструктуры и наличия известных вузов, выступает уровень владения английским языком среди местных жителей. К тому же, другие российские города малоизвестны иностранным студентам.
Выяснилось, что у студентов из стран дальнего зарубежья дома такой проблемы, как ограниченный доступ к высшему образованию, нет. Лишь некоторые респонденты указывали на это.
В отличие от молодых людей из государств СНГ, студенты из дальнего зарубежья плохо знают Россию и говорят о том, что им сложно было найти беспристрастную информацию о стране, россиянах и жизни здесь. Многие говорили, что им попадалась негативная информация.
Вот что рассказывает магистрант Новосибирского государственного университета, прибывший из Венесуэлы: «Я искал информацию на испанском или на английском — и нашёл некоторую, но она казалась политически окрашенной. Можно найти информацию о том, что Россия — ужасное место для жизни, или, наоборот, говорят, что Россия — хорошее место для жизни <...> Я не нашёл нормальных историй о том, каково это — быть иностранцем и жить в России».
После знакомства с имеющимися сведениями, как отмечали молодые люди, Россия выглядит небезопасной страной для жизни и агрессивной в политическом плане. Но в некоторых случаях Россия воспринимается и как близкая, дружеская страна — благодаря прошлым связям (как, например, для студентов из Китая) или существующим договоренностям на государственном уровне.
«Россия и Нигерия — союзники, друзья. Есть соглашение об обмене между странами, отмечает магистрант одного из университетов Самары, прибывший из Африки. — В этом году даже больше нигерийских студентов приедут в Россию. То есть, это происходит каждый год».
Иностранные студенты, как отмечает исследовательница, относят обучение в России к разряду «расширения опыта и выхода из зоны комфорта». К числу воспринимаемых вызовов относится русская зима. «О да, я провела своё собственное мини-исследование о том, как обстоят дела в России и о России в целом, с точки зрения погоды, — смеется студентка РУДН с Ямайки. — Моя мама очень переживала из-за погоды».
Рекомендации от друзей, знакомых, родственников, касающиеся России, студенты из стран дальнего зарубежья получают намного реже, чем юноши и девушки из стран СНГ. Хотя есть исключения, когда в окружении молодых людей оказываются выпускники советских вузов — учителя, старшие родственники и т.д.
В качестве альтернатив России респонденты часто называли США, Великобританию и Германию. А Россия нередко воспринимается скорее как запасной вариант.
Один из факторов, который способствует выбору российских вузов — уровень финансовых расходов — он ниже. При этом проще собрать пакет необходимых документов. Однако, социальные издержки обучения в России представляются для молодых людей более масштабными. Например, респонденты часто уверены в том, что в России высокий уровень расизма и нет гарантий, что они получат правовую защиту в случае возникновения конфликтов на этой почве. «Многие россияне не любят чернокожих людей. Что мы привыкли слышать — ты приезжаешь в Россию, белый человек видит чёрного и уходит от него. Мне было сложно привыкнуть к этому. В таких странах, как США, Канада и Великобритания много чёрных, мне будет проще, если я туда поеду», говорит магистрант НИУ ВШЭ из Ганы.
Ещё одна из проблем, с которой сталкиваются иностранные студенты — поиск работы во время и после окончания обучения. Рынок труда в России, как отмечает автор, предоставляет весьма ограниченные возможности для студентов, не владеющих русским языком.
Что касается выбора вуза, то к нему абитуриенты из стран дальнего зарубежья подходят более тщательно, чем абитуриенты из СНГ, особенно те, кто самостоятельно платят за обучение. Академическая репутация, присутствие вуза онлайн и доступность — часто единственные факторы, которые по-настоящему мотивируют их выбирать Россию.
Результаты исследования подтверждают, что Россия для студентов из стран дальнего зарубежья — часто лишь запасной аэродром. Эти выводы, как отмечает автор, соотносятся с одним из турецких исследований, в котором обнаружился «феномен второго выбора» («second option choice») в отношении иностранных студентов, обучающихся в Турции. Он ещё недостаточно изучен. Тем не менее, проблема «феномена второго выбора» уже очевидна — неудовлетворенность вынужденным компромиссом негативно влияет на учебные результаты и вовлечённость в учебный процесс.
Хотя в России и сейчас обучается много иностранных студентов, необходимы дополнительные усилия, чтобы развивать эту сферу дальше и сделать российские вузы более привлекательными для иностранцев, считает Алёна Нефедова.
Она предлагает следующие рекомендации по итогам результатов исследования:
На государственном уровне должно уделяться больше внимания имиджу страны за рубежом. Существующие информационные источники не способствуют формированию адекватной картины об обучении в российских университетах.
Необходимо увеличить бюджетное финансирование общественных организаций, способствующих продвижению российского образования за рубежом (в том числе российских центров науки и культуры).
Важно развивать программы поддержки русскоязычных школьных учителей, часто являющихся единственным связующим звеном между российским университетом и иностранным абитуриентом.
Необходимо внести существенные изменения в миграционное законодательство, так как сейчас оно становится существенным барьером для экспортной политики вузов. В частности, официально разрешить частичную трудовую занятость для иностранных студентов, разработать специальную визовую политику.
На институциональном уровне университетам следует особое внимание уделять адаптации студентов первых курсов. Для этого необходимо создавать клубы поддержки, которые часто отсутствуют в российских вузах.
Университетам важно развивать образовательные программы на английском языке, поскольку интерес к русскому в мире серьёзно снизился после распада СССР. А это негативно влияет на перспективы России оставаться влиятельным игроком на глобальном рынке образования.
Кроме того, необходимо улучшать качество жизни иностранных студентов, чаще собирать обратную связь и использовать её, активно работать с выпускниками.
Нужно способствовать формированию адекватных ожиданий у студентов перед учёбой. Очень часто барьером к этому становится отсутствие качественных английских версий сайтов университетов.
Данное исследование имеет ограничения, отмечает автор. Прежде всего потому, что интервью были взяты у студентов ведущих вузов России, которые имеют существенную государственную поддержку по продвижению своих образовательных программ за рубежом. Нужны дополнительные исследования в данном направлении, которые бы затрагивали более широкий круг университетов.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!